— А в чем причина, средствов у вас нет?

То есть денег у вас не хватает?

— Средства-то у нас есть. У нас ума не хватает.

«Зима в Простоквашино»

Рыночная стоимость Google, поисковой системы № 1 в мире, на момент написания книги составляла около $80млрд. и была сравнима с рыночной стоимостью крупнейших российских нефтяных компаний. Один из создателей системы — наш бывший соотечественник. Для того чтобы создать компанию с такой стоимостью, не нужны были нефтяные скважины, алмазы или лес.

Достаточно было активно работающего мозга, целеустремленности и готовности к упорному труду для достижения целей.

У нас огромный потенциал — природные ресурсы, территория, богатейшие культурные, научные и производственные достижения и традиции. Мы креативны, изобретательны, умеем мобилизоваться в кризисах и находить выход в безвыходных ситуациях. Но давайте признаемся друг другу честно: на данный момент мы как нация неконкурентоспособны. Смешной, по мировым меркам, размер ВВП; униженное и маргинальное положение в мировой политике. И — жалкое утешение в самовлюбленных анекдотах про «Порш», разбитый об осину»; воспоминания о былом величии, заливаемые  водкой.

Мне кажется, чтобы по-настоящему использовать наши достоинства и сильные стороны, нам не хватает трех вещей: дерзких целей, готовности много работать и организованности.

Вспомните послевоенную Японию — разгромленная промышленность, униженная национальная гордость, отсутствие природных ресурсов. Ситуация гораздо худшая, чем у нас сейчас. Возрождение этой великой нации из пепла стало возможным только благодаря таким личностям, как, например, Акио Морита и Масару Ибука, основателям Sony. В 1952 году перед своей небольшой компанией, собиравшей рисоварки, они поставили цель: «За 30 лет сделать японские товары символом высочайшего качества во всем мире». И эта дерзкая цель была достигнута.

Цели — самое простое для нас, мы творческая нация, мы умеем мечтать. Но дальше начинается этап тяжелого труда. Большинство жизнеописаний великих людей довольно-таки скучно читать. «Мы решили копать там, где никто еще не копал. Мы копали долго, все вокруг над нами смеялись. Потом сломалась лопата. Ее было сложно починить, но мы ее починили. Потом мы поняли, что копали не в ту сторону, а еще мы натерли мозоли до крови, а денег на пластырь не было, но мы все равно копали». Да, именно так — никаких чудес, никакой золотой рыбки, никакого «щучьего веления». Удача чаще приходит к тому, кто вкалывает, чем к тому, кто лежит на печи и ждет, когда же его жизнь изменится к лучшему.

Но и трудиться мы можем, когда есть цель, есть сверхидея. Самое трудное — научиться организации, плану, разумному структурированию действий. Проще говоря — самодисциплине. Без которой грош цена и целям, и труду.

«…Ровно в 12.00 1 октября 2003г. все жители Эквадора сделали то, о чем раньше даже и подумать не могли: все одновременно установили на своих часах точное время. Так началась Campana ContralaImpuntualidad — национальная кампания против опозданий.

Основной целью этой инициативы стала борьба с печально известным в Эквадоре небрежным отношением ко времени. Лицом кампании стал призер Олимпийских игр, бегун Джефферсон Перез, который с многочисленных плакатов призывал своих соотечественников «каждое утро делать себе инъекцию уважения, ответственности и дисциплины». Даже президент Лусио Гутьеррес, прославившийся своей непунктуальностью, дал торжественное обещание присоединиться к гражданам своей

страны.

Своим появлением кампания обязана элементарному экономическому факту: пунктуальность приносит доход. Согласно проведенному в Эквадоре исследованию из-за хронических опозданий страна теряет $2,5млрд. в год, что никак не назовешь незначительной суммой для государства с ВВП, составляющим $24млрд. в год…» (Ведомости, Наталья Сорокина, 14 мая 2004.)

Вспомним еще одного творца «японского чуда», одного из самых успешных в мире предпринимателей, Консукэ Мацуситу (Panasonic, Technics, National и др.). Свой жизненный путь он начинал нищим помощником в лавке, не имеющим ни хорошего образования, ни харизмы, ни связей во власти, ни особых талантов. Его сделали великим упорным труд, несгибаемость в кризисах (вплоть до практически полного разрушения бизнеса оккупационными властями в 1945 году), умение ставить высокие цели и не ограничиваться эгоистическими интересами (например, он создал школу подготовки государственных лидеров нового поколения), внимание к передовым методам планирования и управления, часто на десятилетия опережавшим общепринятую практику. А еще Мацусита постоянно напоминал своим ученикам: человек может все, возможности человека безграничны, нерешаемых задач не бывает.

Человек сам творит свою судьбу. В этом смысле XXI век жесток: «добавленная стоимость» перемещается в информационную сферу, не требующую никаких начальных активов, и поэтому у человека и народа уже нет никаких оправданий собственной неуспешности. Не нужны никакие стартовые условия, никакие природные или иные ресурсы, чтобы достигать высот. Нужно лишь осознать свои цели и засучить рукава для упорного, тяжелого, планомерного и организованного труда.

Многие политики, ученые, общественные деятели ищут рецепты развития России. Думаю, такие рецепты не «родит» никакой самый мощный институт стратегического прогнозирования. Ни национальная идея, ни стратегия национальной конкурентоспособности не смогут быть даны кому-то «сверху». И национальная идея, и адекватное понимание нашего места в мировом разделении труда, и конкурентоспособные продукты, и компании — лидеры всемирного масштаба родятся сами. При одном простом условии: если каждый из нас поставит цель и достигнет ее. Давайте забудем на время о глобальных вещах, находящихся вне нашей власти. Сделаем каждый свой шаг, на своем месте, в рамках своих возможностей.

Я уверен: когда каждый из нас научится ставить цели и достигать их — мы будем непобедимы.

Приложение 1 Шаги создания вашей личной системы тайм-менеджмента

Дорогой читатель, еще раз вкратце напомню ключевые шаги, которые необходимо сделать для эффективного управления временем. Удачи в применении!

1. Отдых

Потратив минимум «начальных вложений времени», наладьте грамотный отдых в течение рабочего дня и в нерабочее время.

— Сделайте отдых в течение дня ритмичным

— Обеспечивайте максимальное переключение

— Используйте творческую лень

— Повысьте эффективность сна

— Применяйте микросон в течение рабочего дня

— Выделяйте время на «переживание момента»

2. Мотивация

Освойте методы настройки на выполнение сложных задач, для сокращения времени работы над ними.

— Используйте «якоря» для настройки на различные задачи и отдых

— Применяйте «метод швейцарского сыра» при раскачке

— Ежедневно съедайте минимум одну «лягушку»

— Дробите «слонов» на «бифштексы», приближающие к достижению «слона»

— Поощряйте себя «промежуточными радостями»

— Заведите таблицу ежедневных дел, со списком наград за исполнение

— Попробуйте календарик-пинарик

3. Целеполагание

Сформируйте личные ценности и поставте долгосрочные цели, для воплощения мечты в реальность

— Управляйте своей «персональной корпорацией» проактивно

— Расчистите штампы и нарисуйте «ваш день в будущем»

— Определите ваши ценности с помощью мемуарника

— Сформулируйте личную миссию в форме эпитафии

— Ищите ваше призвание

— Выявите 5–7 ключевых областей вашей жизни

— Сделайте обзорный график жизненных целей по ключевым областям и будущим годам

— Наиболее близкие и понятные цели сделайте измеримыми

4. Мотивация

Настройте личную систему планирования рабочего дня с

использованием «жестких» и «гибких» задач, чтобы планировать реалистично и всегда успевать выполнять главное

— Выделяйте 10 минут вечером или утром на создание полной обзорной картины задач на день

— При планировании в ежедневнике используйте разные цвета,

закладки, стикеры

— Заведите «стратегическую картонку» — закладку с

ключевыми долгосрочными целями

— В плане дня разделяйте жесткие, гибкие и бюджетируемые задачи

— Делайте список гибких задач результато- и реалистично-ориентированным

— Выделяйте 2–3 приоритетные задачи в списке и начинайте

работу с них

— При планировании «жестких» встреч закладывайте резервы

— Согласовывайте с вашими партнерами нормы

пунктуальности

— Запасайтесь избыточной информацией, поскольку все пойдет не по плану

5. Планирование

Организуйте контекстное планирование и среднесрочное планирование по методу «День — Неделя» и гарантируйте себе уверенность в том, что вы всегда уложитесь в срок

— Время «фактурно», неоднородно — ловите «кайрос»

— Заведите «контекстные» разделы в ежедневнике

— Для обзора задач всеми сотрудниками используйте доски,

разграфленные по «кайросам»

— Используйте технику «День — Неделя» для своевременного вспоминания о среднесрочных задачах

— Применяйте обзорные графики для планирования крупных задач и для контроля регулярных рутинных задач

— Используйте измеритель результата для прогнозирования сроков исполнения крупных задач

6. Планирование

Научитесь отсеивать лишние навязанные дела и выделять ключевые задачи с помощью ясных критериев таким образом, всегда находя время на главное

— Расширьте арсенал ваших «стратегий отказа»

— Приучайте окружающих к твердому «Нет»

— Используйте «здоровый пофигизм» и метод трех гвоздей»

— «Покупайте» время, заменяя вашу личную работу профессиональной услугой

— Делегируя задачи, создавайте их обзор и используйте активный контроль

— Формулируйте и используйте критерии расстановки приоритетов

— Передавая задачи подчиненным или коллегам, прописывайте в явном виде матрицу критериев

— Взвешивайте ваши долгосрочные цели и концентрируйтесь на ключевых

7. Информация

Внедрите техники фильтрации, хранения и оперативного перемещения информации, позволяющие держать ее под контролем без слишком детального «раскладывания по полочкам»

— Спланируйте ритм и методы чтения деловой и другой серьезной литературы

— Отфильтруйте информационный мусор, получаемый из СМИ

— Настройте автофильтрацию электронной почты

— Используйте папки электронной почты как инструмент

контроля по технике «День — Неделя»

— «Выращивайте» порядок в документации методом ограниченного хаоса

— Заведите творческую картотеку для материализации мыслей

— Организуйте любое информационное пространство в соответствии со структурой внимания человека

— Выделите на рабочем столе сигнальную область, входящий и исходящий накопители, контекстные лотки иконтрольные лотки по методу «День — Неделя»

8. Поглотители

Используй те техники выявления поглотителей, позволяющие задействовать «валяющиеся под ногами» резервы времени — Проведите сплошной учет вашего времени в течение 2–3 недель

— Сформируйте 2–3 количественных показателя эффективности и отслеживайте их в динамике

— Планируйте наполнение транспортного времени и времени командировок

— Имейте сценарии реагирования на случай технических форс-мажоров

— Применяйте техники организации совещаний

— «Точите топор», используя для этого любые «отходы

времени»

9. «ТМ-бацилла»

Донесите «ТМ-бациллу» до окружающих, чтобы они более разумно использовали свое и ваше время

— Предлагая ТМ-идеи вашему руководителю, показывайте их полезность для дела, а не комфортность для вас

— Убеждайте подчиненных в действенности тайм-менеджмента вашим личным примером

— Принудительно внедряя ТМ-техники, делайте это небольшими шагами

— Применяйте небольшие «кнуты и пряники» немедленно

— Используйте пилотные проекты

— Предлагайте тайм-менеджмент детям в форме игры, развивая в них «проективный» подход к жизни

10. «ТМ-манифест»

Используйте невосполнимое время вашей жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами

— Помните, что время необратимо, это «материал, из которого сделана ваша жизнь»

— Поверьте: человек может все, если сильно этого захочет

— Вы — не «винтик». Даже небольшие действия изменяют мир к лучшему

— Развивайтесь, двигайтесь, никогда не останавливайтесь

— Помогите другим найти свои цели и ценности

— Изменить мир — возможно. Сделайте первый шаг прямо сейчас

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля