Еще в октябре в середине спикер Госдумы Вячеслав Володин после доклада вице-премьера Татьяны Голиковой о положении семей заявил: «Надо в школах подумать о воспитании мальчиков, чтобы они готовились уже к тому, чтобы стать отцами, к отношениям, в том числе в семье и к женщине. Посмотрите, сейчас не хотят создавать семью, заводят кошечек и живут».
По его мнению, когда мужчинам «уже сорок лет, они семью не заведут»: «Они боятся этого! Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи должен заняться решением этих вопросов. Семьи! Потому что семья — это и мама, и папа, и дети. А когда мы говорим „по вопросам женщин“ — где у вас тогда мужчины?» – добавил Володин, имея в виду название комитета Думы по вопросам семьи, женщин и детей
Таким образом Вячеслав Викторович вбросил в медиапространство сразу 2 идеи: о введении в школе предмета, на котором будут готовить школьников к семейной жизни, и о переименовании профильного комитета Госдумы.
Уже 31 октября депутаты нижней палаты парламента приняли решение переименовать Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Ранее на пленарном заседании Госдумы 26 октября при обсуждении этой инициативы Вячеслав Володин отметил, что вопросы отцовства впервые за 30 лет работы парламента «наконец‑то нашли свое отражение в названии комитета».
Справка. В комитет входят семь депутатов, из которых только один мужчина – Виталий Милованов от «Единой России». Основным направлением в работе Комитета является законотворческая деятельность по вопросам правового положения женщин, семьи, детей и молодежи, реализации и защиты их прав и законных интересов, по приведению российского законодательства в соответствие с международными актами, совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся конституционных гарантий прав женщин, детей и молодежи.
За время работы Комитета с 1996 года были приняты, подписаны Президентом Российской Федерации и вступили в силу 26 федеральных законов. Среди них такие важные законы, как: «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об актах гражданского состояния», «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; блок федеральных законов по вопросам усыновления и другие. Впервые в Комитете была разработана и одобрена Государственной Думой Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Вне сомнений, только добавление в название комитета упоминания об отцах не переломит ситуации, которая принимает катастрофическое направление. В июле вице-спикер Госдумы Борис Чернышов заявил об эпидемии скрытой безотцовщины в России. Согласно результатам опроса, отец в среднем проводит до 35 минут в день с ребенком. При этом каждый пятый (18%) сообщил, что проводит с детьми 15 минут и меньше. В качестве основных причин они назвали занятость рабочими и домашними делами и непонимание, как организовать совместный досуг.
Может быть, упрочнению роли отца в семье будет способствовать утверждение в России в 2021 г. Дня отца, который празднуется в третье воскресенье октября. В указе уточнялось, что целью нового праздника является «укрепление института семьи и повышение значимости отцовства в воспитании детей».
Что касается второй инициативы – введения в школах уроков семьеведения, то депутаты обсудят этот вопрос с Минпросвещения в декабре. Об этом на заседании рабочей группы по разработке предложений о внедрении в школьную программу таких уроков сообщила член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Ларионова.
Парламентарии намерены изучить вопрос сохранения духовно-нравственных традиций в семейном воспитании, привлечь к обсуждению учителей и родителей, при необходимости проработать вопросы семейного законодательства. По словам Татьяны Ларионовой, институт семьи в современном российском обществе находится в состоянии системного кризиса: разрушаются традиционные основы брака и семьи, обесцениваются супружество, материнство, отцовство, родительство.
«Наш комитет задался вопросом: может быть, потенциал предмета семьеведения недооценен, а его возможности и перспективы еще не исчерпаны? Нас поддержал министр просвещения Сергей Кравцов. Вместе с педагогическим и медицинским сообществом проанализируем имеющийся опыт, методические подходы, формы влияния на поведение школьников, эффективность утвержденных программ», – заявила депутат.
Считаем, что это предложение вполне жизнеспособно, и у него есть перспективы. Тем более, что есть несколько обнадеживающих моментов. Во-первых, на самой начальной стадии намечается привлечь к обсуждению самих школьников. Депутаты посчитали, что термин «семьеведение» звучит слишком серьезно и предложили переименовать предмет, организовав конкурс среди детей на выбор его названия.
Во-вторых, в семьеведение (или как там будет называться предмет) предполагается включить блок об изучении истории своей собственной семьи. С такой идеей выступила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. Она пояснила, что в первую очередь изучение истории семьи предполагает совместную работу ребенка и родителей, и она направлена на укрепление отношений. Также она имеет практический аспект, поскольку ребенок не просто будет делать домашнее задание — эта работа останется с ним на всю жизнь, считает Буцкая. «Здесь нам будет нужна помощь профессионалов, этот блок надо прописывать, что касается изучения истории семьи в архивах, это очень серьезная работа», – отметила депутат.
«Школа должна научить отделять правду ото лжи, полезное — от вредного. Семейно ориентированное образование должно стать одним из важнейших элементов в системе поддержки семей с детьми», – заявила заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова вице-спикер.
Кроме того, вице-спикер уверена, что одновременно с воспитанием детей в таком духе нужны и другие меры популяризации. Чтобы все, что окружает ребенка — фильмы, музыка, реклама, — наполнилось примерами благополучной семейной жизни.
Кстати, в 2021-м году Общественная палата РФ провела Всероссийский опрос «Семейная политика, мир и поддержка глазами семьи и детей», во время которого 68 процентов школьников высказались, что они хотели бы ходить на уроки, где интересно рассказывают про семью и детей.
Только комплексный, заинтересованный и нетрадиционный подход к решению этой государственной важности задачи сможет сохранить для страны здоровое физически и духовно будущее население.
М. Петрова
PS В рубрике «Актуальное интервью» философ Алексей Чаадаев рассказал, вокруг чего сегодня можно выстраивать русскую идеологию, почему российские патриоты постоянно ссорятся и не могут объединиться и как решить проблему демографии в нашей стране.