Школа не может влиться в мультизадачный детский мир

Цифровизация школы происходит давно, постепенно и постоянно находится на слуху. С каждой «волной» внедрения технологий кажется, что теперь все точно изменится. Но ощущение остается двояким, рассказал директор Центра индустрии образования Сбера Артем Соловейчик.

– Кто-то чувствует, что произошли огромные изменения, а кто-то чувствует, что школа та же, которая была, – добавил спикер.

Сейчас дети живут в мультизадачном мире. Даже когда школьники сидят на уроке в телефоне, это не значит, что они не слушают учителя. На самом деле они смещают фокус внимания на нескольких задачах одновременно.

– Сейчас настал момент некоторого охлаждения, ощущения, что технология может заменить школу. Это то, что происходит в мире. Все ждут искусственный интеллект, но школа боится, страшится его, потому что первое, что они видят, что дети перестанут делать уроки вообще, – объяснил Соловейчик.

Тогда выйдет, что уроки теперь бессмысленны, домашние задания также не имеют смысла. Теперь у ребенка нативный, новый, уникальный ответ на этот вопрос. Процесс – задал домашнее задание, рассказал домашнее задание, проверили и так далее – он разрушается на глазах.

Перепуганное образовательное сообщество говорит: «А что же мы теперь будем делать?». Поэтому мы сейчас в уникальном состоянии, что наконец впервые в жизни мы, ученики, диктуем системе образования, что вам нужно меняться, потому что раньше все происходило в другую сторону, отмечает эксперт.

Дети давно могли бы отказаться от конспектов

Все мифы о цифровизации неправдивы. Такие результаты Соловейчик с командой из 62 ученых получили в ходе исследования разных сторон перехода в цифру, его проводили еще несколько лет назад. Эксперты проверяли, вредит ли экран глазам человека и портится ли мозг от того, что человек печатает, а не пишет.

– Мы представили эти результаты со всей страны, но нам никто не поверил. Сказали, что дети должны дальше писать рукой, ведь это очень важно, – поделился рассказчик.

Соловейчик вспомнил и надежду перевода учебников в электронный формат. Повсеместной практикой это так и не стало. Когда-то очень масштабную акцию проводили Apple и крупнейший в Штатах издатель учебников «Пирс». Они договорились, что весь Лос-Анджелес будет с планшетами Apple и электронными учебниками. Тогда из-за некачественности образования произошел скандал. В итоге эксперимент закрыли.

– Понимаете, это непростая история. Прямо перед пандемией я был на большой конференции Apple. Они меняли свою идеологию про введение цифры в образование. Компания сказала, что они могут быть лишь помощниками, только помогать. Слоган «Думай иначе» превратился в «Каждый может творить», – рассказал он.

С исследованием Соловейчика поспорил глава Минцифры Татарстана Айрат Хайруллин. Он отметил, что общается с авторитетными нейробиологами и уверен, что есть сильнейшая разница между письмом через клавиатуру и письмом через руку. По его словам, письмо от руки – это отдельный способ мышления.

– Попробуйте вспомнить себя, когда вы последний раз рукой размышляли и писали. Не как с женой борщ приготовили или куда детей отвезли, а когда вы последний раз сидели и полноценно размышляли? Я больше чем уверен, что большинство это в последний раз делали в школе или в институте. Второе – когда начнете думать, вам будет очень больно и тяжело. Вы поймете, что вы даже размышлять не можете, потому что даже набор ваших мыслей не ваш, – обратился к присутствующим Хайруллин.

Глава министерства отметил, что искусственный интеллект для него вторичен. Нужно фокусироваться не на технологии, а на том, чтобы «делать человека человеком».

Шаг вперед, шаг назад

После глава Минцифры перешел к значению цифровизации. Он рассказал историю, которая произошла несколько лет назад, когда во все школы республики наконец-то провели интернет. По словам Хайруллина, в одной из школ некого района он встретил молодую учительницу.

– Я спросил, откуда она в этой деревне. Девушка говорит, что родом из этого села. Она закончила педагогический университет и вернулась обратно из-за появившегося интернета. Если бы его не провели, она не представляла бы, как вести уроки. Рассказывать сложные вещи без визуального контента, который формирует интерес, – поделился министр.

Здесь со словами Хайруллина поспорил уже представитель Сбера. Он напомнил, что сразу после повсеместного проведения интернета у детей в школах вздумали забирать гаджеты на время занятий.

Учитель не может справиться с учеником, у которого есть прямой, 24 часа в сутки, доступ в интернет. Мы не умеем учить свободно включенных в сеть наших детей, уверен Соловейчик.

Источник: https://www.evening-kazan.ru/obrazovanie/articles/sistema-obrazovaniya-rossii-ne-gotova-k-sovremennym-shkolnikam

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля