Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1sip-1.png

Аннотация: Работа посвящена рассмотрению отношений между такими странами, как Индия, Китай и Непал. Автор анализирует развитие этих отношений с середины прошлого века, трансформацию позиции Непала, который начинает диверсифицировать свои отношения, а также положение Индии и Китая в Непале сегодня.

Ключевые слова: Индия, Китай, Непал, Южная Азия, двусторонние отношения, борьба за влияние, конфликтные отношения, «Один пояс – один путь».

ХХ век был богат на события. Две мировые войны, революции в ряде стран, формирование различных блоков и союзов – все это повлияло на трансформацию мироустройства. Одним из последствий Второй Мировой войны явилось обретение многими странами независимости, а также образование новых государств. Примером может служить обретение независимости Индией в 1947 году, а также образование Китайской Народной Республики (КНР), как результат гражданской войны в Китае.

Новый мировой порядок вынудил только образовавшиеся или получившие независимость государства заключать новые дружественные договоры и различные соглашения со своими соседями. Примером может служить Соглашение «о мире и дружбе» 1950 года между недавно получившей суверенитет Индией и положительно настроенным по отношению к ней Непалом. В свою очередь КНР установила дипломатические отношения с Непалом в 1955 году. А в 1960 году, уладив все пограничные вопросы, государства подписали «Китайско-непальский договор о мире и дружбе».

Во второй половине ХХ века Непал играл значительную роль во внешней политике Индии и Китая, а также в отношениях между ними. Для начала стоит отметить, что с середины XX века между Индией и Непалом сложились теплые отношения, и Индия оказывала большое влияние на Непал, в том числе в экономической сфере. С другой стороны, Непал признал Тибет частью Китая, а также данные государства договорились о строительстве новой дороги, которая соединила Катманду, столицу Непала, с Тибетом.

Как можно заметить, Индия и Китай в разной степени, но сотрудничают с Непалом, что является логичным, поскольку Непал имеет важное геополитическое значение для обеих стран. Во-первых, это один из их немногочисленных соседей Индии и Китая, а, следовательно, Непал выгодный экономический партнер, в том числе источник гидроэнергетики и рынок сбыта. Во-вторых, Непал – буфер между двумя крупными развивающимися государствами, обладающим выгодным географическим положением. Таким образом, Непал занимает важное геостратегическое положение, располагаясь между Индией и КНР. Однако стоит выяснить, в каком состоянии сегодня находится сотрудничество в рамках двусторонних отношений Непал – Индия и Непал – КНР.

Характер отношений между Индией и Непалом не всегда был позитивным. По причине ряда положений и протоколов договор 1950 года быстро стал спорным и задал конфликтный тон двусторонним отношениям. Положения Индо-непальского Договора «О мире и дружбе» 1950 года (Статья 5), Индо-непальское соглашение «О сотрудничестве в области безопасности» 1965 года (Статья 5) ограничивали возможности Непала быть равноправным партнером и определяли его в качестве государства под эгидой безопасности Индии. В 1988 году решение короля Бирендры закупить зенитные орудия у Китая побудило прежнего министра иностранных дел Индии К. Менона напомнить Непалу, кто является его ключевым партнером [3]. С годами несовместимость между двумя странами только ухудшилась в различных областях, а именно, пограничных вопросах, управлении водными ресурсами и торговле.

Трудно не согласиться с тем, что Индия относится к Непалу не в духе «равноправных отношений», а скорее как к своему «младшему брату», что не устраивает как население Непала, так и его правительство. Очевиден тот факт, что чрезмерная зависимость от одной страны может создать проблемы для такой не имеющей выхода к морю страны, как Непал. Поэтому Катманду должен разнообразить свои торговые и транзитные варианты с другими странами, главным образом с Китаем, другим своим соседом. Так в марте 2016 года, когда Непал восстанавливался после крупного землетрясения 2015 года и блокады на индийской границе, правительство Непала, под руководством К.П. Шарма Оли, подписало соглашение, прекращающее полную монополию Индии на систему снабжения товаров Непала [4]. «Между Непалом и Китаем за- ключено соглашение о транзитном протоколе. Теперь мы могли бы использовать достаточное количество пограничных пунктов и дорог, чтобы вести торговлю с третьей страной. Это огромное счастье для нас», – написал премьер-министр П. Оли в Twitter 8.09.2018 [5].

Несмотря на заключение соглашения о транспорте и транзите, Непалу невыгодно использовать китайские порты с точки зрения логистики. Ключевая причина, из-за которой две трети торговли Непала приходится на Индию – это географическая близость и развитая граница, что нивелирует преимущества заключенного двустороннего договора. Даже если КНР откроет больше пограничных переходов, вопрос о расстоянии остается первостепенным. Китайские порты, которые Непал собирается использовать, находятся более чем в 3000 километрах от китайско- непальской границы. В настоящее время Непал использует порты Калькутта и Вишакхапатнам для торговли с третьими странами. Калькутта находится в 742 км от границы между Непалом и Индией, а Вишакха-патнам – примерно в 1400 км от границы. Торговля со странами Восточной Азии, такими как Южная Корея и Япония может осуществляться через китайские порты только через 10–15 лет после того, как Непал будет хорошо связан с Китаем железнодорожным и автомобильным транспортом. Примером может послужить план строительства на территории Непала Трансгималайской железной дороги, как один из пунктов Меморандума по сотрудничеству КНР и Непала в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь» [6].

Безусловно, участие Китая в Непале не ново. Однако оно имеет определяющее значение, поскольку экономическая мощь Китая пока не имеет себе равных в регионе [7]. Этот факт заставляет правительство Индии пересмотреть свое привилегированное положение в Непале. Так, премьер- министр Индии Нарендра Моди выступил с различными инициативами и заявил, что он намерен рассмотреть переживания Непала по поводу индийско-непальских отношений [8]. Удастся ли Индии эффективно конкурировать с Китаем, чтобы защитить свои интересы и сохранить свою сферу влияния, будет зависеть от двух всеобъемлющих факторов: общей способности Нью-Дели бросить вызов Китаю и политической воли Индии разрешить свои собственные противоречивые подходы к Непалу.

Несмотря на то, что стратегия Индии, направленная на сведение к минимуму взаимодействия Непала с Китаем, на сегодняшний день является утопией, индийское правительство также продвигает свои идеи, среди которых можно выделить проект железнодорожного сообщения между городами Катманду, Керунг (Непал) и Раксаул (Индия) [9]. Индия подчеркивает свою центральную роль в данном проекте. Кроме то- го, премьер министры Индии и Непала установили доверительные от- ношения, заключив в ходе своих визитов ряд важных соглашений. Соглашение по исторически спорному проекту ГЭС «Арун III Хайдель»

[10] и их сотрудничество в деле активизации деятельности международной организации БИМСТЕК [11] являются одними из показателей добрых намерений Шарма Оли в отношении Индии.

Индия и КНР воспринимают Непал в качестве своей сферы влияния, однако вряд ли кто-то из них рассматривает своего соседа в качестве равноправного партнера. Это логичная позиция правительств Индии и КНР, поскольку их страны превосходят Непал во многих, если не во всех, показателях, отражающих уровень экономического развития, уровень жизни населения и др. Однако если рассмотреть рост Непала за последнюю четверть столетия, то можно понять, что не все так просто в данном вопросе.

Непал является 45-й по величине страной в мире с населением 29 миллионов человек [12]. Общая площадь страны, 140 800 км², почти равна площади Бангладеша и двум площадям Шри-Ланки [13]. Исходя уже из размера страны, можно сказать, что Непал достаточно большое государство, чтобы быть чьим-либо вассалом. Помимо демографического и географического положения, в Непале развивается законодательная сфера. Так в 2017 году правительством была поддержана важнейшая правовая реформа [14], результатом которой стали новые Гражданский и Уголовный кодексы, вступившие в силу в 2018 году [15]. А также стоит принимать во внимание значительный рост за последние 30 лет таких важных показателей, как Индекс человеческого развития (149 место из 189 стран, вырос на 51,9%), развитие человеческого потенциала (144 место, ), Валовой национальный доход на душу населения (увеличился на 111,6%), средняя продолжительность жизни (увеличилась на 16,3 года) [16]. Статистические данные отражают прогресс Непала по всем показателям. И важно подчеркнуть, что в сравнении с другими странами СААРК [17], показатели не сильно отстают от других стран.

Хотя Непал остается союзником Индии, он конституционно заявил, что его внешняя политика «основана на Уставе Организации Объединенных Наций, неприсоединении, принципах международного права» [18]. Основные партии часто повторяли это, и общий национальный дух отражает желание Непала оставаться нейтральным, как это было во время противостояния Индии и Китая в районе Доклам в середине 2017 года [19]. Правительство Оли стремится сохранить отношения Непала с Китаем независимыми от отношений с Индией. Вопрос в том, сможет ли Непал достичь этого, учитывая недовольство Индии в отношении растущего сближения Китая и Непала.

Китай усиливает свои позиции в Непале благодаря щедрой стратегической благотворительности. После 19-го съезда Коммунистической партии Китая она продолжит «использовать экономическую дипломатию как основу своей внешней политики» [20]. Поэтому правильное решение для Индии заключается в отходе от ее представлений о доминирующем положении в экономике Непала и в активной реализации новаторской политики и стратегий, которые будут отражать нынешние реалии.

Первый шаг заключается в выявлении основной причины такого поведения Непала по отношению к Индии. Почему истеблишмент Непала последовательно отдаляется от Индии, в то же время столь радушно принимая Китай?

Во-вторых, Индия должна представить Непалу новые экономические инициативы, инициативы в области развития инфраструктуры, которые не только принесут ощутимые выгоды непальским гражданам, но и будут выгоднее и перспективнее, чем сотрудничество с КНР. Сейчас самое время воплотить в жизнь неоднократное одобрение премьер- министром Моди идеи премьер-министра Оли «счастливый Непал, процветающий Непал». Индия осознает, что она должна выполнить свои обещания, поскольку необходимо держать Непал ближе к себе, чем это делает Китай.

Как бы то ни было, Непал не может обойтись без опоры на Индию. Индия является и будет оставаться жизненно важной для страны во многих отношениях. Тем не менее, Непал с недавнего времени является членом инициативы КНР «Один пояс – один путь», что ставит Индию в сложное положение. Как верно отметили аналитики экспертно- исследовательского центра, Харш В. Пант и Абхиджнан Редж: «Нью-Дели оказался совершенно не готов противостоять напористой китайской внешней политике при Си Цзиньпине». Индия должна выяснить, где она находится по отношению к Непалу и каков путь вперед в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, учитывая меняющуюся региональную и глобальную структуру, технологические прорывы, а также новые угрозы, такие как терроризм. Непал, со своей стороны, пережил историческую политическую трансформацию, но продолжает сталкиваться с огромными проблемами в плане управления своим населением. Поэтому Индия и Непал должны выяснить, как они могут двигаться вперед в интересах обеих сторон.

Сильный суверенный Непал полезен, а не вреден для безопасности Индии. Непал имеет общую границу протяженностью 1400 км с Тибетским автономным районом Китая, возможно, единственным районом в Гималаях, где отсутствуют угрозы безопасности. В каком-то смысле Непал помог Индии избежать необходимости развертывания тысяч военнослужащих и военной техники на этом дополнительном 1400-километровом участке для размещения своих сил. Таким образом, стоит выделить значение суверенного статуса Непала, независимого выбора политики и оказания помощи Непалу в их осуществлении. Все это отвечает интересам Индии.

Непал в равной степени заинтересован в перспективах дорожного сообщения с Мьянмой и Таиландом через БИМСТЕК, как и с инициативой КНР «Один пояс – один путь» на Северном фронте. Поэтому Индии стоит развивать двусторонние отношения с Непалом в этом же направлении, поскольку оно отвечает наилучшим интересам обеих сторон.

Таким образом, Индии и КНР стоит считаться с Непалом и позволить ему проводить свою независимую внешней политики. Безусловно, Непалу сложно стать полноправным партнером за короткий срок, однако в будущем он сможет повысить свой статус. Кроме того, с развитием путей сообщения у Непала появится возможность наладить торговые отношения с близлежащими странами, что также благоприятно скажется на его экономическом росте, и уменьшит зависимость Непала от соседей.

Литература и источники:

  1. Бочарников И.В. Информационное противодействие терроризму в современных условиях // Электронный научный журнал Проблемы безопасности. 2013. № 3 (21). С. 2–3.
  2. Бочарников И.В. Острые грани современной мировой политики

//https://elibrary.ru/item.asp?id=36386280 Вестник МГИМО Университета. 2018. № 3

(60). С. 198–209.

  • Indian Foreign Secretary K.P.S. Menon’s speech at the Royal Nepal Embassy New Delhi, 6 December 1988 // K.C. Surendra, B.B. Karki, G. Siwakoti. Nepal-India and China Treaty: A critical analysis. Kathmandu.
  • Непал и Китай: новые договоренности // Режим доступа: http://nepalportal.ru/ novosti-nepala/nepal-i-kitay-novye-dogovorennosti.
  • https://twitter.com/kpsharmaoli/status/1038321530785202176.
  • Joint Statement between Nepal and the People’s Republic of China, 21 June 2018/ https://mofa.gov.np/joint-statement-between-nepal-and-the-peoples-republic-of-china.
  • The World bank https://data.world bank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.
  • China    to    conduct    feasibility     study:    Kerung-Kathmandu      rail    network. http://kathmandupost.ekantipur.com/news/2018-05-07/china-to-conduct-feasibility- study.html/.
  • PM    Narendra     Modi’s     speech     in    Kathmandu,     Nepal,    12    May    2018 https://www.youtube.com/watch?v=4dFqkzhFESQ.
  • Oli-Modilaunch       Arun     III.     https://www.nepalitimes.com/latest/oli-modi- launch-arun-iii/.
  • Инициатива Бенгальского залива по Межсекторальному техническому и экономическому сотрудничеству.
  • The World Fact Book, Central Intelligence Agency https://www.cia.gov/ li- brary/publications/the-world-factbook.
  • The World Fact Book, Central Intelligence Agency https://www.cia.gov/ li- brary/publications/the-world-factbook/fields.html.
  • Важнейшая          правовая          реформа          поддержана          парламентом http://nepalportal.ru/novosti-nepala/vazhneyshaya-pravovaya-reforma-arlamentom.
  • Топ-15       изменений       в      законах       Непала       //      Режим       доступа: http://nepalportal.ru/novosti-nepala/top-15-izmeneniy-v-zakonah-nepala.
  • Непал.       Индекс       человеческого        развития       //      Режим       доступа: http://nepalportal.ru/novosti-nepala/nepal-indeks-chelovecheskogo-razvitiya.
  • Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии.
  • The Constitution of Nepal, Part 4, Article 51, m, 1: http://www.lawcommission.gov.np/en/documents/2016/01/constitution-of-nepal-2.pdf.
  • No pressure on Doklam issue from either side: MoFA //Режим доступа: https://thehimalayantimes.com/nepal/no-pressure-doklam.
  • Route linking Lanzhou, Kathmandu begins operation // Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/english/2016-05/11/c_135351540.htm.
  • Терроризм в современном мире /Гришин В.И., Гришина О.А., Яблочкина И.В., Кошкин А.П., Бочарников И.В., Герейханов Г.П. Информационно-аналитический вестник / Москва, 2016. Выпуск 5.

Максимов Н.С., студент III курса

Институт международных отношений и социально‐политических наук Московский государственный лингвистический университет

Научный руководитель: Абаев Л.Ч., доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля