Целью исследования стали изучение и анализ актуального состояния социокультурных и религиозных аспектов миграционной ситуации на территории Свердловской области. В качестве эмпирической основы исследования рассмотрены и проанализированы результаты социологического опроса лиц, являющихся выходцами из стран Центрально-Азиатского региона (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан) и осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Свердловской области. Акцентируется внимание на социокультурном и религиозном аспектах миграционных процессов, раскрывается значимость религиозного исламского фактора в самоидентификации представителей мигрантских сообществ, обосновывается тезис о важности продолжения взаимодействия с мусульманскими организациями по вопросам профилактики экстремистских проявления среди мигрантов.
Ключевые слова: межконфессионалъные отношения, миграция, адаптация, интеграция, иностранные граждане, идентичность, ислам.
Исследование выполнено в рамках «Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг.» и является составной частью проекта «Азиатская Россия: демография, этнический состав населения и межнациональные отношения в новых условиях поворота на Восток».
А. N. Starostin, Р. Е. Suslonov
SOCIO-CULTURAL AND RELIGIOUS ASPECTS OF MIGRATION IN THE SVERDLOVSK REGION
The purpose of the study was a theoretical and methodological study of the current state of interfaith interaction of representatives the Russian Orthodox Church and traditional Islam on the territory of the Sverdlovsk region in the situation of a special military operation and related internal political processes at the federal and regional levels. Comparative religious studies and normative-doctrinal approaches to the consideration of the problem are taken as the methodological basis of the study. The research is based on the analysis of social documents of traditional confessions and the content of events with the participation of religious organizations of the Sverdlovsk region.
Keywords: interfaith relations, migration, adaptation, integration, foreign citizens, identity, islam.
Миграция как сложный социальный процесс всегда связана с взаимным влиянием принимающего общества и сообществ иностранных граждан.
Взаимодействие между местными жителями и иностранными гражданами сопровождается приспособлением иностранцев к новым социальным, культурным, экономическим, правовым условиям с возможным последующим включением в культурную, социальную и экономическую жизнь страны, к новым условиям, и включения в систему общественных отношений называются, соответственно, адаптацией и интеграцией.
Ученые, занимающиеся изучением миграции населения, выделяют ряд устойчивых миграционных систем (группы стран, между которыми существуют относительно масштабные и устойчивые миграционные связи), сложившихся в современном мире, в каждой из которых реализуются собственные миграционные стратегии и различные принципы миграционной политики [1-3].
Исследователь вопросов миграции И.В. Ивахнюк отмечает, что «устойчивость миграционных связей в системе может определяться как историческими причинами (колониальные отношения или политические союзы, например), так и взаимной экономической заинтересованностью стран в миграционном обмене, которая обуславливает возникновение и сохранение миграционного движения» [2].
Адаптация иностранных граждан — процесс усвоения иностранным гражданином или лицом без гражданства образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему существовать и успешно действовать в принимающем обществе. Адаптация тесно связана с получением иностранным гражданином официального статуса и легализацией его пребывания [4].
Интеграция иностранных граждан — процесс включения иностранного гражданина или лица без гражданства в систему социальных, правовых и культурных отношений принимающего общества в качестве его полноправного и постоянного члена; зачастую связана с получением иностранным гражданином права на временное или постоянное проживание в стране, а также с получением гражданства принимающей страны.
Адаптация и интеграция связаны между собой. Только успешно адаптировавшийся к социальным, культурным, экономическим и правовым реалиям принимающего общества иностранный гражданин может в процессе своей жизнедеятельности постепенно интегрироваться в местное сообщество и стать его полноправным членом.
Стремление сохранять свою культурную и этническую идентичность, поддерживать связи с соотечественниками вовлекает иностранного гражданина в деятельность национальных диаспор и религиозных сообществ.
Взаимоотношения с принимающим обществом, с местными жителями, дружеские отношения с соседями из их числа влияют на локальную идентичность иностранного гражданина — он начинает постепенно отождествлять себя с местным населением, перенимать его привычки и во всё большей мере чувствовать себя местным жителем.
В случае же опоры исключительно на друзей, родственников и соотечественников из страны происхождения, на социальные связи и общение исключительно с соотечественниками иностранный гражданин оказывается вовлечен в миграционные сети, что может вести к обособлению от местного населения, неприятию его традиций и норм, формированию этнических анклавов.
Важно иметь в виду, что иностранный гражданин фактически интегрируется в то сообщество (местное, национальное, религиозное), через которое он получает доступ к необходимым ресурсам.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно высказывался относительно корректировки миграционной политики, говоря о том, что между интересами
экономики и местного населения должен быть найден баланс. 12 сентября 2023 г. он сказал: «Очень важно, чтобы не было раздражителя какого-то со стороны этого миграционного притока, а это самое главное — прежде всего, конечно, должны думать об интересах граждан Российской Федерации» [5].
Еще более развернуто он высказался по данному вопросу 14 декабря 2023 г. в ходе «Прямой линии»: «Это непростая проблема. Она характерна для очень многих стран мира, для нас тоже. У нас, по разным подсчетам, свыше 10 млн трудовых мигрантов. Рынок труда, я уже говорил, 2,9 % безработица, ее нет почти, а потребности в рынке труда есть. Но это не значит, что мы здесь любой ценой должны и в ущерб коренному населению Российской Федерации решать экономические проблемы и закрывать проблемы рынка труда. Привлекать нужно, но, конечно, мы, прежде всего, заинтересованы в квалифицированной рабочей силе. Без рабочей силы более низкой квалификации тоже вроде как не обойтись. Но нужно вместе с нашими партнерами из стран, откуда эти мигранты к нам приезжают, начинать работу заранее. Наши друзья из этих стран только за. Открываются русские школы с русским языком, открываются филиалы наших вузов, университетов. Мы это приветствуем и всячески будем это делать. Они нуждаются и просят нас о том, чтобы мы прислали своих учителей, расширяли эти программы, учебники к ним присылали. Это надо заранее готовить. Нужно, чтобы все мигранты без всяких сомнений уважали наши законы и традиции народов Российской Федерации. А соответствующие органы власти следили бы за этим соблюдением. И своевременно бы реагировали на нарушения. Нужно создавать нормальные человеческие условия для этих мигрантов. Здесь я видел на экранах вопрос: сколько мы будем тратить денег на решение социальных вопросов членов семей мигрантов? Да, конечно, я понимаю чувствительность этого вопроса. Но разве будет лучше, если мы бросим этих людей, этих детей, жен мигрантов? Во что это превратится? Нам же лучше влиять на них. Да, и здесь не всё так просто. Не черное и не белое. В некоторых школах у нас там детей мигрантов больше становится, чем местных граждан. Заранее надо решать эти вопросы, надо их готовить, надо с ними работать, а не делать вид, что проблемы возникают только прямо сейчас. И, наверное, нужен специальный орган, не только МВД, которое занимается техническими правовыми вопросами. Нужен специальный орган, который бы смотрел на эту проблему в комплексе и своевременно находил решения по каждому аспекту этой проблемы. Это большая работа. Но, без всяких сомнений, мы должны руководствоваться, прежде всего, я хочу обратить на это внимание представителей всех направлений и уровней власти, прежде всего, надо руководствоваться интересами местного населения — граждан Российской Федерации» [6].
С целью выявления проблем, наиболее актуальных для мигрантов, прибывающих в Свердловскую область для осуществления трудовой деятельности, используемых ими адаптационных и интеграционных стратегий для включения в принимающее общество, роли работодателей в этом вопросе, оценки влияния миграции на этноконфессиональ- ные отношения в Свердловской области был проведен социологический опрос среди мигрантов, являющихся выходцами из таких государств Средней Азии, как Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан.
Указанные государства были выбраны потому, что, по данным, опубликованным РИА «ФедералПресс», около 79 % от общего миграционного потока в Свердловскую область (в 2022 г. 264 тыс. человек) составляют граждане, прибывшие из этих государств Средней Азии: Таджикистана (45,2 %), Узбекистана (23,4 %), Кыргызстана (10,2 %) [7].
Объем выборки для анкетного опроса составил 256 респондентов.
Опрос проводился в октябре-ноябре 2023 г. в местах компактного проживания или работы выходцев из государств Средней Азии: Железнодорожный район г. Екатеринбург (микрорайон «Сортировка»), мечети (Абу Ханифа, молитвенный дом на ул. Бажова, молитвенный дом на овощебазе «Урожай»), торговые комплексы («Омега», «Гринвич», «Дирижабль» и др.), на строительных площадках и сельскохозяйственных предприятиях г. Екатеринбурга и близлежащих городах: Сысерть, Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма, Заречный, а также в г. Нижний Тагил.
В ходе исследования выяснилось, что значительное место в жизни респондентов занимает религия, связанные с ее исповеданием религиозные практики и ритуалы. При ответе на вопрос «Как бы вы могли охарактеризовать свое отношение к религии?» ни один из опрошенных не назвал себя атеистом или неверующим, то есть 100 % опрошенных назвали себя верующими. При этом 80,5 % опрошенных заявили о том, что являются верующими и соблюдают предписанные их религией обряды и ритуалы. 14,8 % респондентов заявили о том, что являются верующими, но соблюдают не все обряды, а еще 4,7 % являются верующими, но не соблюдают обряды.
По вероисповеданию респонденты распределились следующим образом: подавляющее большинство, 96,5 % опрошенных, заявили о том, что являются мусульманами и исповедуют ислам, 2 % респондентов исповедуют православное христианство, 0,8 % являются католиками, 0,4 % — буддистами, а еще 0,4 % затруднились ответить на данный вопрос.
При ответе на вопрос «Как часто вы посещаете мечеть, храм или другое место, где люди совместно отправляют религиозные обряды в Свердловской области?» большинство, 68,1 % опрошенных, ответили, что посещают храм своей религии не реже одного раза в неделю, 12,2 % — несколько раз в год, во время крупных праздников, 5,5 % опрошенных признались, что посещают эти места не реже одного раза в месяц, 4,3 % — чаще одного раза в неделю, а 9,8 % никогда не посещают такие места. То есть для подавляющего большинства опрошенных (72,4 %) посещение пятничного и пятикратного намаза (либо еженедельной службы у представителей других конфессий) является частью повседневной жизни.
Из анализа ответов на вопрос «Как часто вы посещали религиозные службы у себя на родине?» становится понятным, что большинство опрошенных были воспитаны в данной традиции с детства или молодости: 60,4 % опрошенных посещали религиозные службы у себя на родине чаще одного раза в неделю, 11,4 % — один раз в неделю, 12,2 % — во время крупных праздников, 9,8 % — очень редко, а 6,2 % вообще не посещали. То есть большинство опрошенных, работающих в Свердловской области, могут выбраться в мечеть или в храм только один раз в неделю, в то время как на родине делали это несколько раз в день.
Также респондентов спросили о том, как часто они молятся. Выяснилось, что 76.1 % респондентов делают это несколько раз в день, 8,6 % — один раз в день, 7,4 % — один раз в неделю, 2,3 % — один раз в месяц, а 5,5 % — несколько раз в год. Также респондентам был задан вопрос «Поститесь ли вы в положенные вашей религией дни?» 73,3 % опрошенных постятся во все дни, предусмотренные их религией, 16.1 % респондентов постятся, но не все дни, 6,6 % не постятся, а 3,9 % не употребляют определенные продукты по религиозным соображениям.
Таким образом, 2/3 опрошенных продемонстрировали высокую религиозность и указали на то, что религия и предусмотренные ею ритуалы играют важную роль в их жизни.
При опросе уроженцев Республик Средней Азии в числе прочих им были заданы вопросы и об отношениях с местным населением, а также о возможности возникновения межэтнических конфликтов.
Респондентов попросили оценить отношение местного населения к мигрантам в том городе или населенном пункте, где они живут. 54,7 % респондентов считают, что местное население относится к мигрантам удовлетворительно, 39,1 % считают, что к ним относятся хорошо, 6,2 % опрошенных считают, что местное население относится к мигрантам неудовлетворительно. Как видим, при ответе на этот вопрос преобладают нейтрально-позитивные оценки.
При ответе на вопрос об оценке отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий в Свердловской области
58.2 % опрошенных считают, что отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий хорошие, 37,5 % считают, что внешне всё спокойно, но некоторая напряженность ощущается, а 4,3 % думают, что отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий напряженные, случаются конфликты. Здесь уже чувствуется латентная конфликтность.
При ответе на вопрос о возможности конфликтов в регионе между людьми разных национальностей и вероисповеданий 53,2 % опрошенных мигрантов считают, что такие конфликты возможны или скорее возможны. Соответственно 47,8 % считают, что такие конфликты невозможны или скорее невозможны.
При ответе на вопрос о том, приходилось ли респондентам за последний год сталкиваться с нарушением своих прав или негативным отношением к себе из-за своей национальной, религиозной или языковой принадлежности, выяснилось, что 61,3 % опрошенных сталкивались с такой проблемой, а 38,7 % — нет.
Кроме того, респондентов спросили о том, каким образом они будут разрешать конфликтную ситуацию со своим земляком, если таковая вдруг возникнет. 41,8 % опрошенных заявили о том, что решат спор самостоятельно путем переговоров; 30,5 % опрошенных будут отстаивать свои права в суде или прибегнут к помощи правоохранительных органов в соответствии с законами Российской Федерации; 12,5 % опрошенных обратятся к имаму или знатоку ислама для того, чтобы он разобрал их конфликт в соответствии с законами шариата; 10,9 % обратятся к официальному лидеру своей диаспоры, землячества, национально-культурной организации; в 4,3 % опрошенных сведут счеты, побив своего противника.
Данный блок вопросов показал, что, хотя подавляющее большинство опрошенных (93,8 %) в целом оценивают отношения местного населения к мигрантам, в нейтрально-позитивных категориях, а межнациональные и межрелигиозные отношения как хорошие (58,2 %), значительное количество респондентов опасаются конфликтов на межнациональной почве или уже наблюдают их (41,8 %).
Это связано с высоким уровнем бытовой ксенофобии, присутствующей в обществе, поскольку 61,3 % опрошенных за последний год ощущали на себе агрессию или враждебное отношение из-за своей национальности, религии или языка. Наиболее частые места проявления агрессии — транспорт, улица или иные общественные пространства. Там с агрессией в свой адрес сталкивался каждый третий опрошенный. Обычно агрессия не персонифицирована — подавляющее большинство (68,2 %) сталкивались с агрессией в свой адрес от людей на улице. Однако, к сожалению, некорректное отношение в адрес выходцев из Средней Азии проявляют должностные лица: сотрудники правоохранительных органов (24,2 %), чиновники (7 %), учителя или преподаватели (7 %).
В то же время респонденты демонстрируют достаточно высокий уровень правосознания: каждый третий готов обратиться в суд или прибегнуть к помощи правоохранительных органов для разрешения споров со своим земляком. Только каждый десятый готов решать конфликт при помощи авторитетного посредника в лице лидера диаспоры или имама.
В целом же религия играет очень важную роль в жизни респондентов. Ни один из опрошенных не назвал себя неверующим. 96,5 % исповедуют ислам, 2/3 опрошенных продемонстрировали высокую религиозность и указали на то, что религия и предусмотренные ею ритуалы играют важную роль в их жизни. В частности, 72,4 % опрошенных указали, что посещение пятничного и пятикратного намаза (либо еженедельной службы у представителей других конфессий) является обязательной частью их повседневной жизни; 76,1 % молятся несколько раз в день. Также 73,3 % указали, что постятся во все дни, предусмотренные их религией.
Среда мигрантов из мусульманских стран объективно является «зоной повышенного риска» как в отношении общеуголовной преступности, так и в отношении экстремистских проявлений.
Если же рассматривать конкретно правонарушения экстремистской направленности, то этому есть причины как политического, так и социально-психологического свойства.
Экстремистские и террористические организации исламистской направленности рассматривают регионы России со значительным количеством мигрантов из мусульманских стран как территорию для своей потенциальной активности: от вербовки в свои группы до подготовки террористических актов.
При организации работы органов власти и институтов гражданского общества по профилактике экстремизма среди мигрантов следует учитывать следующие социально-психологические особенности мигрантов из мусульманских стран как лиц, оказавшихся в инокультурном окружении [8].
1. Мигранты часто оказываются в ситуациях, которые не располагают к законопослушности и конструктивному взаимодействию с представителями органов власти.
2. Мигранты существуют в маргинальной среде, для которой характерно психологическое ощущение неуверенности в своем социальном положении, отсутствие сформировавшихся взглядов на окружающую реальность.
3. Низкий социальный статус мигрантов способствует формированию заниженной самооценки, игнорируются права личности, преобладают силовые способы разрешения конфликтов.
4. Для субкультуры мигрантской среды характерен деформированный, противоречивый характер, столкновение традиционных и современных инокультурных ценностей. Особенно пагубно это проявляется в отношении детей и подростков мигрантов.
Перечисленные особенности, способствующие формированию экстремистских установок, должны стать определяющими при выстраивании работы по профилактике экстремизма среди мигрантов из мусульманских стран.
Свердловская область является развитым многонациональным и поликонфессиональ- ным регионом с высоким уровнем общественной, деловой и культурной активности, одним из крупнейших субъектов Российской Федерации по численности населения и масштабу индустриальной экономики, в связи с чем вопросам социальной и культурной адаптации иностранных граждан здесь придается важное значение. Регион входит в число лидеров по уровню миграционных потоков и занимает 6-е место после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Краснодарского края по числу приезжающих сюда мигрантов.
Органы государственной власти Свердловской области взаимодействуют с централизованными мусульманскими организациями по вопросам организации профилактической работы с мигрантами на площадках мечетей. Например, с целью повышения эффективности такой работы с 2014 г. ежегодно проводится так называемая «Школа имамов» [9].
В ходе обучения в «Школе имамов» рассматриваются практические аспекты организации духовно-просветительской работы с лицами из числа трудовых мигрантов, исповедующих ислам, а также отбывающими наказание в местах лишения свободы. Особое внимание уделяется вопросам межгосударственного сотрудничества в реализации мероприятий в сфере профилактики экстремизма, социальной и культурной адаптации мигрантов, формирования и поддержания установок законопослушного образа жизни.
В качестве спикеров на таких занятиях выступают преподаватели кафедры теологии Уральского государственного горного университета, Уральской ассоциации «Центр этно- конфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», руководители правоохранительных и надзирающих органов, представители органов государственной власти Свердловской области, духовенства, в том числе из других субъектов Российской Федерации.
Имамы обеспечены необходимыми справочными материалами с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы в сфере законодательства Российской Федерации.
Указанное направление деятельности в сфере конфессиональных отношений имеет важное значение для интеграции как предпочтительного варианта вхождения индивида в культуру принимающего сообщества. Это обоюдный процесс, субъект-субъектные отношения, когда мигранты и коренное население сотрудничают, не теряя собственных идентичностей, ведут межкультурный диалог, согласуя картины мира, способы коммуникации. Идут взаимообогащение и трансформация культур.
Например, социолог Л.М. Дробижева определяла интеграцию как «стремление иммигрантов стать частью принимающего общества и стратегию самого этого общества сотрудничать и принять новых по культуре людей» [10].
Данным вопросом жизненно необходимо заниматься, чтобы не получить проблемы, с которыми сталкивается сегодня Европейский союз: этнически обособленные гетто в пригородах крупных европейских городов, тысячи людей, не говорящих на официальном государственном языке страны проживания, раскол общества по линии местные жители—приезжие и их потомки, рост праворадикальных настроений и участившиеся межэтнические конфликты. Учась на чужих ошибках, всего этого Российской Федерации необходимо избегать.
Изменения, внесенные в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., в том числе введенные в действие с 1 сентября 2023 г., большое внимание уделяют адаптации иностранных граждан в Российской Федерации. В новых пунктах указывается на необходимость принятия мер против любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, получили равный доступ к государственным и муниципальным услугам, право на равные условия труда с гражданами страны, включая оплату труда, отпуск и время для отдыха. В случае нарушений прав мигрантов работодатель будет нести ответственность перед законом и может быть подвергнут санкциям.
Также важным является положение о «создании условий, обеспечивающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях на территории Российской Федерации только лиц, законно находящихся на ее территории», а также о «противодействии формированию этнических (полиэтнических) анклавов» [11].
Использование труда иностранных граждан выгодно российскому бизнесу и экономике, иначе не носило бы столь масштабный характер. Но у миграции помимо экономического есть еще религиозный и социокультурный аспект. Люди, не знающие русский язык и правил поведения в российском обществе, раздражают местное население, вследствие чего происходят конфликты, получающие широкий общественный резонанс, усиливающий антимигрантские настроения в обществе. В связи с этим необходимо продолжать работу по выработке четкой политики по социокультурной адаптации мигрантов.
Библиографический список
1. International Migration Systems. A Global Approach / ed. by M. Kritz, L. L. Lim, H. Zlo- tnik. — Oxford: Clarendon Press,1992.
2. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция: учебное пособие / И. В. Ивахнюк. — Москва, 2005. — 286 с.
3. Ивахнюк, И. В. Формирование и функционирование Евразийской миграционной системы: автореф. дис. … д-ра экой. наук. — Москва, 2008. — 14 с.
4. Методические рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области по реализации государственной миграционной политики — социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. — Новосибирск, 2022. — URL: https://minregion.nso.ru/sites/minregionnew. nso.ru/wodby_files/ files/ wiki /2020/ 04/ metodrekomendacii_dlya_organov_vlasti_po_ realizacii_migracionnoy_politiki.pdf.
5. Путин счел интересы россиян важнее притока мигрантов. — URL: https://www.rbc. ru/economics/12/09/2023/6500 Ieaf9a79473c4 1907253 ?from=copy
6. Полная стенограмма «Итогов года» с Владимиром Путиным. — URL: https:// www.kp.ru/daily/27594/4865984/
7. Один из самых лакомых регионов: Свердловская область оказалась в лидерах
по числу мигрантов. — URL: https:// news.rambler.ru/sociology/48731619 / ?utm_ content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink
8. Современные системы безопасности — Антитеррор : материалы конгрессной части XIV Всерос. специализированного форума (30-31 мая 2017 г.) : в 2 ч. / отв. ред. С. В. Гапонов. — Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. – Ч. 2. – С. 250-254.
9. В Екатеринбурге завершила работу «Школа имамов». — URL: https:// islamnews.ru/2023/12/4/v-ekaterinburge- zavershila-rabotu-shkola-imamov?ysclid=lwq7 7sfw25945809267.
10. Дробижева, Л. M. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. — Москва: Новый хронограф, 2013. – 337 с.
11. О внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622: Указ Президента РФ от 12.05.2023 г. № 342 // Справ.-правовая система «Консультант- Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_446952/
А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов