Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди, говорю, планеты всей,
Мы впереди планеты всей!
Ю. Визбор. (1964).
В течение многих лет строки Визбора, вынесенные в эпиграф, воспринимались как издевка, как констатация того, что и сортов продуктов у нас меньше, чем на Западе, и бытовые условия у нас оставляют желать лучшего. За время реформ всё изменилось – и в космонавтике мы сейчас не лидеры, и о пуске промышленных объектов редко слышно. Да и в области балета у нашей страны появились серьезные конкуренты. Зато появились долларовые миллиардеры и ломбарды… Очень немногие, заставшие советские времена, сегодня скажут, что стало лучше.
Символы очень важны. Они показывают «Что такое хорошо и что такое плохо». Самоорганизация играет в культуре огромную роль – многие стремятся делать не «как лучше», а «как сейчас надо». И символы являются маяками в этом культурном море.
Картина здесь грустная – ярких, талантливых произведений за прошедшие 30 лет появилось удивительно мало. Отчасти в этом виновата «хирургическая операция» над отечественной культурой – попытка забыть 70 советских лет и вернуться в начало двадцатого века с его триколорами, орлами, церквями. Кстати говоря, недавно патриарх доложил, что мы ежедневно строим 3(три!) церкви. Церквей в нашем отечестве по данным Росстата стало больше, чем средних школ. Да, многие церкви-новоделы выглядят неплохо. Беда одна – люди, за небольшим исключением, в Бога не верят.
Но если новое не получилось, приходится опираться на старое, на советскую классику. И уже президент об этом говорит. Видимо в программу вернут «Как закалялась сталь» и «Молодую гвардию», наверно, и гражданскую лирику Маяковского. Пока же в программу пихают, по-прежнему. Солженицына и Шаламова, объяснявших как погано жить в нашей стране. Но идет война и цвет времени меняется…
Сталин прекрасно понимал значение символов. На булгаковские «Дни Турбиных», которые шли с огромным успехом, он ходил 15 раз. И как-то сказал Николаю Хмелеву: «Хорошо играете Алексея. Мне даже снятся ваши черные усики, турбинские. Забыть не могу».
Когда же завистники, «правильные писатели» и критики латунские со товарищами решили «разъяснить» Булгакова, то Сталин бросил принципиальную фразу: «Настоящая литература шире партии!».
Благодаря вмешательству Сталина был напечатан роман Михаила Шолохова «Поднятая целина». Сталин писал в 1932 году Кагановичу: «В «Новом мире» печатается новый роман Шолохова «Поднятая целина». Интересная штука! Видимо, Шолохов изучил колхозное дело на Дону. У Шолохова, по-моему, большое художественное дарование. Кроме того, он писатель глубоко добросовестный: пишет о вещах, хорошо известных ему». [1]
В Большом театре до сих пор помнят, ценят и рассказывают, какие огромные усилия Сталин вложил, чтобы поднять художественный уровень этого великого театра. Сетуют, что нынешнее руководство совсем не так относится к балету и опере, как в те давние времена.
Наша цивилизация переживает культурный кризис. Индикатор его состоит в том, что число людей, считающих русский язык родным, уменьшилось за несколько десятилетий с 350 до 280 миллионов человек. Число иностранцев, желающих выучить русский язык уменьшилось вдвое.
Перенятая с Запада система «звезд» оказалась тупиком. Перепевы того, что получилось у других цивилизаций, не дают ни удовлетворения, ни славы, ни пользы. Видимо, придется вернуться к серьезному отношению к культуре, искусству, науке, характерному для 1930-х–1940-х лет. Чужое не дорого стоит. Надо возвращаться к своему.
Пожалуй, к нашей культуре сейчас можно отнести слова, сказанные в своё время великим русским дипломатом А.М. Горчаковым «Россия сосредотачивается», происходит переоценка ценностей, ищутся новые смыслы, образы, видение будущего. На ряде крупных исторических поворотов у нашей Родины это получилось. Должно получиться и в этот раз.
[1] Макаревич Э.Ф. Вдохновляющий яд литературы: Как художественные произведения влияли на судьбу России и СССР. – М.: ЛЕНАНД, 2023 – 520 с.
Автор: Г.Г. Малинецкий, действительный член Академии военных наук, зав. отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной им. М.В. Келдыша РАН, д.физ.-мат.н, проф. (Москва)