
Растущее сближение между Китаем и Россией имеет серьезные последствия для жизненно важных интересов США, а также интересов американских союзников и партнеров.
Продолжающаяся экономическая и дипломатическая поддержка Китаем России позволяет последней продолжать агрессивную войну на Украине. Эта война подрывает принципы суверенитета и территориальной целостности, которые лежат в основе глобальной стабильности, угрожает союзникам США по НАТО и рискует втянуть США в военную конфронтацию в Европе.
Пекин и Москва распространяют нарративы в странах Глобального Юга об окончательном упадке США, развивают альтернативные цепочки поставок и финансовые институты, чтобы оградить себя от санкций США.
При поддержке Глобального Юга они стремятся создать порядок, в котором роль США и их западных партнеров будет уменьшена, а авторитарные государства будут свободны от международного контроля и невосприимчивы к западным санкциям.
Война между Россией и Украиной и эскалация кризиса на Ближнем Востоке, которые резко отделили Соединенные Штаты, их союзников и партнеров от большей части остального мира, дали Пекину и Москве импульс в продвижении этих целей.
Хотя Китай или Россия по отдельности не представляют собой надежного альтернативного полюса, совместный китайско-российский полюс привлекателен для средних держав, включая Турцию, Южную Африку, Бразилию, режимы на Ближнем Востоке и другие государства Глобального Юга, которые считают, что нынешний международный порядок недостаточно учитывает их голоса.
Об этом свидетельствует растущая популярность БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества.
Углубление военного союза Китая и России представляет собой вызов интересам США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Хотя сотрудничество между НОАК Китая и Вооруженными силами России по-прежнему ограничены, существует значительный потенциал для их более глубокой интеграции.
Эти события усложняют стратегическое планирование для Соединенных Штатов и их союзников, учитывая, насколько дорогостоящим и сложным будет сдерживание скоординированных или совместных военных операций Китая и России.
Кроме того, китайско-российское технологическое сотрудничество в военной сфере, включая закупки Китаем современных российских истребителей, технологий подводных лодок и систем противовоздушной обороны; закупки Россией китайских полупроводников, используемых в военных дронах и танках; научно-исследовательское сотрудничество в области искусственного интеллекта, квантовых вычислений и космических технологий — вызывает серьезные проблемы безопасности для Соединенных Штатов.
Стратегическое партнерство Китая и России будет сохраняться до тех пор, пока каждая из стран будет считать США своим главным противником.
США имеют значительный дефицит доверия как с Пекином, так и с Москвой, что создает проблемы для двустороннего взаимодействия. Ни Пекин, ни Москва не верят, что они получат какую-либо выгоду, работая с Вашингтоном над сдерживанием влияния друг друга.
Соединенные Штаты ограничены в своих возможностях организовать китайско-российский раскол. Ни Пекин, ни Москву нельзя полностью подчинить или заставить подчиниться.
Было бы крайне ошибочно пытаться привлечь на свою сторону одну или обе стороны посредством фундаментальных уступок, таких как одобрение претензий Китая на Тайвань или признание оккупации Россией украинских территорий.
Такое умиротворение не только подорвет доверие к США со стороны их союзников и партнеров, но и подтолкнет Китай, Россию и другие ревизионистские режимы к участию в дальнейшей агрессии.
Интересы Китая и России совпадают не полностью.
Хотя Пекин и Москва разделяют цель – ослабить глобальное влияние Вашингтона, у этих двух государств принципиально разные стратегические перспективы.
Будучи второй по величине экономикой в мире и крупнейшей торговой державой, Китай гораздо больше, чем Россия, заинтересован в региональной и глобальной стабильности.
Китаю в конечном итоге не выгодны затяжные конфликты в Европе или на Ближнем Востоке, даже если Пекин склонен рассматривать эти конфликты как создающие более серьезные проблемы для Соединенных Штатов, чем для себя.
Москва, с другой стороны, не заинтересована в роли младшего партнера Пекина и стремится расширить свою свободу стратегического маневра, о чем свидетельствуют, среди прочего, ее контакты с Ираном, Северной Кореей и Индией.
Обе страны боятся оказаться втянутыми в союз, который может поставить под угрозу их независимое принятие решений или вовлечь их в войну, в которой они не заинтересованы. Фактически, такие опасения способствовали китайско-советскому расколу во время холодной войны.
Наконец, несмотря на заявление о партнерстве «без границ», недоверие и соперничество глубоко укоренились в китайско-российских отношениях.
Пекин извлекает выгоду из своих двусторонних связей с Россией, Северной Кореей и Ираном, но он не заинтересован в присоединении или одобрении четырехсторонней «оси». Пекину не нравится усиление российско-северокорейского военного сотрудничества и особенно ввод северокорейских войск для участия в СВО.
Подъём более развитой в военном отношении Северной Кореи, воодушевлённой гарантиями безопасности со стороны России, напрямую угрожает стабильности ближайших соседей Китая.
Несмотря на то, что Пекин далеко не оправдывает ожиданий Украины (и Запада в более широком смысле), он время от времени использует свои каналы связи с Москвой, чтобы сигнализировать о своих красных линиях и ожиданиях, например, о своем несогласии с ядерной эскалацией в Европе.
Китай также публично заявил, что поддерживает принципы государственного суверенитета и территориальной целостности, закрепленные в Уставе ООН.
Ключевые цели Соединённых Штатов в китайско-российском партнёрстве должны состоять в том, чтобы предотвратить дальнейшее углубление этих отношений и активно противодействовать попыткам Пекина и Москвы подорвать глобальное лидерство США и поддержку международного порядка, основанного на правилах.
Для достижения этих целей администрации Трампа следует:
Признать стратегические проблемы, связанные с партнерством Китая и России, а также их соответствующими связями с Ираном и Северной Кореей, не преувеличивая степень их согласованности и совместной координации. Концепция «оси» предполагает большую солидарность между этой группировкой, чем она она есть.
Хотя Соединенные Штаты не смогут спровоцировать китайско-российский раскол, им следует держать дипломатическую дверь открытой, чтобы в случае возникновения напряженности в отношениях Пекина и Москвы одна или обе стороны увидели в Вашингтоне жизнеспособный вариант защиты друг от друга.
Подать Пекину сигнал о том, что его интересам лучше будет соответствовать резкое ограничение поддержки России. Китай в целом разделяет интерес к региональной и глобальной стабильности и стремится стать уважаемым лидером в международной системе.
Чтобы подтолкнуть Пекин к ограничению связей с Россией, следует использовать сочетание стратегических и репутационных издержек, таких как угроза вторичных санкций, а также дипломатических стимулов.
Когда это возможно, об угрозах и красных линиях следует сообщать в частном порядке, чтобы предоставить Пекину возможность, сохранив лицо, скорректировать свою политику.
Кроме того, общественное признание сотрудничества должно быть дано явно, например, когда Китай поддерживает соблюдение санкций или занимает публичную позицию против ядерной эскалации.
Это не только обеспечивает Китаю репутационную поддержку, но и делает любые изменения в политике Пекина политически дорогостоящими. Ключевым моментом является то, что Пекин должен поверить в то, что сотрудничество с Вашингтоном в сдерживании российской агрессии имеет свои преимущества.
Отнеситься серьезно к борьбе за сердца и умы на Глобальном Юге. Соединенные Штаты должны более энергично противостоять обвинениям Китая и России в том, что они стремятся помешать возникновению более инклюзивного международного порядка, который предоставляет развивающимся странам значительные экономические возможности и каналы для формирования правил на глобальной арене.
С этой целью администрация Трампа должна уделить приоритетное внимание позитивной экономической повестке дня на Глобальном Юге и реформам давних многосторонних институтов, которые укрепят поддержку со стороны развивающихся стран.
Источник: ТГ “Китайская угроза”