
Суверенитет страны начинается с каждого из нас. Это звучит парадоксально, но это факт. И пока мы этого не поймем, полноценной суверенности страны не будет.
Мы это и наблюдаем. Санкции прикрыли протоптанную дорожку на западные рынки, к западным технологиям, оборудованию, лекарства, товарам. А мы все последние 30 лет только и делали, что рассчитывали, что это продлиться вечно.
Все упирается в кадры. Вспомнился случай. Мне надо было выточить деталь для крепежа гардины. Пошел в авиационный институт к знакомым ребятам. Те привели в учебный цех. Вышел старик далеко за 70 лет, в промасленном фартуке, в очках с толстыми линзами. Он с каким-то детским интересом посмотрел на эскиз детали, которую я принес, взял его и в буквальном смысле побежал к станку.
Пока он работал, разговорился с ребятами. О Макарыче (так звали старика) говорили с душевной теплотой (увы сегодня не свойственной нам) и грустью. Уйдет он, кто заменит? Никто. Токаря с его квалификацией днем с огнем не найдешь.
Макарыч провозился весь обед, а когда передал деталь мне, от вознаграждения категорически отказался. Сколько лет прошло, а запомнился…
Подумалось, мы держимся в основном на людях еще советского времени, тех, кто получал образование в Советском Союзе, кто работал в то время, кто дорожил своей профессией. Их знания отличаются от тех, которые дают молодежи сейчас.
квалифицированной молодежи категорически не хватает. Нам нужны на производстве специалисты, которые знают каждую гаечку, каждый механизм, только с ними можно будет что-то улучшить. А это не просто какая-то компетенция, не просто объем знаний. Для этого нужно любить свою работу. Говорят, что у нас в запасе есть еще лет 10, а потом эти люди уйдут. Кто будет готовить им смену?
На разных уровнях констатируется, что в современной России качество образования не просто изменилось, а его последовательно и неуклонно падает. Мантры про то, что труд почётен не работают.
Давайте вспомним, почему был успешен советский рабочий? Не только за счет любви к труду и хорошей подготовки, но и за счет большого кругозора, полученного в средней школе – того, что сейчас во многом утрачено из-за т.н. «профилизации» образования. В купе с «цифрализацией», порой непродуманной, проблему качества образования не разрешить. Компьютеры, искусственный интеллект и т.д. – все это надо, но надо и учить самостоятельно думать, самостоятельно приобретать знания, выборочно подходить к информации.
К сожалению, с несменяемой командой «образователей», прокладывающей курс отечественного образования, ожидать позитивных сдвигов не приходится.
В. Петров
PS В рубрике «Актуальное интервью» в материале «Юрий Крупнов: Плачемся, что рабочих рук не хватает, а у нас 2−3 миллиона мужиков в магазинах лифчики охраняют» эксперты обсуждают ситуацию с кадрами, сложившуюся сегодня в стране.
В рубрике «Вопросы образования» размещена статья «Самый страшный предмет». Учителя рассказали, почему дети не учат физику» приводятся мнения учителей о том, почему все больше учеников выбирают гуманитарное направление в учебе.
В рубрике «Статьи и публикации» читайте статью редактора компании Эквио, эксперта в области EdTech Алёны Дорохиной «Как решить проблему дефицита кадров».
М. Петрова