
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
CHAPTER 2. REGIONAL PREFERENCES OF THE YOUTH POLICY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Продолжение
Стратегия служит основой для организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, связанных с реализацией молодежной политики в Республике Татарстан.
На современном этапе молодежная политика представляет собой системную деятельность государства, организаций, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий для реализации потенциала молодого поколения, обеспечения гарантий его прав и свобод, а также на оказание социальной поддержки различных категорий молодежи. Став одним из приоритетных направлений социальной политики в Республике Татарстан, молодежная политика сегодня носит системный и стабильный характер. Благодаря слаженной работе основных государственных и общественных институтов эффективно пройдены этапы становления молодежной сферы и многое сделано для молодежи.
В Республике Татарстан созданы и продолжают формироваться благоприятные стартовые условия для молодежи с различными индивидуальными потребностями. Каждый молодой человек имеет реальную возможность стать востребованным и успешным.
Как было указано ранее, свое становление молодежная политика в Республике Татарстан начала в 1993 году с принятия Закона Республики Татарстан от 19.10.1993 № 1983-XII «О молодежной политике в Республике Татарстан», и тогда же была создана структура на республиканском уровне – Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, проделана работа по развитию законодательства, по выбору приоритетных направлений молодежной политики.
Пройденный 30-летний период реализации молодежной политики в Татарстане характеризуется устойчивостью процесса ее институционализации, развитием законодательства, укреплением структуры органов государственной власти с введением вертикального управления.
Отметим, что опыт Татарстана сегодня получает высокую оценку на федеральном уровне: в рейтинге регионов Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в сфере молодежной политики, молодежь активно интегрируется в федеральную повестку.
Отрасль молодежной политики с каждым годом расширяется как за счет инфраструктурных проектов, так и за счет реализации профильных государственных программ, повышения вовлеченности молодежи и ее интереса к реализации социальных проектов, активной включенности учреждений молодежной политики и общественных организаций, чья деятельность за прошедшие годы структурировалась, и на их основе возникли знаковые узнаваемые в Республике Татарстан и за ее пределами события и движения: фестивальное движение «Созвездие – Йолдызлык» и фестиваль «Наше время – Безнен заман»; молодежное движение «Сэлэт»; проект «URAM» и фестиваль креативных индустрий «Город – RE’ACTOR»; региональная молодежная общественная организация «Лига студентов Республики Татарстан» и республиканская премия для обучающихся по образовательным программам высшего образования «Студент года Республики Татар-стан»; региональная общественная молодежная организация «Объединение “Отечествоˮ» Республики Татарстан, Республиканский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Фор-пост», студенческие трудовые отряды и другие [14].
Преференции молодежной политики Республики Татарстан, в соответствии с которыми строится работа с молодежью на основе постоянного изучения и мониторинга ее социального самочувствия, определены в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.
Принятый в 2020 году Федеральный закон № 489-ФЗ определил основные понятия сферы молодежной политики, четкие полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отрасли, установил возрастные границы молодежи от 14 до 35 лет, направления реализации молодежной политики и формы участия молодежи, механизмы информационного обеспечения и мониторинга ее реализации.
В Республике Татарстан сформирована нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере молодежной политики, направленная на создание условий для реализации прав молодежи по различным аспектам жизнедеятельности; имея высокий уровень преемственности с федеральными нормативными правовыми актами, она одновременно развивает и сохраняет сложившиеся региональные особенности.
В законодательном регулировании молодежной политики наиболее значимыми являются: законы Республики Татарстан:
– от 19 октября 1993 года № 1983-XII «О молодежной политике в Республике Татарстан»;
– от 21 октября 1999 года № 2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий»;
– от 7 апреля 2006 года № 29-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики»;
– от 30 июня 2018 года № 48-ЗРТ «О регулировании отдельных вопросов в сфере добровольчества (волонтерства) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан»;
– постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2022 № 778 «О координации деятельности в сфере молодежной политики в Республике Татарстан» и другие [14].
Основные принципы реализации молодежной политики в Республике Татарстан находятся в единой повестке с федеральными установками:
– сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений, интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций; 46
– укрепление механизмов правового регулирования и единства молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
– комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
– открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
– приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;
– признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации молодежной политики и обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики;
– повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации молодежной политики.
Как было указано ранее, в настоящее время государственное управление в сфере молодежной политики в Республике Татарстан осуществляет Министерство по делам молодежи Республики Татарстан.
В 45 муниципальных образованиях Республики Татарстан полномочия в сфере молодежной политики реализуют 13 отделов (управлений) по делам молодежи, 17 отделов (управлений) по делам молодежи и спорту, 15 отделов (управлений) по делам молодежи, спорту и туризму. Полномочия органов местного самоуправления в Республике Татарстан в сфере молодежной политики в части разработки и реализации мер по обеспечению прав и законных интересов молодежи по основным направлениям молодежной политики, организации и проведению мероприятий по работе с молодежью, осуществлению мониторинга ее реализации закреплены Федеральным законом № 489-ФЗ.
Инфраструктура молодежной политики представлена 384 учреждениями молодежной политики и их структурными подразделениями: молодежные центры, молодежные (подростковые) клубы по месту жительства, центры психолого-педагогической помощи детям и молодежи, центры экстренной психологической помощи по телефону для детей и молодежи, молодежные (студенческие) формирования по охране общественного порядка, студенческие трудовые отряды, центры содействия молодежи, центры военно-патриотической работы и подготовки допризывной молодежи, центры организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков и оздоровительно-досуговые учреждения (лагеря).
Исходя из особенностей отрасли в молодежной политике укрепилась межведомственная координация деятельности по всему спектру молодежных проблем. Как на республиканском, так и на муниципальном уровне органы по делам молодежи тесно взаимодействуют с органами здравоохранения, образования, культуры, труда и занятости, социальной защиты, внутренних дел и другими, по отдельным направлениям действуют межведомственные советы по вопросам развития деятельности студенческих трудовых отрядов, развитию добровольчества (волонтерства), обеспечению взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и Молодежного правительства Республики Татарстан, экспертный совет системы психологической помощи населению, советы при Раисе Республики Татарстан по поддержке республиканского фестивального движения «Созвездие – Йолдызлык» и взаимодействию с Общероссийским обществен-но-государственным движением детей и молодежи «Движение первых».
Выработан и успешно применяется важнейший инструмент в решении молодежных проблем – реализация государственных программ. В настоящее время с учетом новых социально-экономических условий, приоритетности проблем молодежи ведется работа над их актуализацией. Проблемы молодежи, перспективы развития молодежной политики нашли отражение в ряде документов [10]: Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива», утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 года № УП-862 «О Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан “Перспективаˮ»; государственной программе «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Республике Татарстан на 2014–2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 № 764; государственной программе «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2013 № 1006; государственной программе «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2026 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 № 943; государственной программе «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019–2025 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 № 158 [14].
Правительством Республики Татарстан утверждаются перечни мероприятий по строительству и модернизации учреждений инфраструктуры детского отдыха, центров психолого-педагогической помощи, молодежных центров и подростковых клубов по месту жительства. С 2015 по 2022 год модернизировано 338 учреждений молодежной политики на общую сумму 7,65 млрд рублей.
Кадровый состав сферы молодежной политики состоит из более чем 3,5 тыс. сотрудников – руководителей и специалистов Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, соответствующих управлений и отделов муниципальных образований, республиканских подведомственных учреждений, подростковых клубов, молодежных центров, детских оздоровительных лагерей, социальных молодежных служб, из них 3 008 специалистов на муниципальном уровне и 589 – на региональном.
На протяжении нескольких лет, несмотря на нестабильность кадрового состава, в целом наблюдается положительная динамика увеличения численности работников отрасли, в первую очередь за счет введения в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов. Профессионально-квалификационная потребность восполняется сложившейся системой подготовки кадров: на базе образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан осуществляется обучение по направлениям «Специалист по работе с молодежью» и «Государственное и муниципальное управление»; для работников отрасли с целью повышения профессиональной компетентности организованы курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Ключевыми мерами для повышения мотивации и стимулирования профессионального роста стало учреждение указом Раиса Республики Татарстан почетного звания «Заслуженный работник сферы молодежной политики Республики Татарстан», присвоение работникам отрасли квалификационных категорий по итогам аттестации, а также проведение республиканского конкурса специалистов учреждений молодежной политики [14].
Во взаимодействии с ведущими учеными Республики Татарстан и учеными Российской Федерации осуществляется научное обеспечение молодежной политики. Министерством по делам молодежи Республики Татарстан совместно с государственным бюджетным учреждением «Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ “Навигаторˮ» проводятся социологические исследования, результаты которых отражают роль молодежи в реформирующемся обществе, ценностные ориентации и политические предпочтения, этнокультурные процессы в молодежной среде, приобщение к спорту и здоровому образу жизни, проблемы студенческой, сельской и рабочей молодежи. При Министерстве по делам молодежи Республики Татарстан действует научно-методический совет, с участием которого формируются научно-методические основы реализации молодежной политики, обеспечивается научно-методическое сопровождение мероприятий молодежной политики, включая исследования, участие в подготовке ежегодного аналитического доклада, научно-практических мероприятий.
Таким образом, в Республике Татарстан эффективно реализуется и продолжает развиваться самостоятельное направление внутренней политики государства по отношению к молодому поколению, требующее высокой степени адаптации к динамике общественной и экономической жизни.
Необходимо остановиться и на проблемах развития молодежной политики в Республике Татарстан, исходящих от глобальных вызовов современности.
Документы стратегического планирования Российской Федерации и Республики Татарстан, внешние и внутренние экономические и политические факторы заставляют обращать внимание на те социальные вызовы, которые фактически определяют преференции молодежной политики в настоящее время и на перспективу ближайших 10–15 лет и создания качественно иной среды для формирования и воспитания молодежи.
1. Усиление негативных тенденций в демографическом развитии.
Для ближайшего десятилетия характерно значительное старение населения во всех регионах России, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста. Сокращение численности населения в основном будет связано с категорией молодежи, граждан в возрасте 20–40 лет. Сокращение численности молодежи вследствие демографических процессов затронет все без исключения субъекты Российской Федерации, но будет неравномерным. В Республике Татарстан к 2030 году удельный вес населения в возрасте 14–30 лет будет составлять 18,44 %. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, на 1 января 2015 года доля молодежи (14–30 лет) составляла 24,27 % от населения, на начало 2023 года доля молодежи (14–35 лет) составляла 26 % [14].
Социально-демографическую группу «молодежь» составляют школьники и студенты организаций среднего профессионального образования 14–17 лет – более 155 тыс. человек; молодежь 18–24 лет, большая часть которых студенты, – 265 тыс. человек; молодежь в возрасте 25–35 лет – работающая молодежь, молодые семьи – более 650 тыс. человек.
2. Психологическое состояние в подростковой и молодежной среде, повышение угрозы правонарушений и антиобщественных действий, связанных с деструктивным поведением молодежи.
Нарастание негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов повышает риски роста социальной напряженности в обществе. Для молодого поколения характерны еще не сложившаяся система ценностей, стихийность формирования мировоззрения, типичная для любого информационного общества неустойчивость социальных отношений, некритичное восприятие предлагаемых образцов поведения, повышенная агрессивность. Основой для противодействия всем формам деструктивного поведения являются устойчивые, сформированные духовно-нравственные ценности.
Согласно данным информационной системы «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан», указанная категория населения ежегодно увеличивается: если в 2020 году на межведомственном социальном патроировании состояли 1280 семей и 1589 несовершеннолетних, проживающих в этих семьях, то в 2023 году – 1695 семей и 2721 несовершеннолетний соответственно, из них 765 подростков в возрасте от 14 до 18 лет состояли на учете в базе данных информационной системы «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан» и 1007 подростков – в комиссии по делам несовершеннолетних. Средний показатель систематического охвата подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в Республике Татарстан, составляет 39 %, а подростков, находящихся в социально опасном положении, – 43 % [3].
Остается актуальным вопрос профилактики правонарушений среди молодежи, преступность продолжает оставаться существенным явлением в молодежной среде. Динамика совершаемых молодежью правонарушений повторяет динамику общей преступности, от общего количества преступивших закон число совершенных правонарушений молодыми людьми в возрасте 14–29 лет составляет около 28 %, при этом из них практически 50 % приходится на возрастную группу 18–24 года. Как несовершеннолетние, так и молодежь вовлечены в широкий круг совершаемых правонарушений, среди которых наибольшее количество составляют преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации (с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средств мобильной связи), против собственности, и связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, одновременно снижается уровень преступлений среди молодежи против здоровья населения и общественной нравственности.
О нарастающей тревожности среди молодежи свидетельствует ежегодная статистика – увеличение обращений на телефоны доверия и высокий уровень спроса на психолого-педагогическую поддержку. В целом такая динамика свидетельствует о том, что современные подростки и молодежь позитивно воспринимают психологическую помощь и необходимо использовать любые возможности укрепления с их стороны доверия к взрослым и институтам принятия решений.
3. Занятость и трудоустройство молодежи.
Одним из вызовов в реализации молодежной политики остается вопрос о трудоустройстве молодежи. По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень занятости молодежи на конец 2022 года составлял 688 850 человек – 34 % от всех занятых в экономике, или 64 % от всей молодежи Республики Татарстан.
Численность безработной молодежи, состоящей на учете в центрах занятости, составляет 38,7 % от общего числа зарегистрированных. Однако в общей численности молодежи число безработных составляет только 1 %. Ежегодно данный показатель остается фактически неизменным (исключая 2020 год). Тем не менее среди молодежи многие предпочитают официально не трудоустраиваться или обходиться разовыми заработками.
Достаточно стабильной является статистика трудоустройства молодежи: из граждан в возрасте 14–35 лет, обратившихся за поиском работы в 2022 году, трудоустроен 71 %; с 2019 года (исключая 2020 год) показатель остается практически неизменным [3; 11].
В сравнении с другими возрастными группами уровень трудоустройства среди молодежи выше, так как связан с желанием заработать и возможностью самореализоваться.
В целях выработки системных мер для обеспечения предприятий приоритетных отраслей промышленности Республики Татарстан, приоритетных территорий и агломераций квалифицированными кадрами важно выработать механизмы привлечения и закрепления молодых специалистов, молодых ученых приоритетных отраслей и специальностей, создать условия для комфортного проживания и самореализации.
4. Проблемы молодых семей.
Анализ ситуации подтверждает необходимость государственной поддержки института молодой семьи. При этом речь идет прежде всего о создании благоприятного пространства для функционирования семьи и условий для самореализации ее интересов.
Устойчивая мировоззренческая позиция и ценностные ориентации, в том числе на крепкую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни, формируются в возрасте 20–25 лет.
По статистическим данным, ежегодно в Республике Татарстан распадаются более 50 % семей, наибольшее количество разводов приходится на возраст от 30 до 35 лет. Для молодых семей наиболее актуальны два блока проблем.
Первый – социально-экономический, включающий проблемы материальной обеспеченности, жилья и трудоустройства молодых супругов. Вопрос приобретения собственного жилья – один из главных при создании семьи, планировании и рождении ребенка.
В Республике Татарстан в сфере молодежной политики действуют программы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий в формате безвозмездных субсидий, беспроцентной рассрочки, а также льготной ипотеки в системе социальной ипотеки Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан. В каждом муниципальном районе Республики Татарстан действуют муниципальные программы государственной поддержки молодых семей в приобретении собственного жилья на условиях софинансирования из средств республиканского и федерального бюджетов в формате выделения безвозмездных субсидий в размере 30–35 % от стоимости жилья. На сегодняшний день за время действия программ более чем 15 тысячам молодых семей Татарстана оказана государственная поддержка в решении жилищных проблем.
Согласно аналитическому докладу «О положении молодежи в Республике Татарстан по данным социологических исследований» (2022 год), удовлетворенность жильем и жилищными условиями среди молодежи в Республике Татарстан за последние годы заметно возросла – с 53 % в 2017 году до 65 % в 2022 году. Несмотря на общую позитивную динамику, степень удовлетворенности молодежи своими жилищными условиями сильно снижается по мере взросления: среди молодежи 14–19 лет доля удовлетворенных составляет 82,2 %, среди молодежи в возрасте 30–35 лет – 50 % [2].
Причиной этого становится второй блок проблем – социально-психологический, приводящий к росту семейного неблагополучия (увеличению числа разводов, к которым часто приводят проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к семейной жизни: смене ролей, стереотипов и стилей поведения, вопросы раздела имущества), разочарованию условиями самостоятельной жизни в связи с высокой степенью неготовности (психо-логической, экономической, бытовой) к самостоятельной жизни, ухудшению материального положения молодых семей и снижению жизненного уровня населения в целом в связи с невостребованностью молодых специалистов без опыта работы на рынке труда либо низкой зарплатой.
Исследования современной молодой семьи показывают необходимость пристального внимания к проблемам семейного воспитания, вопросам стабильности молодой семьи и к работе с семьями группы риска, обеспечения психологической поддержки, помощи и сопровождения молодежи, в том числе молодых семей.
5. Особенности современного воспитания молодого поколения, формирование гражданского патриотизма.
В современных условиях воспитание играет решающую роль в формировании творческой, интеллектуальной, духовной, нравственно и физически развитой, ответственной за результаты своей деятельности личности, а усиление патриотического воспитания становится ответом на внутренние и внешние вызовы. В соответствии с новыми общественными тенденциями для формирования современной системы воспитания личности молодого человека важно решение актуальных вопросов по созданию условий для его развития и организации эффективного взаимодействия всех субъектов социализации молодежи.
Современные социологические исследования показывают, что ценностные ориентации претерпевают существенные изменения, современные дети и молодежь больше ценят индивидуализацию, свободу выбора, эмансипацию от традиций, в том числе благодаря увеличению социально-экономической мобильности молодежи, которая, обладая значительным потенциалом освоения всего инновационного, сегодня предоставляет больше возможностей для развития своих навыков и талантов и помогает быстрее преодолеть социальные барьеры.
Несмотря на то, что Республика Татарстан является лидером в Российской Федерации по патриотическому воспитанию молодежи и подготовке граждан к военной службе (ежегодный охват мероприятиями патриотической направленности составляет около 150 тыс. человек, действуют четыре центра военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки, 153 военно-патриотических клуба в 38 муниципальных образованиях Республики Татарстан с охватом своей деятельностью 14 083 подрост-ков в возрасте 10–16 лет), добровольческому движению (в волонтерское сообщество Республики Татарстан включены 138 165 волонтеров и 1247 добровольческих объединений), одновременно фиксируется недостаточная вовлеченность общества в вопросы развития гражданского патриотизма; отсутствие понимания важности участия в жизни общества приводит к тому, что не только дети и молодежь, но и взрослые, их родители, мало интересуются гражданскими и патриотическими вопросами, духовно-нравственными ценностями; отсутствие межпоколенного взаимодействия передачи ценностей, негативное влияние среды и медиа часто приводят к распространению негативных ценностей и идей, которые противоречат гражданско-патриотическому развитию и духовно-нравственным основам.
Особенности современной жизни: быстрое развитие технологий, неограниченный доступ к информации и социальным сетям, ускорение ритма жизни – требуют вовлечения в процессы воспитания всех социальных институтов (семья, школа – колледж – вуз, профессиональное сообщество), внедрения новых и адаптации традиционных методов и форм осуществления реализации молодежной политики, которые также должны быть более динамичными и актуальными, соответствовать текущим трендам и быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям.
6. Сохранение сельского населения.
Республика Татарстан является высокоурбанизированной территорией, городская молодежь в возрасте от 14 до 35 лет составляет 78 % от общего числа молодежи, сельская молодежь – 22 %.
По статистике, молодежь составляет немногим более 25 % и среди городского, и среди сельского населения, с каждым годом становится очевидной отрицательная динамика: снижение количества молодежи на селе, с течением времени становится больше тех, кто хотел бы сменить место жительства внутри Татарстана (6,3 % в 2018 году и 11,1 % в 2022 году). Среди причин внутренней миграции респонденты называют поиск профессиональной перспективы (56,3 %), получение образования (48,1 %), неудовлетворенность своей нынешней жизнью (38,8 %), поиск более коммуникабельной и культурной среды (30,5 %) [2].
В молодежной среде сельской местности особенно очевидными становятся тенденции к общему снижению уровня жизни, ограниченность доступности инфраструктуры и, как следствие, невозможность в полной мере самореализации в творческой, общественной, профессиональной сферах жизнедеятельности.
Тем не менее молодое население сельской местности является наиболее стабильным по своему составу – 81,7 % сельской молодежи не планируют никуда уезжать. Важным сдерживающим фактором в развитии миграции молодежи выступает неготовность к переезду, молодежь испытывает тревогу, сталкиваясь с материальными и жизненными трудностями на новом месте, а также этнические и патриотические мотивы: для жителей сел определенную роль играет чувство «малой родины», продолжение семейных традиций, соблюдение традиционных устоев, поддержка ближайшего окружения.
Разные муниципальные органы власти по-разному демонстрируют свою приверженность к укреплению основ молодежной политики. На муниципальном уровне особое значение приобретает политика «реальных дел». Роль субъектов молодежной политики, ресурсное обеспечение муниципальных программ развития, повышение вовлеченности и информирования молодежи гораздо выше в малых городах и селах. Отдаленность населенного пункта, проблема несоответствия количественного состава работников органов по делам молодежи и учреждений молодежной политики объему и характеру решаемых ими задач, масштабы и темпы социальных перемен снижают возможности системного включения молодежи в мероприятия молодежной политики.
В результатах SWOT-анализа [14] выявлены сильные и слабые стороны сферы молодежной политики в Республике Татарстан, ее возможности и угрозы:
1. Сильные стороны сферы молодежной политики в Республике Татарстан (S):
– высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к молодежи, молодежной политике и стабильное бюджетное финансирование сферы;
– утверждение, пролонгация и успешная реализация молодежных программ;
– позитивная социализация молодежи;
– консолидация усилий различных организаций в реализации молодежной политики;
– рост востребованности молодежи экономикой и инновациями;
– развитие инфраструктуры и сети учреждений для молодежи;
– формирование системы мотивации руководителей и специалистов в сфере работы с молодежью;
– привлечение и успешная реализация международных проектов на территории Татарстана, развитие международного молодежного сотрудничества;
– развитие системы эффективного партнерства Правительства Республики Татарстан и общественного детского и молодежного движений;
– поддержка молодежных инициатив, опора на общественные организации в реализации молодежной политики;
– единая система мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление молодежной политикой.
2. Слабые стороны сферы молодежной политики в Республике Татарстан (W):
– объективное неравенство молодежи в возможностях профессиональной творческой, общественной самореализации ввиду социальных и финансовых условий;
– недостаточность событийных пространств в сельской местности, инфраструктуры, обеспечивающей досуговую занятость различных категорий молодежи с учетом их интересов;
– недостаточное количество руководителей новой формации;
– дефицит трудовых ресурсов, текучесть кадров в сфере молодежной политики;
– ограниченность охвата молодежи государственными и муниципальными услугами в сфере молодежной политики;
– ограниченные бюджетные ресурсы на реализацию молодежной политики на муниципальном уровне;
– отсутствие межмуниципальной кооперации.
3. Возможности сферы молодежной политики в Республике Татарстан (O):
– внедрение новых форм и методов контроля качества реализации приоритетных направлений молодежной политики;
– интеграция в федеральную повестку, привлечение федеральных средств для развития инфраструктуры, реализации программ и проектов молодежных общественных объединений, образовательных организаций и физических лиц;
– привлекательность Татарстана для молодежи других регионов России, миграционный приток талантливой активной молодежи за счет стабильного социально-экономического развития Республики Татарстан;
– создание и развитие в Республике Татарстан инновационной инфраструктуры для молодежи;
– заинтересованность бизнес-сообщества во взаимодействии с молодежью;
– внедрение информационно-коммуникационных технологий, цифровизация сферы молодежной политики;
– активность и инициативность молодежи.
4. Угрозы в сфере молодежной политики Республики Татарстан (T):
– снижение численности населения Татарстана в возрасте 14–35 лет;
– рост врожденных заболеваний у детей, связанный с распространением вредных привычек (наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма);
– влияние на количество молодого населения процессов внутренней и внешней миграции;
– снижение приоритета семейных ценностей;
– нарастающая тревожность среди молодежи, высокий уровень спроса на оказание психологической помощи;
– увеличение количества разводов среди молодежи;
– сокращение ресурсного обеспечения, оптимизация финансовых средств на реализацию молодежной политики;
– завышенные ожидания молодежи.
Таким образом, исходя из результатов SWOT-анализа, Правительство Республики Татарстан определяет дальнейшие действия и меры по реализации задач Стратегии до 2030 года, а именно:
1) Создание условий для управления социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности Республики Татарстан, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения:
– поддержку одаренных детей и молодежи;
– развитие эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения;
– создание условий для молодежных общественных организаций, движений, для развития лидерских качеств молодежи и поддержки молодежных инициатив;
– развитие общественно-государственной системы воспитания молодежи, обеспечивающей ее социализацию;
– совершенствование профориентационной работы среди молодежи;
– обеспечение равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;
– развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах;
– развитие межрегионального и международного молодежного сотрудничества, а также обмена в целях интеграции молодежи Республики Татарстан в мировое сообщество, через поддержку участия молодежи и молодежных объединений в международных структурах, в работе международных проектов и мероприятий;
– активное вовлечение молодежи в процесс развития пространства стран БРИКС, Организации исламского сотрудничества (ОИС);
– содействие в реализации программ молодежного обмена.
2) Формирование современной системы ценностей, гражданского патриотизма, развитие патриотического воспитания с учетом многонациональной основы Республики Татарстан, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, развитие и модернизацию системы патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан: формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление межэтнической толерантности, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями; подготовку граждан к военной службе, осуществление деятельности по формированию у детей и молодежи гражданской идентичности, патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества, военно-профессиональное ориентирование молодежи; дальнейшее развитие молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности; реализацию просветительских и иных про-грамм, проектов и мероприятий, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде.
3) Развитие механизмов комплексного развития и повышение качества жизни молодого поколения, оказание психолого-педагогической поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, усиление профилактической работы с целью предупреждения проявлений деструктивного поведения подростков и молодежи: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в рамках организации отдыха детей и молодежи; решение проблем неблагополучия детей;
комплексная социальная защита и интеграция в общество подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; применение инновационных форм и методов работы с молодежью, направленных на снижение уровня девиантного поведения, правонарушений и преступности; формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости молодежи к проявлениям террористической и экстремистской идеологии; внедрение механизмов по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, профилактике и предотвращению конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве; вовлечение молодежи в популяризацию здорового образа жизни, создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни, внедрение механизмов в совершенствование деятельности по формированию у молодого поколения отрицательного отношения к употреблению алкоголя, табачных изделий, наркотиков и прочих токсикологических веществ.
4) Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан, сохранение сельского населения, нивелирование угроз повышения внутренней миграции: информационное обеспечение сельской молодежи; повышение социальной и экономической активности сельской молодежи; обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
5) Создание благоприятных условий для молодых семей, межведомственная консолидация усилий, направленных на развитие ценностей семейной культуры, всестороннюю поддержку молодых семей в улучшении жилищных условий, реализации их репродуктивных функций и профессиональной самореализации: формирование образа благополучной молодой семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для населения системы ценностей; создание условий для стимулирования рождения второго и последующих детей, а также для развития семейных форм воспитания; развитие системы ин-формирования молодежи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям; развитие системы льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, вы-деление земельных участков для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях; развитие проектов и школ для молодых семей на базе молодежной инфраструктуры и клубов по месту жительства.
6) Формирование экосистемы молодежной политики с внедрением цифровых технологий, мониторинг эффективности ее реализации, укрепление механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации и молодежью: совершенствование нормативного правового обеспечения молодежной политики в соответствии с государственной политикой Российской Федерации и стратегией развития Республики Татарстан; создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам.
7) Внедрение механизмов, направленных на совершенствование и повышение эффективности сферы молодежной политики на муниципальном уровне:
– расширение перечня предоставляемых услуг на базе муниципальных учреждений молодежной политики, внедрение механизмов повышения их доступности и качества;
– внедрение мер по совершенствованию координации проводимых в Республике Татарстан мероприятий и конкурсов для молодежи, в том числе грантовых, использование имеющегося опыта наработок во всех направлениях работы с молодежью;
– создание условий для развития молодежи на базе молодежных центров Республики Татарстан;
– увеличение кадрового ресурса и стабилизация его состава, повышение профессиональной компетентности управленческих кадров и специалистов по работе с молодежью [14].
Таковы ожидаемые результаты реализации Стратегии молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года.
III Казанский глобальный молодежный саммит прошел в столице Татарстана с 21 по 24 августа 2024 года. Поступило более 7000 заявок из 123 стран. Были приглашены не только страны ОИС, но и представители ЮАР, Вьетнама, Таиланда, Непала, Латинской Америки. На саммит приехали руководители министерств и ведомств, отвечающие за молодежную политику из 43 стран, а также представители крупных международных организаций. Ключевыми темами стали цифровизация и современные инструменты молодежной политики [9].
Раис Татарстана Рустам Минниханов принял участие в пленарном заседании саммита, он рассказал о спортивных мероприятиях, которые провела республика в последние годы, о развитии инфраструктуры и о возможностях для молодых людей, которые существуют в регионе [16].
Центральной темой обсуждения на саммите стали цифровизация и digital-тренды в молодежной среде. Церемония открытия проходила в городской Ратуше, с приветственным словом к участникам обратилась вице-премьер РТ Лейла Фазлеева. «Абсолютно все понимают, насколько значима и важна роль молодежи в развитии наших регионов, стран и всего мирового пространства. Именно поэтому мы с вами встретились, чтобы посмотреть лучшие практики стран в работе с молодыми людьми, услышать ответы на актуальные вызовы как в части цифрового развития, так и взаимодействия с молодежью разных государств», – отметила вице-премьер [17].
«Казанский глобальный молодежный саммит стал авторитетной площадкой, объединяющей почти полмира. В этом году участниками стали более 100 человек из 43 стран, что еще раз подтверждает актуальность повестки. Татарстан – это сильный регион, который развивается по разным направлениям. Одним из них является молодежная политика. Особо отмечу вклад Татарстана в развитие молодежных международных отношений. Сегодня у нас очень хорошие практики, которыми мы можем поделиться с коллегами», – добавил председатель Совета молодых дипломатов МИД России Константин Колпаков [17].
Казанский глобальный молодежный саммит стал знаковым событием в молодежной политике, который формирует повестку на ближайшие годы. Он и в дальнейшем будет расширять свою географию и привлекать все больше стран, считает президент Молодежного форума Организации исламского сотрудничества Таха Айхан.
«Мы проводим этот саммит уже в третий раз. Всегда обсуждаются самые актуальные вопросы. В этом году мы обсуждаем цифровизацию, но и традиционные ценности в поле нашего внимания. Символично, что мероприятие принимает Казань, спокойный и мирный город с многообразной культурной и исторической палитрами. Это возможность обменяться опытом, уверен, наше общение позволит улучшить ситуацию в мире», – отметил Таха Айхан.
Активное участие в саммите принял и сам Татарстан. На нем были продемонстрированы лучшие практики работы с молодежью в республике. «Для нас важно в таком многообразии представителей разных стран услышать и обменяться практиками работы с молодежью. Но и мы уже показали наш опыт. Это широкая сеть инфраструктуры, технологии, которые нам позволяют консолидировать молодых людей вокруг важных проектов, методы поддержки. Сегодня есть возможность усилить наше международное сотрудничество», – сообщил министр по делам молодежи РТ Ринат Садыков [17].
Литература
1. 30 лет государственной молодежной политике Татарстана // Федерация профсоюзов Республики Татарстан. 22.08.2024. URL: https://proftat.ru/30-let-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politike-tatarstana (дата обращения: 10.09.2024).
2. Аналитический доклад «О положении молодежи в Республике Татар-стан по данным социологических исследований» (по материалам республиканского мониторинга «Социальное самочувствие молодежи») // Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ “Навигаторˮ». 17.01.2024. URL: https://rcmipp.tatarstan.ru/sotsiologicheskie-issledovaniya.htm (дата обращения: 14.08.2024).
3. В информационной системе «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан» введено 8701 сигнальных карт // Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. 03.12.2015. URL: https://digital.tatarstan.ru/index.htm/news/ 509364.htm (дата обращения: 14.08.2024).
4. В марте исполняется 30 лет с момента принятия постановления «Об образовании Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи» // Министерство спорта Республики Татарстан. 28.02.2023. URL: https://minsport.tatarstan.ru/index.htm/news/2172931.htm (дата обращения: 14.08.2024).
5. Государственная программа Республики Татарстан «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2024–2026 годы» // Министерство по делам молодежи Республики Татарстан. URL: https://minmol. tatarstan.ru/vkladku-gosudarstvennaya-programma-razvitie.htm (дата обращения: 14.08.2024).
6. Закон о молодежной политике в Республике Татарстан (с изменениями и дополнениями) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/8102514/ (дата обращения: 12.08.2024).
7. Закон РТ от 07.04.2006 № 29 ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/8126779/ (дата обращения: 08.08.2024).
8. История Министерства // Министерство спорта Республики Татарстан. 20.09.2029. URL: https://minsport.tatarstan.ru/istoriya-ministerstva.htm (дата обращения: 10.08.2024).
9. Ключевыми темами III Казанского глобального молодежного саммита станут цифровизация и современные инструменты молодежной политики // Министерство по делам молодежи Республики Татарстан. 20.08.2024. URL: https://minmol.tatarstan.ru/index.htm/news/2335271.htm (дата обращения: 14.09.2024).
10. Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива», утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 года № УП-862 // Гарант. 20.10.2012. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/tatarstan/425981/ (дата обращения: 04.08.2024).
11. Результаты мониторинга за 2022 год согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.09.2014 № 651н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга» // Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Официальный сайт. Информация и статистика. URL: https://mtsz.tatarstan.ru/ministerstvo.htm (дата обращения: 02.08.2024).
12. Положение о Министерстве по делам молодежи Республики Татарстан // Министерство по делам молодежи Республики Татарстан. Официальный сайт. URL: https://minmol.tatarstan.ru/polozhenie.htm (дата обращения: 14.08.2024).
13. Положение от 6 июля 2005 г. № 315 о Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан // Министерство спорта Республики Татарстан. URL: https://minsport.tatarstan.ru/documents/reglament.htm?pub_id=79 1152.htm (дата обращения: 21.08.2024).
14. Постановление Кабинета Министров РТ «Об утверждении Стратегии молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года» (от 4 февраля 2016 года № 63). (с изменениями на 16 декабря 2023 года) (в ред. Постановления КМ РТ от 16.12.2023 № 1655) Кабинет Министров Республики Татарстан // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/432869121 (дата обращения: 14.08.2024).
15. Постановление КМ РТ от 11.07.2018 N 563 (ред. от 22.04.2024) «Вопросы Министерства по делам молодежи Республики Татарстан» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base= RLAW363;n=183014#l4s5xMUctUPI1DNZ1 (дата обращения: 19.08.2024).
16. Рустам Минниханов: Молодежная политика – приоритет для развития человеческого капитала // Министерство по делам молодежи Республики Татарстан. 23.08.2024. URL: https://minmol.tatarstan.ru/index.htm/news/ 2336401.htm (дата обращения: 20.09.2024).
17. Стартовал III Казанский глобальный молодежный саммит // Министерство по делам молодежи Республики Татарстан. 22.08.2024. URL: https://minmol.tatarstan.ru/index.htm/news/2335882.htm (дата обращения: 20.09.2024).
18. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 14.08.2024).
19. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // КонсультантПлюс. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 20.09.2024).