В настоящее время как никогда возникает потребность в анализе курса внешней политики различных стран в связи с наращиванием актуальности вооруженных конфликтов между государствами, многие из которых являются источником нестабильности и провоцируют угрозу безопасности страны.  Республика Колумбия является одним из самых быстроразвивающихся регионов Латинской Америки. Обладая множеством ресурсов, имея сильных партнеров, страна набирает огромные обороты на международной арене. Тем не менее, проблема внешней политики всегда была одной из актуальных в государстве, поскольку на протяжении долгого времени в стране не было ни определенного курса внешней политики, ни внешнеполитической доктрины. Также проблема обострялась внутренним вооруженным конфликтом, который длился шестьдесят лет и был завершен лишь после примирения двух конфликтующих сторон при участии мирового посредничества. В настоящее время страна находится на новом этапе внешней политики, в котором Колумбия стремится заявить о себе, закрепиться на лидирующих позициях не только в экономической, но и политической сферах. Одной из особенностей внешней политики Колумбии является тот факт, что огромное влияние на нее оказала внутренняя политика, и в условиях политической поляризации фокус смещался в сторону решения внутриполитических вопросов, нежели в сторону наращивания международного имиджа.

История возникновения внешнеполитического курса Колумбии

Многие исследователи указывают на тот факт, что как таковая, внешняя политика Колумбии берет свой отчет после отделения Панамы в 1903 году.

До этого момента Колумбия считалась страной с «внешней не политикой» (с англ. foreign nonpolicy).

Исторически, в Колумбии всегда существовало министерство иностранных дел, и оно имело свои соответствующие задачи, однако по большей части министерство иностранных дел занималось решением пограничных споров с соседствующими государствами.

На протяжении XIX века Колумбия играла более решающую роль в борьбе против европейской ре-колонизации и торгового расширения. На тот момент страна была на раннем этапе развития внешних политических связей США, переломным моментом в отношениях стало признание Соединенными Штатами независимости Панамы. Однако после 1921–1922 гг., после подписания договора Томсона-Уррутии, по которому Колумбия получала 25 миллионов долларов в обмен на признание независимости Панамы, отношения были восстановлены, а в обиход вошла новая внешнеполитическая доктрина Respice Polum (Mirar hacia el norte).

С этого момента доктрина стала основой внешнеполитического курса Колумбии, страна овладела многими привилегиями, включая разрешение спора c Никарагуа по архипелагу Сан-Андрес-и-Провиденсия в пользу Колумбии. Благодаря доктрине Колумбия смогла уйти от торговой зависимости от Великобритании.

Несмотря на свою узконаправленную политику в отношении США, Колумбия не была исключена из потока развития регионов Латинской Америки.

В 1950-х гг. Колумбия применила рекомендации экономической комиссии ООН по странам Латинской Америки и Карибского бассейна по вопросам индустриализации, а 1960-х гг. ознаменовались столкновением интересов Колумбии и Международного валютного фонда. Отличительной особенностью этого периода стало то, что страна не обзавелась новой внешней политикой, а скорее усилила внешнюю торговую политику (INCOMEX, PROEXPO).

Внешнеполитический курс в отношении Венесуэлы

Отношения с Венесуэлой стали еще одним стимулом для разработки карибской политики. В 1941 году было достигнуто удовлетворительное решение по определению сухопутной границы между двумя странами, оставив открытой для урегулирования только демаркацию морской границы в

Венесуэльском заливе. Хотя этот документ не имел юридической силы, поскольку он никогда официально не обсуждался в Конгрессе Колумбии, это серьезно поставило под угрозу переговорные позиции страны.

После еще нескольких попыток Колумбия вновь инициировала переговоры в 1979–1980 гг., надеясь урегулировать этот вопрос раз и навсегда. В октябре 1980 года обе стороны опубликовали так называемую «гипотезу», согласно которой Колумбия отказалась от своей позиции, призывающей к установлению средней границы в заливе, и выразила готовность принять демаркационную линию, проходящую немного западнее островов Монхес.

Опасная ситуация, вызванная резко возросшим притоком колумбийских иммигрантов в Венесуэлу, стала проблемой, осложненной политическими и культурными различиями, которая при этом усугублялась еще одним стечением обстоятельств. В 1981–1982 гг. Венесуэла приобрела у Соединенных Штатов истребители F-16, тем самым повысив свой и без того превосходящий уровень вооружения. В результате Колумбия начала искать потенциальных союзников в Карибском бассейне, начиная с Гайаны – страны, также вовлеченной в пограничный спор с Венесуэлой.

Наконец, в повторном открытии своих аспектов как карибской нации,

Колумбия предприняла попытку повысить свой престиж в регионе. Она быстро достигла этой цели в марте 1982 года, будучи принятой в качестве члена группы Нассау, тем самым заняв позицию эль-кинто-гранде в Карибском бассейне.

Современная внешняя политика

На данный момент, «для продвижения к демократическому процветанию необходима большая диверсификация международных отношений Колумбии как в многосторонней среде, так и в поиске новых партнеров и стратегических союзов в международном масштабе». Непосредственной угрозой внешней политике со стороны соседней Венесуэлы является массовая миграция, подавляющая гуманитарные и социальные институты Колумбии. За последние пару лет более 2,3 миллиона человек мигрировали из Венесуэлы. Это почти 8 процентов всего населения Венесуэлы. В 2021 году Колумбия отказалась принимать участие в VI саммите Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), тем самым открыто заявляя о своей позиции в отношении правительства Николаса Мадуро. В МИД Колумбии указали также, что не могут участвовать в этом мероприятии в целях солидарности с народом Венесуэлы, обвинив при этом власти соседней страны в коррупции и наркоторговле.

2022 год стал одним из самых ярких на внешнеполитические события для Колумбии. 7 августа 2022 года Густаво Петро вступил в должность президента Колумбии.  Являясь приверженцем левого крыла, Петро был главным героем политики Колумбии в последние два десятилетия. Все внимание правительства Петро сосредоточено на поиске полного мира, то есть на том, чтобы партизаны, которые все еще активны, и банды наркоторговцев вели переговоры или подчинялись правосудию. Поставка оружия FARC резко сократила количество убийств в стране с жестокой историей. Цель состоит в том, чтобы достичь этого в глобальном масштабе. Усилия во внешней политике также направлены в этом направлении, отсюда и избрание Альваро Лейвы, эксперта по мирным процессам, министром иностранных дел. Для их завершения ему потребуется помощь таких стран, как Испания, которая уже готова протянуть руку помощи, и прежде всего Кубы и Венесуэлы, где живут лидеры АНО и имеют связи со своими правительствами. И на данный момент все эти шаги предприняты.

Список использованных источников и литературы:

  • Guillermo Pérez Flórez. Colombia se asoma a la paz. Política Exterior. Vol. 28, No. 158 (MARZO / ABRIL 2014), pp. 78-85 (8 pages)
  • Michael Shifter. Una década del Plan Colombia: por un nuevo enfoque. Política Exterior. Vol. 24, No. 136 (JULIO / AGOSTO 2010), pp. 116-122, 124-128 (12 pages)
  • Ministerio de las relaciones exteriores de Colombia URL: https://www.cancilleria.gov.co/ (дата обращения: 10.10.2022).
  • Security Challenges of the New Colombian Administration. David E. Spencer. PRISM. Vol. 8, No. 1, SECURITY IN THE WESTERN HEMISPHERE (2019), pp. 82-95 (14 pages)

Автор: Пигарёва Валерия Александровна, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля