
Аннотация: В работе рассматривается вопрос значения инноваций в современной политике. Даны определения цифровой экономики, основных ее параметров. Приведены стратегии развития лидирующих стран. Обозначены основные проблемы диджитализации. Сделаны краткие выводы о текущем положении и о том, что предстоит сделать.
Ключевые слова: Цифровая экономика, Цифровизация, Диджитализация, Информационно‐коммуникационные технологии, Облачные вычисления, Интернет вещей, Большие данные, Виртуальные валюты, Четвёртая промышленная революция, Мировое хозяйство, Национальные хозяйства.
На данный момент увеличение количества новых технологий продолжает расти и не замедляется ни на секунду. Наша жизнь меняется, причём в самых разных аспектах. В том числе это относится и к современной политике. Как инновации способны изменить политику? На этот вопрос нет однозначного ответа. Но остается очевидной необходимость соответствия политики государства уровню развития технических средств в нём. Одним из показателей этого уровня, а также общим пониманием инноваций в сфере экономики и является цифровая экономика.
Понятие цифровой экономики
Это понятие было введено не так давно в середине 1990-х учёными Д. Тапскоттом и Н. Негропонте. В своей книге Дон Тапскотт дал следующее определение – это экономика, базирующаяся на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Николас Негро- понте также связал это понятие с интенсивным развитием ИКТ и с началом процесса информатизации второго поколения, что является основой формирующегося VI технологического уклада. Эти определения легли в основу общего понимания цифровой экономики, а уже в наше время данный термин приобрел более точные значения.
Одним из таких является определение, данное в докладе об информационной экономике за 2017 год на конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД. Под цифровой экономикой понимается «использование цифровых технологий на основе Интернета для производства товаров и услуг». В Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» цифровая экономика определена как:
«хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Для полного понимания термина стоит дать определения следующих основных параметров:
- Облачные вычисления
Информационно-технологическая концепция, подразумевающая обеспечение повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему объему конфигурируемых вычислительных ресурсов, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами или обращениями к провайдеру. Примерами ресурсов могут являться сети передачи данных, серверы, устройства хранения данных, приложения и сервисы – как вместе, так и по отдельности.
- Интернет вещей
Концепция вычислительной сети, соединяющей вещи (физические предметы), оснащенные встроенными информационными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой без участия человека. Сегодня сформировано два крупных направления: Интернет вещей (IoT – Internet of Things) и промышленный Интернет вещей (IIoT – Industrial Internet of Things). Основная разница данных технологий состоит в предназначении: если основная задача IoT – это сбор всевоз- можных данных для построения моделей и прогнозов, то предназначение IIoT состоит в автоматизации производства (за счет удаленного управления ресурсами и мощностями по показаниям датчиков).
- Большие данные
Совокупность подходов, инструментов и методов, предназначенных для обработки структурированных и неструктурированных данных (в т.ч. из разных независимых источников) с целью получения воспринимаемых человеком результатов. Большие данные характеризуются значительным объемом, разнообразием и скоростью обновления, что делает стандартные методы и инструменты работы с информацией недостаточно эффективными. Таким образом, технология Больших данных – это инструмент принятия решений на основе больших объемов информации.
- Виртуальные валюты
Вид виртуальных денег, которые создаются непосредственно в компьютерной сети. Они представляют собой цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве средства обмена; и/или расчетной денежной единицы; и/или средства хранения стоимости, но не обладает статусом законного платежного средства ни в одной юрисдикции.
Эти технологии являются наиболее сквозными при изучении цифровой экономики сегодня.
Мировое хозяйство
Всё более актуальным становится вопрос о том, как цифровизация повлияет на мировое промышленное производство. Приведёт ли она к четвертой промышленной революции, или лишь задаст новое направление развития современной экономики? В первом случае, многим развивающимся экономикам стран будет дан шанс сделать рывок на новой технологической волне. Географическое положение может перестать иметь решающее значение. Вместо этого главным критерием станет способность той или иной экономики реализовывать инновации внутри страны и за ее пределами. Однако как это повлияет на международное сотрудничество? Оно станет более эффективным или наоборот приведёт к еще большей поляризации мира? Цифровые технологии способны предотвратить многие конфликты и решить некоторые глобальные проблемы современности, но могут породить и новые, с которыми мы до сих пор не сталкивались. Поэтому главная задача отдельно взятых стран состоит в том, чтобы обеспечить необходимый технологический уровень для экономического роста, возможностей цифровой экономики, а также решения новых проблем.
Стратегии развития национальных хозяйств
Развитие цифровой экономики – задача актуальная для всех стран. Однако уже сформирована группа лидеров. В которую входят: США, Китай, Индия и Европейский союз. Рассмотрим главные аспекты программ этих стран:
- «Повестка дня цифровой экономики США»
Состоит из четырех основных блоков: свободный и открытый Интернет, доверие и безопасность в сети, доступ и профессиональные навыки, инновации и новые технологии. Главной целью этой программы является установление норм и стандартов использования новых технологий, а также обеспечение комфортной среды для бизнеса внутри страны. На данный момент США занимают одну из лидирующих позиций в сфере цифровой экономики, однако и другие страны ведут работы в этой области.
- «Интернет плюс»
Это стратегия КНР по внедрению интернет-технологий в традиционные отрасли промышленности. Помимо этого, она направлена на вывод китайских интернет-компаний на глобальный рынок и содействие международному предпринимательству. Работа ведется по семи основным направлениям: улучшение инфраструктуры Интернета, развитие информационной инфраструктуры нового поколения, совместное использование государственных ресурсов, совершенствование правил безопасности, создание благоприятных условий, поддержка бизнеса, улучшение интеллектуального воспитания.
- «Цифровая Индия»
Национальная программа Индии в основном направлена на внут- ренние изменения. Включает в себя три больших блока: «Цифровая ин- фраструктура как основная польза для каждого гражданина», «Управление и услуги по запросу» и «Расширение цифровых возможностей граждан». Особенностью этой стратегии является создание «экономики знаний», электронного правительства. Программа была запущена в 2015 году и с тех пор демонстрирует положительную динамику.
- «Стратегия единого цифрового рынка для Европы» Европейский союз, бесспорно, является пионером цифровой экономики. Данная стратегия реализуется помимо собственных национальных программ каждой из стран. Можно выделить три основных направления:
«Облегчение доступа потребителей и бизнеса к товарам и услугам через Интернет в пределах всего Евросоюза», «Создание благоприятных условий для развития цифровых сетей и услуг» и «Содействие максимальному росту потенциала европейской цифровой экономики».
Экономика каждой из описанных стран имеет свою специфику и находится на уникальном пути развития, но очевидно, что вопрос цифровизации стал острым для всех них. Некоторые инициативы нашли практическое применение и в той или иной степени были реализованы, некоторые так и остались применимыми лишь в теории. Это, прежде всего, связано с преодолением цифрового барьера, который строится из сложностей внедрения и неготовности больших масс населения к принятию инноваций. Что правительства могут и должны с этим сделать?
Прежде всего, они обязаны обеспечить населению свободный доступ к информационным технологиям. Затем вести диалог посредством финансирования предпринимателей и инициатив. Это будет создавать благоприятную среду для новых идей, стимулировать инновации, которые со временем трансформируются в новые технические возможности.
Цифровая экономика обладает потенциалом трансформировать практически все сферы жизни общества. Этот процесс уже запущен. Однако как указывается в отчете Всемирного экономического форума «Глобальный отчет по информационным технологиям за 2015 год», инфраструктура информационно-коммуникативных технологий не настолько развита и не так быстро распространяется, как это многим представляется. «У половины населения земного шара нет мобильных телефонов, а 450 млн. человек все еще живут в районах, куда не доходит сигнал мобильной связи.
Около 90% населения стран с низким уровнем дохода и более 60% мирового населения еще не пользуются сетью Интернет. Наконец, среди существующих мобильных телефонов все еще преобладает техника старого поколения». Всё ещё существует множество проблем, с которыми столкнуться нам ещё предстоит. Многие из них были затронуты в докладе Римского клуба «Come on». Речь идет о темной стороне диджитализации. В настоящее время цифровая экономика далеко не стабильна. Мы можем потерять над ней контроль. Также встанут проблемы нравственного и этического характера. Слишком быстрый рост демотивирует людей, ставит их перед тяжёлым выбором, который могут сделать не все. Цифровизация потенциально несет угрозу миллионам рабочих мест. Для устранения этих проблем, прежде всего, нужно работать объединенными усилиями. Путь в светлое цифровое будущее лежит через преодоление международных противоречий. От того, как быстро и слаженно мы бу- дем действовать, зависит то, в какое будущее мы попадем.
Литература и источники:
- Negroponte N. Being Digital. New York: Knopf, 1995. 243 с.
- Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Net- worked Intelligence. New York: McGrawHill, 1996. 342 с.
- Weizsäcker E., Wijkman A. Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. Report to the Club of Rome.
- Виртуальные валюты и виртуальные биржи в мире [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/20171207/1510424778.html.
- Всемирный экономический форум, «Глобальный отчет по информацинным технологиям в 2015 году: информационно-коммуникационные технологии для инклюзивного роста», Сумитра Дутта, под ред. Тьерри Гайгера и Бруно Лэнвина, 2015.
- Зимненко И.А. Введение в «Цифровую» экономику. М: ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.
- Купчишина Е.В. Эволюция концепций цифровой экономики как феномена неоэкономики //Государственное управление. Электронный вестник. 2018 г. № 68. С. 426–444.
- Лойко В.И. Современная цифровая экономика. Краснодар: КубГАУ, 2018. 508 с.
- Политология: Учебное пособие./Под ред. проф. Пусько В.С. 3-e изд.; переработ. и доп. М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2008. 363 с.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г.
№ 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017, № 32, ст. 5138.
- Ревенко Н.С. Цифровая экономика США в эпоху информационной глобализации: актуальные тенденции // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 8 (572). С.78–100.Ревенко Л. Международная практика реализации программ развития цифровой экономики // Международные процессы. 2018. Т. 15. № 4. С. 20–39.
- Садовая. Е. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 12. С. 35–45.
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития ин- формационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы».
- Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: «Эксмо», 2016.
- Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. С. 12–17.
- Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г. и др. М.: Экон-иформ, 2019.
Завьялова А.П., студент группы ИУ6‐42Б Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Научный руководитель: Гришнова Е.Е., докт. полит. наук, профессор кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»