Аннотация: Статья посвящена рассмотрению влияния эмотиконов («смайликов») на словарный запас активных пользователей социальных сетей. Автор доказывает, что растущее замещение лексики эмотиконами ведёт к примитивизации языка, мыслей и чувств молодёжи, создавая таким образом угрозу для будущего национальной культуры.

Ключевые слова: язык, речь, культура речи, словарный запас, эмотикон, «смайлик», Интернет, коммуникация, молодёжь.

Дурной язык – следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствия вкуса к жизни.

К. Паустовский

Язык – одна из важнейших категорий культуры, её основа, носитель, форма и способ функционирования и развития. С помощью языка мы выражаем свои мысли и чувства, осуществляем свою личностную идентификацию. Язык – это среда, в которой формируется и живёт человек. Именно посредством языка человечество сохраняет свою культуру и передаёт её из поколения в поколение, поэтому именно язык играет главную роль в формировании личности, национального характера, народа.

Важной вехой в развитии устной и письменной речи стал Интернет, принципиально изменивший характер человеческой коммуникации. Блогосфера и социальные сети повлияли не только на общение в самом Интернете, но и на состояние русского языка в целом. Сегодня уже невозможно не замечать замещения русских слов английскими эквивалентами, обеднения лексики, упрощения построения фраз, использования стилизованных изображений человеческого лица (так называемых смайликов, эмодзи и стикеров) для передачи человеческих чувств [3]. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково – без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Всё это, конечно, в основном касается молодого поколения как самого активного пользователя Интернетом [1].

Особую популярность в виртуальном общении при помощи Интернета и SMS приобрели так называемые эмотиконы (от англ. emotion icon, то есть «иконка с эмоцией») – графические символы («иконки»), изображающие то или иное выражение лица человека для передачи его эмоций, настроения, отношения к чему-либо. В разговорной русской речи эмотиконы называют смайликами. Эмотиконами пользуется сегодня практически каждый молодой человек, ведь гораздо проще отправить вместо слов благодарности сердечко или улыбающуюся мордочку, послать плачущий от смеха смайлик в ответ на рассказанную забавную историю вместо словесного комментария произведённого впечатления. К тому же эмотиконы создают ощущение некой весёлой игры – они красочны, забавны, «прикольны». Поэтому, согласно результатам исследований, примерно 80% «поколения миллениум» (родившихся в конце ХХ – начале XXI столетий) уже не представляют себе иного способа выражения своих мыслей и чувств, автоматически заменяя слова смайликами. Это стало своеобразным сетевым этикетом: отсутствие смайлика в конце сообщения способно удивить и насторожить адресата.

Эмотиконы лишают язык, а значит, и культуру народа, национального своеобразия, ведь они обозначают абстрактные «общечеловеческие» понятия, не воспроизводя живую разговорную речь, не отображая её лексических, грамматических, фонетических особенностей. Эмотиконы можно отнести к так называемым паралингвистическим средствам письменной коммуникации, то есть к таким средствам, которые не являются речевыми единицами, но сопутствуют последним с целью уточнения, конкретизации смысла основного сообщения. Эмотиконы предназначены для того, чтобы эмоционально дополнять, прояснять смысл высказывания, уточнять его экспрессивно-интонационную окраску. При общении в Рунете они используются, как правило, попутно с кириллической графи- кой, непосредственно включаются в структуру высказывания, отделяются от единиц высказывания пробелами или запятыми. И чем активнее вытесняются эмотиконами слова, предложения и фразы, тем труднее становится человеку вернуться к «человеческому» языку, тем стремительнее утрачивает он способность выражать на нём свои мысли и чувства [5, 6].

Эмотиконы становятся всё более разнообразными, постепенно превращаясь в своеобразный «новояз» – язык «новых дикарей» XXI века. Характерно, что не так давно «Одноклассники», «ВКонтакте» и другие социальные сети под лозунгом «Назад к петроглифам!» предложили своим пользователям излагать мысли исключительно смайлами. Ведь, по сути, смайлик – это тот же самый петроглиф, наскальный рисунок, при помощи которого первобытные люди отображали свои мысли об охоте, собирании растений и прочих занятиях. В данном же случае петроглифы было предложено размещать на стенах «Интернет-пещер». Что ж, это огромный шаг в «прогрессе» человеческой цивилизации! Наконец-то русскоязычный человек может почувствовать себя «в природной среде», не испорченной грамматикой, орфографией, литературой, логикой и мышлением вообще. Клик курсором в любой значок – и пусть собеседник соображает, что бы это значило.

Если же говорить серьёзно, то золотые «смайлики» с изображением животных археологи давно находили в скифских курганах. Этот тип скифских петроглифов известен как «звериный стиль». Идеологи социальных сетей Рунета предлагают нам сегодня не только «звериный», но и

«растительный» стиль смайликов, дабы «звереющие» и «цветущие» россияне утратили не только свою культуру, но и человеческий облик. Что это – проявление философского закона спиралевидного развития или спланированная кем-то гуманитарная технология архаизации массового сознания, целенаправленно осуществляемая под видом невинного сетевого развлечения? И не являются ли инструментом «мягкой силы» предлагаемые теперь уже и детям «игры со смайликами» [4], способные серьёзно затормозить развитие речи и мышления ребёнка?

Однако под влиянием криптограмм деградирует не только мышление, но и эмоциональный, душевный мир человека, который принудительно сводится к набору определённых эмотиконов. Ведь даже мысль «мне очень плохо» пользователь вынужден передавать при помощи забавных смайликов, название которых происходит от английского smile (улыбка). Эмотиконы делают мир виртуального общения «лёгким», беззаботным миром, где нет места по-настоящему глубоким, серьёзным чувствам. В этом – один из корней феномена, получившего у психологов название

«эмоциональная тупость». Человек, привыкший воспринимать жизнь как смайлик, полностью утрачивает способность любить, жалеть, сочувствовать, сострадать. Отсюда же и потрясающая немотивированная подростковая жестокость: «эмоциональный дикарь» не в состоянии не только почувствовать, но даже представить чужую боль [7].

Означает ли всё вышесказанное, что эмотиконы должны быть полностью изгнаны из сетевой коммуникации? Разумеется, нет. Культура, в том числе и языка, – феномен гибкий, динамичный, меняющийся под воздействием многих объективных факторов. Мы уже вряд ли вернёмся к украшению бумажных писем чернильными рисунками при помощи гусиных перьев, как это делал Пушкин. И нет ничего страшного, если кто-то украсит своё сообщение забавной рожицей. Однако мы должны понимать, что смайлики – далеко не лучший способ передачи мыслей и чувств, способный в перспективе лишить как отдельного человека, так и целый народ национального языка и культуры. Периодически акцентируя при помощи эмотиконов свои эмоции, необходимо избегать замещения криптограммами слов, фраз, предложений. Не говоря уже об осознании того, что новые смайлики – штука весьма «тяжёлая», и что, открывая окно сообщений, пользователь платит за обычный интернет-мусор, засоряющий информационную сеть и оболванивающий нацию.

Литература и источники:

  1. Алигаджиева Н.У., Арсланбекова Г.М. Влияние социальных сетей на формирование лексики современной молодёжи. открытый урок.рф/статьи/647337/
  2. Галаганова С.Г. Язык СМИ и молодёжная политика в сфере культуры // Молодёжная политика. Коллективная монография в 5 тт. Т. 4. Молодёжная поли- тика XXI века: ответы на вызовы времени / Ред. и сост. А.Ф. Радченко. М.: Город 21 век, 2017. С. 136–144.
  3. Ивонин В.А. Об экологической катастрофе русского языка. Американизмы и смайлики. bessler.livejourna.com/2115.html
  4. Играем со смайликами / сост. Т. Джонс, Л. Кин, Х. Хаохао М.: Росмэн- Пресс, 2010. 12 с.
  5. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М.: АСТ, 2017. 250 с.
  6. Левонтина И. Русский со словарём. М.: Азбуковник, 2010. 368 с.
  7. Топюк А. Влияние социальных сетей на морально-нравственные качества молодёжи. М.: LAP, 2012. 56 c.
  8. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г и др. М.: Экон- Информ, 2019.

Цветкова Н.А., студентка группы СГН3‐32 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

Научный руководитель: Галаганова С.Г., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля