31 октября – 1 ноября 2022 г. в рамках работы Школы молодого этнополитолога (далее – Школа) в Институте востоковедения РАН (г. Москва) состоялся научный семинар «Отработка практики сбора эмпирического информационного материала в рамках исследования этнополитических процессов».  В нем приняли участие эксперты и молодые ученые из Москвы, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Ижевска, Тобольска, Астрахани и др. городов России. В качестве модераторов выступили научный руководитель Школы, директор АНО ПРОИГН «Центр социокультурного моделирования» Азат Тагирович Бердин и исполнительный директор Школы, директор Института стратегических исследований Республики Башкортостан Владимир Леонидович Савичев.

В ходе данного семинара упор был сделан на отработке методологии сбора и анализа эмпирического информационного материала в рамках исследования этнополитических процессов. Все эксперты в своих выступлениях обратили внимание на важность создания единого комплекса научного мониторинга этноконфессиональных процессов в российских регионах, основанного на социологических и статистических исследованиях, анализе социальных сетей, СМИ, научной среды и т.д. А также предложили создать несколько дополнительных площадок для решения методологических вопросов, возникающих в процессе проводимых исследований.

В ходе семинара мы не раз вспоминали слова директора Школы Вячеслава Константиновича Петрова о том, что, в первую очередь, важно договориться об используемых понятиях и об общей методологии самого процесса, а также выяснить, какие методы и технологии эффективнее всего можно применять для изучения этнополитических и этноконфессиональных процессов.

Несмотря на то, что семинар был выстроен в традиционном формате мастер-классов и тематических дискуссионных площадок, в этот раз он существенно отличался от предыдущих. Семинар представлял собой научно-исследовательскую рефлексию. Коллеги анализировали опыт проведения исследования этнополитических процессов в своих регионах, показывая сложности сбора и анализа эмпирического информационного материала, необходимость использования разных методик для достижения поставленной цели и важности их аудита. Анализ представленных кейсов позволил увидеть общие и специфические проблемы разных регионов России.

Метод case-study, который лег в основу данного семинара, позволил нам получить новые знания путем организации модераторами группового анализа конкретных этнополитических ситуаций в разных регионах России через определение проблем, скрытых в этих ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению этих проблем. Мы увидели, что разные источники информации вместе с результатами системных социологических исследований о состоянии этнополитических и этноконфессиональных процессов дают нам информацию, которая более объективна и приближена к реальности, однако зависима от ракурса рассматриваемой проблемы и, бывает, что отличается от информации, полученной из открытых источников с использованием новых IT технологий. За последние два семинара – в сентябре и октябре, мы наглядно убедились, что информацию можно получить двумя путями: провести специальное исследование, как это сделали эксперты, выступающие с мастер-классами, и поработать с открытыми источниками с помощью технологий, предложенных Воянковской Яной Станиславовной, старшим преподавателем ФГБОУ ВО УГАТУ, it-аналитиком проекта Daemos.

На семинаре в сентябре мы увидели, что есть специалисты, такие как Яна Станиславовна, которые далеко продвинулись с точки зрения технологий сбора и анализа информации. Они позволяют на многие вещи посмотреть более глубоко. И то, что иногда не видно или скрывается в формате официального взаимодействия, оказывается очень наглядно представлено в социальных сетях, в которых, как мы знаем, мало что можно утаить.

Однако наличие новых технологий не означает, что традиционные методы исследования устарели и не могут быть применены для исследования такого сложного предмета как этнополитические и этноконфессиональные процессы. Наоборот, разные методы и технологии необходимы для перекрестной проверки, которая позволяет нам увидеть направление и динамику процессов, а значит мы сможем (основываясь на более глубоком понимании того, что происходит) предложить сценарии для того, чтобы эти процессы шли в оптимальном русле.

В этом мы убедились благодаря серии мастер-классов ведущих российских учены:

«Конфликтогенные факторы языковой ситуации в республиках Поволжья и Приуралья» (Андрей Георгиевич Большаков, заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии КФУ, Евгения Валерьевна Храмова, доцент кафедры конфликтологии КФУ)

«Актуальные этнополитические процессы, их мониторинг и интерпретации в Республике Удмуртия» (Владимир Степанович Воронцов, с.н.с. Удмуртского филиала Института философии и права УрО РАН)

«Сопоставительный анализ этнополитических процессов в Дагестане и Нижнем Поволжье: ногайский кейс» (Ишмухамбетов Рамиль Валитович, соискатель кафедры истории России Астраханского государственного университета)

«Воздействие Турции и Казахстана на РФ» (Виктор Анатольевич Надеин-Раевский, директора Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН)

«Проблематика национальной проектности сибирских татар в постсоветский период» (Квашнин Юрий Николаевич, старший научный сотрудник сектора этнологии Института проблем освоения Севера ФИЦ «Тюменский научный центр СО РАНи Бакиева Гульсифа Такиюлловна, старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН (г.Тюмень), федеральный эксперт научно-технической сферы, доцент Тюменского индустриального университета (филиал в г.Тобольске).

Со всеми мастер-классами более подробно можно познакомиться на обновленном сайте информационно-аналитического журнала «Политическое образование» (http://lawinrussia.ru/?cat=25). На этом сайте вы также можете найти всю интересную и актуальную информацию о политике и не только. В «Политическом образовании» каждый найдет для себя почитать то, что ему нравится, и то, что может пригодится в жизни, заставит задуматься и начать понимать и анализировать современные процессы. Особенно рекомендую данный сайт для студентов и преподавателей социо-гуманитарных дисциплин.

Для тех, кто занимается изучением онлайн-сообществ, формирующихся в формате открытых групп в социальных сетях, а также интересующихся методологическими вопросами их изучения рекомендую почитать монографию «Динамика интеграции онлайн-сообществ мобилизационного типа: опыт построения прогнозной модели», презентованную на семинаре Пономаревым Алексеем Михайловичем, директором Удмуртского филиала Института философии и права УрО РАН.

Научный труд посвящен методологическим и методическим аспектам реализации исследовательского проекта, в котором была сформирована математическая модель, позволяющая оценивать уровень интеграции сообществ мобилизационного типа и прогнозировать ее динамику. Особое внимание уделено вопросам интеграции социологических методов изучения сообществ (качественных и количественных) с математическими методами и методами сетевого анализа, сделан акцент на проблемах и ограничениях в использовании конкретных методов.

Особенностью монографии является то, что она написана авторами, представляющими не только разные направления одной научной дисциплины, но и разные научные отрасли: социальную философию, теоретическую и прикладную социологию, математику. Как вы понимаете, каждая из этих дисциплин располагает собственным тезаурусом, методологическим арсеналом, канонами представления научных результатов. Тем интереснее она становится для методологов и для читателя. Презентация данной монографии была лаконичным завершением состоявшегося семинара.

Как мы видим, Школа молодого этнополитолога – это большая научно-исследовательская лаборатория, объединяющая в себе как молодых ученых, так и уже опытных экспертов в области изучения этнополитических, этноконфесииональных процессов. Это обусловлено тем, что работа Школы направлена на гармонизацию межнациональных отношений, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения народов России посредством научного изучения происходящих в стране этноконфессиональных процессов, с привлечением к аналитической работе молодого поколения исследователей.

Силаева Зоя Владимировна, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат политических наук

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля