Борьба цивилизаций

1. Цель политики историко-мемориальной памяти. Затвердить в общественном сознании ключевые ценностные ориентиры и принципы идентичности, легитимизировать систему властно-субъектных отношений, Исходя из этих целевых установок, рассмотрим задачи, которые должен решать современный концепт историко-мемориальной памяти в российском цивилизационном пространстве.

Преемственность. Российская цивилизация развивается более тысячи лет. А предпосылки и культурные корни ее гораздо старше. В том числе она является наследницей и тех племенных и государственных формирований, которые объединяли территории современного российского цивилизационного пространства. Точно так же, как Иран сегодня признает все эпохи своего исторического развития: от создания государственности индоиранскими племенами, до современного шиитского теократического правления, и Россия включает в себя различные исторические этапы своего развития: этноконфессиональные, сословные, классовые.

2. Рассматривая всю совокупность эпох социального и государственного становления российской цивилизации, мы безусловно увидим как фундаментальные ценности, ставшие базой российской цивилизации, так и постоянно присутствующие факторы враждебного отношения к ней.

Когда об этом забывают или пытаются представить ситуацию в искаженном ракурсе, российская цивилизации неизбежно оказывается в кризисе или на краю гибели. Так было в 13 веке, когда игнорирование внешней угрозы привело к системному поражению княжеств, на которые распалось древнерусское государство. Так было в 16 веке, когда борьба за власть едва не закончилась воцарением польского короля и подчинением католической польской шляхте. Так было в 20 веке, когда Россия сначала встала на грань распада и лишь неимоверными усилиями смогла сохранить свою независимость, а потом подверглась страшнейшему удару за всю свою историю и принеся неисчислимые жертвы смогла преодолеть врага, поставившего своей целью полностью стереть ее из истории.

Мы, к сожалению, перестали относиться к памятникам об этих событиях именно с таким пониманием. Да, мы ухаживаем за монументами в честь погибших. Да, мы нашли в себе силы защитить большую часть из них от варварского разрушения. Но есть ли сегодня в наших идеологических концептах четкое указание молодежи, что это памятники не мертвым, это символы жизни нашей цивилизации, напоминание им благодаря кому они сегодня получили бесценный и уникальный дар – жить. Жить в обществе, которое они развивают и где они определяют свое будущее, жить в государстве, способном решать задачи любой сложности и обеспечивать им безопасность, возможности развития, с гарантиями их свобод и прав.

3. К сожалению, идеология личного успеха затмила у значительной части нашего общества понимание, что только сохранение цивилизационного пространства, неотъемлемой частью которого они являются, и может обеспечить им возможность быть субъектами исторического процесса, а не расходным материалом в руках зарубежных групп распорядителей ресурсов власти.

В конце 60-х годов прошлого века в политической элите СССР была допущена фатальная ошибка: была сделана попытка отвергнуть истину «хочешь мира – готовься к войне» и возник соблазн договориться с теми, кто всегда смотрел на Россию исключительно как на территорию, которую надо ограбить и подчинить. Эта ошибка стоит России сейчас миллионов человеческих жизней и триллионов экономических потерь.

Вера в химеры зарубежных идеологических учений работает только на интересы сил, желающих поработить российское общество. По-иному и быть не может. Рыбе червя дают не для того, чтобы она наелась, а лишь с целью выловить ее для собственной трапезы. Это не призыв отказаться от изучения всего мирового опыта идеологических учений. Он нужен и важен для того, чтобы самостоятельно создавать свои идеологемы, опирающиеся на коренные интересы российского народа и усиливающие роль российского государства в глобальном мировом пространстве.

При таком подходе мы и приходим к пониманию, какие идеи должна вбирать в себя концепция историко-мемориальной памяти российского цивилизационного пространства. Прежде всего, – это торжество жизни над смертью. Смертен индивид, но опора на жизнеутверждающие традиции продолжает исторический путь общества и государства. Что защищает российский воин? И в исторической памяти и сегодня. Жизни. Жизни детей, жизнь своей семьи, жизнь своего народа.

Это память о том, кто является угрозой смерти для нас. Как показала история, евроатлантическая цивилизация в течении веков не может избавиться от соблазна поработить или уничтожить нас. И самый наглядный пример – Аллея ангелов и памятники погибшим детям в ЛНР. Они наглядные свидетельства того, что западный мир не тревожит не только слезинка ребенка, он вполне спокойно может наблюдать за геноцидом целых народов, при этом пафосно рассуждая о правах человека и демократии.

Мы защищаем свое право жить в той культуре, разговаривать на том языке, которые передали нам наши мать и отец. Вот таких форматов в мемориально-символической памяти у нас очень мало.

Российская цивилизация – это дом для десятков этносов, это пространство дружбы народов, это территория взаимопроникновения культур, это традиция уважения к соседу, имеющему право говорить на своем языке, верить по-своему, почитать традиции своего народа. И это относится ко всем. Неуважительное отношение к соседу, чей род веками проживал в России, означает, что ты чужак здесь. И мы понимаем, что закрепление этого кредо в памяти молодых людей, воплощение его в памятники материального наследия – это непременная задача.

В традициях российского общества воспитывать подрастающее поколение на примере героев. Героев битв за свой народ и героев созидательного труда. Одно без другого нежизнеспособно. Все созданное надо защитить, но, чтобы иметь возможность защищать, надо создать щит и меч. Нам нужны записанные на скрижали истории примеры людей-героев. И здесь важен баланс. Дать возможность молодым выбрать на кого равняться: великого воина, талантливого творца, созидательного труженика, самоотверженного подвижника, на образец высокого духа и героического отстаивания интересов своего народа и своей страны.

Поколениям, воспитанным на советских традициях сегодня вполне понятно, что мы защищаем в ходе специальной военной операции, кто здесь герои и как память о них должна быть нами увековечена. Но это понятно для нас. А будет ли такое же понимание у молодежи, которая не испытала горечь утраты великой страны? Которой с детства внушали, что им не нужна своя цивилизация, что нет смысла гордиться достижениями большого народа, что не надо напрягаться, отставая свою безопасность и суверенитет. Для тех, у кого «хата с краю» все происходящее кажется не нужным и бесцельным. Такой формат воспитания начал у нас доминировать, когда нас убедили отказаться от своего понимания происходящего и полностью довериться западным кукловодам. Им это было надо, они в такою идеологию вкладывали деньги, подбирали под ее реализацию послушных исполнителей. И во многом добились своих целей. Мы оказались на грани утраты своей идентичности, своей культуры, своей истории и своего будущего. Нас спасает то, что они не успели разрушить семейные традиции, что в российском цивилизационном пространстве успели консолидироваться те силы, которые не хотят, чтобы Россия была вычеркнута из истории.

Вот и получается, что прежде чем повести таких молодых ребят к памятникам героям СВО, у них вначале надо сформировать понимание ценности российской цивилизации, понимание значимости своей национальной культуры, гордость за историю своего государства, желание продолжить жизнь в российском цивилизационном пространстве. Только после этого им станет понятен подвиг тех, кто все это спас дорогой ценой. Только после этого они смогут передать следующим поколениям все величие, всю значимость тех событий, тех жертв, очевидцами и участниками которых мы сегодня являемся.

Не на поколение нам надо сформировать концепт историко-мемориальной памяти о возрождении России в 21 веке, а на столетия. При этом честно сказав не только о том, как трудно было уйти от бездны небытия и найти в себе силы воссоздать свой народ и свою страну, но и о причинах, поставивших нас на грань гибели, о тех, кто оказался предателем памяти своих предков, о тех, кто предал свой народ за сребреники, и о тех, кто веками пытается победить нас.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля