2 июня семинар начался с выступления Натальи Голубковой (политолог, эксперт по международным отношениям и национальной безопасности, автор исследований по проблемам суверенитета, кандидат политических наук). Она подробно остановилась на институциональных, политических и геополитических особенностях президентских и парламентских выборов в Турции в 2023 году, их влияние на внутреннюю и международную политику команды Реджепа Эрдогана, а также прогнозах развития ситуации в Турции. Политолог осветила малоизученную тему влияния политтехнологий западных стран и работы спецслужб в рамках турецкого электорального процесса, а также рассмотрела тенденции предстоящих предвыборных кампаний в странах Ближнего и Среднего Востока.
«Выборы в Турции обозначили новые тенденции вмешательства западных спецслужб в электоральный процесс стран, стремящихся к суверенитету. ОБСЕ своим отказом признать турецкие выборы как честные и свободные, по большому счету, создали почву для возможных протестов по оспариванию итогов голосования в ближайшие недели. – подчеркнула политолог. – В течение ближайших двух месяцев Реджеп Тайип Эрдоган будет преимущественно заниматься вопросами национальной безопасности, нежели вопросами внешней политики».
Выступление Натальи Голубковой вызвало живой интерес у участников, состоялась обстоятельная дискуссия. Политолог выразила заинтересованность в продолжение своего участия в проводимых Школой научных мероприятиях.
Далее прошел мастер-класс Евгении Храмовой (эксперт Московской школы конфликтологии в области социально-политических конфликтов, кандидат политических наук) «Мультикультурализм vs этническая идентичность: язык как триггер политических бифуркаций». Она остановилась на особенностях работы со студенчеством по проблемам идентичности, привела примеры из своей научной и преподавательской практики, обозначила необходимость выработки новых приемов в научно-образовательной работе с подрастающим поколением. Политолог также изложила свою авторскую позицию восприятия роли анализа идентичности тюркских народов и значимости его в современной политике.
Свой мастер-класс Инна Сабирзянова (заведующая кафедрой философии и психологии Донецкой академией управления и государственной службы, кандидат философских наук) посвятила актуальной теме – «Инфосфера фронтира: технологии манипулятивного управления политическим сознанием молодежи».
Ученый отметила, что границы в том смысле, в котором они обозначаются на физической карте в учебниках по географии, стерлись после Второй Мировой войны. Сегодня мы имеем дело с надгосударственными образованиями, которые расширяют свое присутствие и влияние по всему земному шару. Линия, где заканчиваются их возможности и интересы (или которая является временной преградой для расширения), и есть линия фронтира. Мы не всегда способны очертить эту линию физически, зачастую она существует только метафизически.
«Расширение русского фронтира – это сотрудничество в сфере общих интересов, на общих принципах русской и европейской цивилизаций. Если это может получиться с народами Восточной Европы, то получится и со всеми остальными. И эти принципы самые простые – культурная независимость, экономическая безопасность, политическая неприкосновенность и взаимоуважение народов», – считает Инна Сабирзянова.
Стилистически перемещенный в другие дискурсы термин «фронтир» потерял свое первоначальное значение. Фиксация стилистических форматов крайне затруднена региональный фронтир – особый вид территорий; вечный фронтир – Россия (геополитическая составляющая); Украина как фронтир (метафора окраины – и место, и рубеж); Донбасс как незакрытый фронтир (множественный политический дискурс и дискурс вражды). При этом любая зона неустойчивого равновесия (там, где линия начинает движение, появляется оценка) может быть идентифицирована как особый фронтир: гендерный (ЛГБТ), электронный (интернет, фронтир сетевого сообщества); продолжающийся (жизнь), культурно-цивилизационный (Русский мир).
По мнению ученого, в условиях фронтирной территории особое значение приобретает информационная сфера как фактор манипулятивного влияния на политическое сознание масс, и молодежи как возрастной группы особо подверженной влиянию со стороны массмедиа и социальных сетей. Распространение «фальсифицированной истории» в социальных медиа при отсутствии ответных мер неизбежно приведет к необратимой деформации восприятия исторической действительности. При этом объем такого рода деструктивного контента будет только расти, увеличивая число его реципиентов.
Было подчеркнуто, что наиболее эффективным способом противодействия таким информационным кампаниям является создание идеологически устойчивых смыслов в лице традиционных культурно-идеологических ценностей как «скреп» государственности в настоящем и будущем.
Мастер-класс «Восток» как продукт западноцентристских концепций: новые задачи переосмысления идейно-исторических оснований» провели преподаватели Луганского государственного университета им. Владимира Даля Андрей Яковенко (профессор, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий, доктор социологических наук) и Руслан Харьковский (директор Института управления и государственной службы, кандидат исторических наук). В выступлении затрагивались проблемы, касающиеся необходимости выхода из жестко заданной политтехнологической парадигмы «Восток-Запад», где за условным «Востоком» заведомо закрепляется статус догоняющего, а, следовательно, и вечно отстающего. Важно решение задач, обеспечивающих гармонизацию общественных отношений и преодоления искусственных расколов. Подчеркивалась особая роль Российской Федерации в создании оснований для новой созидательной роли Востока.
Работа семинара прошла динамично, каждый доклад вызывал оживленную дискуссию.
Участники подчеркивали, что проект Школа молодого этнополитолога известен в экспертном сообществе, все больше ученых выразили желание сотрудничать со Школой, видя в этом возможность реализации своего научного потенциала.
Владимир Савичев сообщил о результатах работы команды Проекта в деятельности Экспертного совета при ФАДН, планах по укреплению деловых контактов с Агентством и Постпредством Президента РФ в ПФО.
В завершении семинара Владимир Савичев подчеркнул, что результаты научных исследований ученых в области межнациональных и межконфессиональных отношений, озвученные на семинарах, используются при выработке и реализации государственной национальной политики, в осуществлении мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов России.
Отдельная благодарность была выражена директору Института востоковедения РАН Аликберу Калабековичу Аликберову и старшему научному сотруднику, заведующей Восточным культурным центром Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Раванди-Фадаи Лане Меджидовне за отличную организацию мероприятия и плодотворное сотрудничество.
В завершении семинара состоялся круглый стол, на котором руководители Проекта и эксперты обсудили вопросы активизации деятельности Школы, усиления практической составляющей в плане выработки рекомендаций для заинтересованных органов власти и общественных организаций, участвующих в реализации государственной национальной политики.
Зоя Высоцкая подробно рассказала о предъявляемых Фондом президентских грантов требований при рассмотрении заявок и анализе результатов их реализации. Говорилось о социальной значимости, научности, точности формулировок и т.д. В свою очередь, эксперты обратили внимание на необходимости завершения семинаров Школы выработкой соответствующих резолюций, подготовкой аналитических записок в заинтересованные инстанции. «Важно уметь грамотно представлять свои результаты», – подчеркнула Высоцкая.
Данный тезис развил Вячеслав Петров, предложивший до середины июня разработать технологию решения этой задачи.
В свою очередь, Наталья Голубкова в развитии проекта предложила приступить к подготовке образовательного видео-контента с размещением его на сайте «Политическое образование» и YOUTUBE.
Эксперты из Ижевска, Донецка и Луганска предложили организовать у них очередные мероприятия Школы.
Друзья! Этот семинар стал последним за три года существования Проекта. В оставшееся до июля время предстоит подготовить отчетные документы для направления их в Фонд президентских грантов.
Мы с нетерпением ждем результатов рассмотрения нашей очередной заявки, которые будут озвучены во второй половине июня. Пожелайте нам всем удачи!
В. Петров