
В 2024 году изучение политики безопасности и обороны Румынии приобретает особую актуальность в контексте глобальных геополитических вызовов и трансформаций. Современная Румыния, будучи членом НАТО и Европейского Союза, сталкивается с рядом вызовов в сфере безопасности и обороны. Изменения в геополитической обстановке, усиление напряженности в регионе Черного моря, а также внутренние проблемы требуют от Румынии проактивной и гибкой политики в сфере обороны. Во-первых, глобальные вызовы, такие как изменения в системе международной безопасности напрямую касаются Румынию. Мир становится более нестабильным и непредсказуемым. Наблюдается рост тенденций к милитаризации, возвращение к блоковому противостоянию и усиление конфликтов. В этом контексте изучение политики безопасности Румынии поможет понять, как она приспосабливается к изменяющимся угрозам. Во-вторых, Черное море стало зоной напряженности в связи с военной активностью России. Румыния, как член НАТО и страна с выходом к Черному морю, сталкивается с угрозой для своей безопасности. Изучение румынской политики в отношении Черноморского региона поможет понять, как она реагирует на новые вызовы и как она планирует обеспечить свою безопасность в этом регионе.
Исследование также приобретает особую актуальность из-за внутренних нерешенных проблем. Каким образом экономические условия влияют на политику безопасности и обороны Румынии? Как она балансирует между необходимостью увеличить военные расходы и социально-экономическими нуждами населения? Вопросом также является эффективность армии. Каковы фактические возможности румынской армии в сравнении с ее планами по модернизации и усилению? Какие недостатки существуют в ее структуре и функционировании? Каково отношение румынского населения к политике безопасности и обороны? Каким образом оно влияет на политику правительства?
Литература, использованная в работе, может быть условно разделена на две категории.
Первую группу источников составляют официальные документы Европейского союза, НАТО, Румынии, в которых заключены аспекты политики безопасности стран приоритетные направления внешней политики Румынии. Одной из основных проблем, влияющих на безопасность Румынии, является наличие множества нерешенных территориальных споров в регионе. Несмотря на то, что Румыния не имеет непосредственных территориальных споров, она находится в зоне влияния таких споров, что может повлиять на ее безопасность. Румыния пытается балансировать между своими обязательствами в рамках НАТО и ЕС и своими отношениями с Россией. Географическое положение страны в регионе, где сходятся интересы различных международных игроков, делает ее особенно уязвимой для внешних угроз. В соответствии с Конституцией Румынии [1], безопасность страны является одним из главных приоритетов государства. Румыния сталкивается с необходимостью усилить свою армию и привести ее в соответствие с современными требованиями. Изучение румынской оборонной политики поможет понять, какие меры принимаются для усиления армии и как она планирует реализовать свои оборонные цели.
Международные отношения также играют важную роль в формировании политики безопасности и обороны Румынии. Членство в НАТО и ЕС обеспечивает Румынии определенный уровень безопасности, но также создает новые вызовы и риски. В 2020 году была утверждена Национальная стратегия обороны [2], определяющая ключевые угрозы и задачи в сфере обороны на период до 2024 года, что непосредственно является клбчевым вопросом страны, так как Черное море превратилось в зону усиленной военной активности. Являясь страной НАТО, присутствие российского флота в Черном море и продолжающаяся специальная военная операция на Украине вызывают беспокойство в Румынии и требуют от нее усиления защиты своих морских границ.
Отношения с Россией, в частности, являются важным фактором, влияющим на безопасность Румынии. Россия является одним из основных игроков в регионе, и ее действия могут иметь серьезные последствия для безопасности Румынии. В 2021 году также была принята Стратегия военной политики Румынии [4], определяющая цели и принципы военной докутрины страны. Она нацелена на усиление военного потенциала страны и обеспечение ее безопасности в новом геополитическом контексте.
Вторую группу источников составляют работы Азаренковой А.А., Кириллова В.Б. и Путинцева И.С., посвященные исследованию институционализации политики безопасности Румынии, новый вектор развития страны. Не стоит забывать и про геополитические стремления страны и проект «Великая Румыния»[6] для укрепления своей роли в Черноморском регионе. Имея сильное влияние историческое и современное на Молдову, Румыния содействует евроинтеграции страны[5]. Румыния и Молдова имеют общую историю, язык и культурное наследие. Для многих румын Молдова является родиной их предков, что создает особую эмоциональную и культурную связь между двумя странами. Помощь Молдове в евроинтеграции воспринимается как способ вернуть Молдову в европейское сообщество. Румыния также стремится к укреплению своей интеграции в Европу. Изучение румынской политики безопасности в контексте ЕС поможет понять, как она влияет на политику государства и какие цели преследует Румыния в рамках ЕС.
Но всё это является невозможным без развития армии: В 2021 году была принята “Белая книга обороны” [3], в которой указывается на необходимость модернизации и усиления вооруженных сил. Ключевые задачи – увеличение финансирования обороны, модернизация вооружения и техники, увеличение численности армии и повышение боеготовности. Как результат, в 2024 в Румынии началось строительство крупнейшей базы НАТО в Европе с возможностью размещения 10 тысяч военных.
Как итог, вопрос рассмотрения политики безопасности и обороны Румынии является комплексным и требующим разбора множества аспектов. Несмотря на существующие исследования, посвященные политике безопасности и обороны Румынии, некоторые актуальные темы остаются недостаточно изученными. Роль Китайского влияния: Румыния является членом НАТО и ЕС, ее отношения с Китаем развиваются в контексте “Нового Шелкового пути”. Как это влияет на ее политику безопасности и обороны? Также влияние “гибридных войн”: Рост “гибридных войн”, включающих информационные кампании, киберугрозы и вмешательство в политические процессы, ставит перед Румынией новые вызовы. Как она адаптирует свою политику безопасности к этим угрозам? Актуальным вопросом в преддверии выборов в Молдове являются отношения с Румынией: как политика Румынии в отношении Молдовы влияет на ее политику безопасности? Каковы ее цели в отношении Приднестровья?
Румыния продолжает активно укреплять свои военные возможности, участвует в учениях НАТО и стремится к усилению своего влияния в регионе. Актуальность рассмотрения этого вопроса определяется нарастающей нестабильностью в Европе и необходимостью принять мер по обеспечению безопасности страны.
Список использованных источников и литературы:
- Constituția României. URL: http://www.cdep.ro/pls/dic/site.page?id=339
- Strategia națională de apărare a țării pentru perioada 2020-2024. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Documente/Strategia_Nationala_de_Aparare_a_Tarii_2020_2024.pdf
- Cartea albă a apărarii. URL: https://www.mapn.ro/legislatie/documente/carta_alba_2021.pdf
- Strategia militară a României. URL: https://sgg.gov.ro/1/wp-content/uploads/2021/08/STRATEGIA-MILITARA-A-ROMANIEI-1.pdf
- Кириллов В. Б., Путинцев И. С. Влияние Румынии в Молдавии: формы проявления и эволюция // Современная Европа. 2018. № 3 (82). С. 37-48.
- Азаренкова А. А. Реализация геополитического проекта «Великая Румыния» в современных условиях // KANT: Social Sciences &Humanities. 2023. № 1(13). С. 48-55.
Автор: Клоян Ани Арменовна, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета.