Аннотация: В статье ставится задача изучить различные современные социально‐ политические инструменты влияния на общество с целью выявления наиболее эффективно и часто используемых методов на различных слоях населения и выработки технологий противодействия пагубному воздействию.

Ключевые слова: Социально‐политические инструменты, общество, влияние, пирамида Маслоу, пирамида Дилтса, человек, потребности, желания, слои.

Во все времена пока существует человек, одни люди управляют, манипулируют другими различными методами, зависящих от цели и объекта манипулирования для достижения своих определенных целей [1]. По мере развития человеческого общества так же претерпевали изменения и социально-политические методы воздействия, появлялись новые, улучшались старые. В современном мире редко используется только один инструмент, большую силу влияния оказывают комбинации данных орудий воздействия.

В зависимости от социальных прослоек общества, на которые будет производиться влияние, времени, условий и каждого человека в отдельности, различные социально-политические орудия манипулирования оказываются более или менее эффективными, чем другие [2]. На сегодняшний день наиболее действенными и часто встречаемыми являются следующие инструменты: СМИ (средства массовой информации), общественное мнение, религия, деньги, власть, авторитет, знания, сфера развлечений. Для того что бы понять каким образом данные инструменты влияют на человека необходимо понять следующие момент. Как человек воспринимает информацию и каким образом ее усваивает.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений [3].

Человек воспринимает информацию через основные 5 каналов восприятия: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. На основе этого людей делят на несколько типов: Визуалы, Аудиалы, Кинестеты и Дигиталы. Основной тип восприятия лишь говорит о том какой канал восприятия преобладает на другими.

В любом случае все каналы восприятия участвуют в получении информации человеком и чем больше их задействовано, тем больше шанс, что информация дойдет до человека. После того как информация была получена человеком, она обрабатывается и оставляет свое влияние в нашем сознании. И эффективность этого влияния может изменяться от человека к человеку в зависимости от качеств, образованности. Строго говоря, от принадлежности к определённой прослойке общества. В следствие этого встает вопрос, как определить наиболее эффективный социально-политический инструмент влияния? А. Маслоу рассматривает манипуляции и обман как результат подавления мета потребностей [4]. Примерами мета потребностей являются: Богатство, Целостность, Красота – основные идеи, которые человек хотел достичь [5], так же Маслоу вводил иерархию потребностей – теория мотивации, основывающаяся на том, что без удовлетворительной реализации потребностей человек не может удовлетворить более высокие потребности. Данная теория так же называется «Пирамида» Маслоу, которая наглядно отображает иерархию нужд человека.

Сопоставим данную классификацию потребностей с слоями общества и увидим, что различные социальные слои населения соответствует разному уровню классификации потребностей человека, в следствии этого мы можем утверждать, что различные социально-политические инструменты будут влиять по-разному на различные слои общества и человека в отдельности.

Как же не поддаться под это влияние или хотя бы уменьшить его негативное воздействие? Для этого человек должен полностью понимать и осознавать свое «Я».

«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, «Я»-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками [6].

Только с понимание своего «Я», человек способен противодействовать пагубному воздействию. [7]. Но каким же образом можно осознать свое «Я»? Только задавая себе вопросы и честно отвечаю на них, человек способен осознать свое я. Какие же это вопросы? Обратимся к концепции «Нейрологических уровней» Г. Бейтсона и Р. Дилтса [8].

В строении личности предлагается различать следующие уровни:

  1. Окружение – условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.
  2. Поведение всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?» и посвящен информации об изменениях и движениях. Поведение (действия) – это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень – окружение. Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях. В конечном счете, на этих двух уровнях – поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).
  3. Способности – уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения. На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода – внутренние силы нашего поведения, источники движения.
  4. Убеждения и ценности – это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
  5. Идентичность – с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями? Ради чего играется та или иная роль?
  6. Миссия – это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации. Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?»

Что же дают данные логические уровни? В вкратце подымаясь от основания пирамиды к его вершине, задавая вопросы, мы формулируем свое я: Что имеем, что делаем для того, чтобы иметь что у нас есть. И так до вершины.

Зная своё «Я», человек знает свои слабые места, на которые и нацелены все инструменты манипулирования.

Но как же мы можем противостоять им? По С.А. Зелинскому наиболее эффективными методами противодействия являются [7]:

  1. Недоверие.
  2. Избегание источников воздействия.
  3. Критичность мышления.
  4. Вера в свое «Я».
  5. Возможность выбора.
  6. Наличие времени на обдумывание.
  7. Уверенность в своих силах.
  8. Самодостаточность.

Подведем итог. На общество ежедневно указывают влияние с помощью различных социально политических инструментов с целью достижения определённого(ых) влияния (целей). Для того что бы противодействовать данному влияния, человек должен развиваться и понимать свои качество, то есть свое «Я».

Литература и источники:

  1. Психология манипулирования: https://psichel.ru/psihologiya-manipulirovaniya/.
    1. Манипуляция      массами     как     феномен     информационного       общества: https://cyberleninka.ru/article/v/manipulyatsiya-massovym-soznaniem-kak-fenomen- informatsionnogo-obschestva.
    1. Восприятие информации: https://center-yf.ru/data/stat/vospriyatie-informacii.php.
    1. Психология манипуляции: основы психотерапии https://psyfactor.org/lib/ manipulates.htm.
    1. Метапотребности: https://helpiks.org/6-53985.html.
    1. «Я» – концепция: https://psyera.ru/ya-koncepciya-v-psihologii-329.htm.
    1. Противодействия манипуляциям: https://psyfactor.org/lib/zln18.htm.
    1. Пирамида Дилтса: https://sergey-dubovik.livejournal.com/17139.html.
    1. Ремарчук В.Н. Социальные технологии как инструмент разрушения субъектности государства //Гуманитарный вестник. 2016. № 12 (50).
    1. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г. и др. М.: Экон- иформ, 2019.

Барсуков Н.М., студент группы ИУ7‐46 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Ламинина О. Г., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля