Среди обширного шеститомного наследия Александра Куприна стоит особняком одна повесть, написанная в роковом 1917 году…

Среди произведений Александра Куприна очень многое написано «с натуры», что прикрепило к нему ярлык «рассказчика». Это определение особо подчеркивал Сергей Довлатов: Куприн не претендовал на философские размышления, не примеривал на себя одежды пророка. Он попросту рассказывал жизнь, не приукрашивая и не устрашая ее. Ни «Яма», ни «Поединок», ни повести «С улицы» или «Как я был актером» – не поднимают глубоких проблем бытия: даже самые отвратительные их персонажи – всего лишь люди. Слабые (что чаще) и сильные, добродетельные (что реже) и самые обычные, в которых всякого вложено поровну. И даже гадкие люди. Но все же – люди, а не герои.

Каждое желание

Среди обширного шеститомного наследия Куприна (а оно шеститомное оно – только в изданном варианте, сколько было у него совершенно незначительных газетных публикаций, которые могут быть интересны разве что самым дотошным исследователям его творчества) стоит особняком одна повесть. Первые читатели узнали ее под заглавием «Каждое желание» – в роковом 1917 году. В собрание сочинений она вошла как «Звезда Соломона».

Немало авторов обращалось и к мистике, и к древним преданиям, и к колдовству – делая их не просто приманкой для аудитории, а своим инструментом для постижения человеческой натуры. Писателю всегда было интересно наделить рядового человека фантастическими возможностями и посмотреть, что из этого выйдет.

И сколько таких героев мы сможем назвать буквально с ходу. Волька Костыльков, профессор Преображенский, физик Гриффин, Дориан Грей, калиф-аист… Одному помогает джинн (почему-то колдующий по-древнееврейски), другой и третий опираются на силы науки, четвертому дает вечную молодость его собственный портрет, даже порошок с инструкцией на латыни позволяет понимать язык птиц и зверей. Все перечисленные персонажи – герои произведений, давно ставших классикой, какие-то созданы до повести Куприна, какие-то после. Но ни в одном из них обычный человек не обретал такого огромного могущества.

А персонаж Куприна – обладал им в полной мере.

Никогда раньше человек и не смел и мечтать о такой силе. Но XIX век подвел и авторов, и читателей к новым возможностям, каких и вообразить не могли те, кто жил до них.

Требования времени

Вещий Олег прибивал щит ко вратам Цареграда – а принял смерть от павшего своего коня, каковой финал не скрашивал даже приспособленный к пушкинскому тексту бравурный припев «Так громче музыка, играй победу». Колумб был уверен, что открыл короткий путь в Индию. Левенгук так и не смог никого убедить, что есть на свете живность мельче сырного клеща.

Однако после девятнадцатого столетия возможности казались неисчерпаемыми.

Леон Манташев удесятерил многомиллионное состояние за один день, удачно сыграв на бирже. Самолет братьев Райт вознес человека в небеса, а ранцевый парашют Глеба Котельникова позволил с них прыгать. Виллем Эйнтховен исследовал само человеческое сердце при помощи электрокардиографа, и даже бритву, изобретенную Кингом Жиллетом не нужно стало точить и направлять. А там…телеграфный кабель соединил Европу с Америкой, небоскребы Вулворт и Сингер легко преодолели отметку в 50 этажей, супруги Кюри подобрались к таким энергиям, которые не хватало воображения осмыслить – и это не говоря об общей теории относительности!

И вот в этот мир прибегает… пудель. Да-да, тот самый! Не успел он нарезать и пару кругов «с огненным потоком и искрами по следам его», как оказался на выставке декоративного собаководства, где получил медаль, стрижку с недавно изобретенным электрическим феном, а в качестве бонуса – ошейник с намордником и миску с названием корма.

А зайди он в человеческом облике…

Источник: https://dzen.ru/a/Yxhrl-mY5VjCAsrT

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля