
Рассказываем, почему Станиславский отказался от фамилии отца и как его актерская система изменила Голливуд.
Станиславский был скромным ребенком
В детстве Костя Алексеев (это его настоящая фамилия) был стеснительным ребенком. В семье было принято, чтобы дети развлекали гостей, например, стихами, но Костя не делал этого — боялся. Няня так говорила про своего маленького воспитанника: «Нечем похвастаться им».
А в мечтах мальчик видел себя настоящим артистом. Он часто играл в директора цирка, который работал с клоунами и укротителями. Ближе к подростковому возрасту скромность его либо исчезла, либо мальчик тщательно ее спрятал от посторонних глаз. Он начал принимать участие в домашних театральных постановках: это было одним из излюбленных занятий его семьи. В московском доме Алексеевых была отдельная комната для представлений, а в имении в Любимовке — целый флигель.
Станиславский — это творческий псевдоним
Станиславский стал Станиславским в 1885 году, когда начал активно играть в театре. Он происходил из знатной семьи, его отец Сергей Алексеев был уважаемым промышленником и предпринимателем. И хотя в семье любили искусство, быть артистом для члена такой династии считалось постыдным. Игра на сцене могла быть интересным увлечением, но не работой. Кузен Станиславского Николай, городской голова Москвы, так отзывался о своем брате: «У Кости в голове совсем не то, что нужно».
Есть две версии, которые объясняют, почему Алексеев стал именно Станиславским. Согласно первой, Константин выбрал такую фамилию из-за значения имени Станислав — ставший славным. По второй версии — это дань уважения и памяти актеру-любителю Алексею Маркову, который выступал на сцене под псевдонимом Станиславский.
Станиславский придумал систему, чтобы не стесняться зрителей
В 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко создали Художественно-общедоступный театр — будущий МХТ. В первые годы существования театра у Константина вновь появилась боязнь публики — точно как в детстве. Актерская игра Станиславского стала механической, что его не устраивало. Он начал перебирать возможные методы, которые помогли бы ему вдохнуть жизнь в игру. Это положило начало появлению знаменитой системы Станиславского.
В этой системе одна из главных составляющих — эмоции актера. Артист должен на самом деле испытывать то, что переживает его герой, и тогда зритель поверит в историю. Многие последователи системы Станиславского, чтобы вжиться в роль, идут на крайние меры — например, живут на улице, чтобы сыграть бездомного.
О Станиславском узнали во всем мире из-за революции 1917 года
После революции 1917 года в театре Станиславского начался кризис. Чтобы помочь труппе, в начале 1920-х Константин Сергеевич вывез театр в длительные гастроли по Америке и Европе. Иностранная публика была восхищена постановками. Немецкий драматург Герхарт Гауптман так сказал об увиденном: «Там играют не люди, а боги!»
Узнали за границей не только о Станиславском и его театре, но и о его системе подготовки актеров. Так, на принципах системы Станиславского американский режиссер Ли Страсберг основал школу актерского мастерства. Ее прошли Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Роберт де Ниро и другие звезды. А обладатель «Оскара» Аль Пачино даже говорил: «Я не из Голливуда. Я из Станиславского».
Станиславский придумал прозвища из Шекспира студиям МХАТа
Молодые актеры Художественного театра создавали студии, в которых продолжали и развивали дело Станиславского. Так, в 1912 году возникла 1-я студия МХАТа, позже — 2-я и 3-я. А уже в 1920-х годах встал острый вопрос о смене театральных поколений: участники мхатовских студий решили окончательно отделиться и организовать собственные театры. 1-я студия превратилась в МХАТ 2-й, возглавил театр актер Михаил Чехов. А 3-я студия стала Театром имени Евгения Вахтангова.
Константин Станиславский остро переживал такую «измену» своих учеников. Он даже придумал для отделившихся студий прозвища, вдохновившись дочерями «Короля Лира» Шекспира. 1-я и 3-я студии он называл Гонерильей и Реганой, а 2-у студию — Корделией.
Константин Станиславский изменил ход истории зрелищных искусств и продолжает влиять на театр и кино и сегодня. Его дело живет, его театр развивается, а его система воспитывает новых актеров, глядя на игру которых так и тянет воскликнуть: «Верю!» Убедиться в этом можно на спектаклях МХТ имени Чехова, где есть место и классическим постановкам, и смелым экспериментам.
Источник: https://dzen.ru/a/Y8euR2uP83jD7L75