Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1SHA.png

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

CHAPTER 2. REGIONAL PREFERENCES OF THE YOUTH POLICY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация. В главе сделана попытка отразить 30-летний опыт деятельности Правительства Республики Татарстан на основе нормативно-правовых документов региона в сфере молодежной политики, динамику преференций целей и задач Мини-стерства по делам молодежи РТ до 2030 года по подготовке современной молодежи к активной политической и интеллектуальной жизни, умеющей отвечать с гражданских и патриотических позиций на вызовы и угрозы времени. В Татарстане, как и в целом в Российской Федерации, решение проблем молодежи обсуждается на высшем официальном уровне. Именно благодаря государственному содействию в работе регионов России достигаются успехи российской молодежной политики. Эксперты отмечают лидерские масштабные позиции Республики Татарстан в этой сфере: для работы с молодежью региона как межотраслевой деятельности обеспечивается межведомственная координация по всему спектру молодежных проблем: образованию, спорту, культурному досугу, трудоустройству, профилактике негативных социальных явлений.

Abstract. The chapter attempts to reflect the 30-year experience of the Government of the Republic of Tatarstan based on the region’s regulatory documents in the field of youth policy, the dynamics of preferences for the goals and objectives of the Ministry of Youth Affairs of the Republic of Tatarstan until 2030 to prepare modern youth for an active political and intellectual life, able to responsibly respond from civil and patriotic positions to challenges and threats of time. In Tatarstan, as well as in the Russian Federation as a whole, the solution of youth problems is discussed at the highest official level. It is thanks to government assistance in the work of the Russian regions that the success of Russian youth policy is achieved. Experts note the leading large-scale positions of the Republic of Tatarstan in this area: to work with the youth of the region as an interdisciplinary activity, interdepartmental coordination is provided across the entire spectrum of youth issues: education, sports, cultural leisure, employment, prevention of negative social phenomena.

Ключевые слова: молодежь региона; Правительство РТ; министерство по делам молодежи: преференции деятельности до 2030 г.; SWOT-анализ.

Key words: the youth of the region; the Government of the Republic of Tatarstan; ministry of Youth Affairs: preferences for activities up to 2030; SWOT analysis.

«Молодежная политика – приоритет для развития человеческого ка-питала» – такими словами оценил значение молодежной политики глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, выступая на пленарном заседании III Казанского глобального молодежного саммита, проходившего с 21 по 24 августа 2024 года в столице Татарстана [16].

Интересно представить также мнение еще одного участника молодежного саммита Константина Колпакова – председателя Совета молодых дипломатов МИД России, который отметил: «Татарстан – это сильный регион, который развивается по разным направлениям. Одним из них является молодежная политика. Особо отмечу вклад Татарстана в развитие молодежных международных отношений» [17]. 32

Обращаясь к вопросам молодежной политики Республики Татарстан, необходимо отметить особое внимание государственных органов к данному направлению деятельности Правительства РТ. Из истории развития молодежной политики региона можно проследить, как молодежные проблемы в разное время были кумулированы в сфере интересов определенных государственных структур.

В целом о необходимости создания в нашей стране органов исполнительной власти по работе с молодежью начали говорить в начале 90-х годов. Инициатором их создания в некоторых областях, республиках СССР был комсомол, детские и молодежные организации. К 1994 году практически во всех регионах Российской Федерации были созданы органы по делам молодежи.

В Республике Татарстан возможность создать такую структуру появилась с принятием на XVIII сессии Верховного Совета 19 октября 1993 года № 1983-XII Закона «О молодежи» [6].

2 марта 1993 года было принято постановление Верховного Совета Республики Татарстан № 1751-XII «Об образовании Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи» [4].

Годом позже, 22 августа 1994 года, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 405 был образован Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, который возглавил Марат Бариев.

Госкомитет стал первым республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию в области молодежной политики в Республике Татарстан. В систему госкомитета входили органы по делам молодежи (отделы, комитеты, управления) при главах администраций городов и районов Республики Татарстан, существующие службы и центры и созданные госкомитетом для реализации основных направлений государственной молодежной политики. Государственный комитет по делам детей и молодежи Республики Татарстан сумел утвердиться в системе республиканских органов, завоевал авторитет как на федеральном уровне, так и среди регионов Российской Федерации.

В 2001 году в соответствии с постановлением Государственного Со-вета Республики Татарстан «Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татар-стан» от 11 мая 2001 года № 764, в результате слияния Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи и Государственного комитета Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму было образовано Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

11 мая 2001 года Указом Президента Республики Татарстан № 782 первым министром по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан был назначен М. М. Бариев [8].

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татар-стан от 16.07.2001 № УП-611 «О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан» (от 3 августа 2001 года № 507) утверждено Положение об управлении (отделе) по делам молодежи и спорту [13].

Для организации деятельности в аппарате министерства были созданы 8 отделов и 5 секторов. В городах и районах республики меры в сфере молодежной политики и спорта осуществляли структурные (территориальные) подразделения министерства: 31 отдел, 14 управлений. Они были призваны заниматься реализацией государственной молодежной политики, а также в сфере физической культуры и спорта в пределах существующей территории.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан» № УП-147 от 28 апреля 2005 года путем реорганизации Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан было образовано Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

После принятия Федерального закона «Об общих принципах местно-го самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ [19] и дальнейших его редакций Государственный Совет Республики Татарстан утвердил Закон Республики Татарстан «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики» (от 07.04.2006 № 29 ЗРТ) [7]. Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.12.2006 № 603 «Об утверждении порядка заключения соглашений между органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов» было утверждено Соглашение по виду деятельности «Молодежная политика, физическая культура, спорт, туризм». Предметом указанного соглашения стало достижение пороговых значений индикаторов оценки эффективности использования бюджетом муниципальных районов и городских округов субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов.

С 2006 года одним из приоритетных направлений в работе министерства была подготовка к заявочной кампании на право проведения Всемирной летней Универсиады в Казани. 31 мая 2008 года члены Международной федерации студенческого спорта (FISU) проголосовали за проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

Указом Президента Республики Татарстан №УП-454 от 22 июня 2018 года было объявлено о преобразовании Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в Министерство по делам молодежи Республики Татарстан и Министерство спорта Республики Татарстан [8].

Сейчас, оценивая юбилейную дату, бывший депутат Государственной Думы РФ, экс-председатель Государственного комитета РТ по делам детей и молодежи, первый министр по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан – М. М. Бариев отмечает, что эти события «послу-жили точкой отсчета последовательного осуществления государственной молодежной политики в республике, с этого момента началась на государ-ственном уровне активная работа в интересах молодежи и в интересах общества» [1].

За тридцатилетний период были отработаны механизмы реализации государственной молодежной политики – прежде всего программный механизм, сформированы и скорректированы ее приоритетные направления, сложился ее устойчивый, повсеместный характер, сформировано общественное мнение о необходимости и актуальности государственной молодежной политики.

«Многое удалось сделать за 30 лет, многое можно вспомнить: создание и новых молодежных учреждений, и новых общественных молодежных организаций, и первый в стране наш закон “О поддержке молодых семей в улучшении жилищных условийˮ, и год Молодежи (2001 год), объявленный в соответствии с Указом Президента РТ М. Ш. Шаймиева, и многое другое. Была проделана действительно напряженная, интересная работа. За эти 30 лет выросло не одно поколение молодежи, многие из которых сегодня успешно работают во всех отраслях Татарстана и России», – отметил Марат Бариев [1].

В настоящее время ведомство разделено на три отдельных самостоятельных органа исполнительной власти регионального значения: Министерство по делам молодежи РТ (с 2023 года возглавляет министр Р. Н. Садыков), Министерство спорта РТ (с 2018 года возглавляет министр В. А. Леонов) и Госкомитет по туризму РТ (с 2014 года возглавляет председатель С. Е. Иванов).

В юбилейные дни 30-летия Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи министр по делам молодежи РТ Ринат Садыков отмечает: «Очень важная дата для всей отрасли молодежной политики. Благодаря всем принятым мудрым решениям моих предшественников, инвестиции за эти годы в молодежь республики, мы видим положительные результаты. Молодежная политика Татарстана в течение нескольких лет занимает лидирующие позиции в стране. Молодежь активно включается в социально-экономическое развитие республики, являясь инициатором многих новаторских идей. Молодые люди активны, имеют свою гражданскую позицию. В том числе, это и кадровая школа. В Татарстане очень хорошо работают социальные лифты. Многие выходцы из сферы молодежной политики сегодня являются руководителями и специалистами федерального и международного уровней. Поздравляю всех причастных с этим праздником. Продолжаем вместе с молодежью и для молодежи создавать все возможности для их самореализации!» [1].

Сегодня в сфере государственной молодежной политики республики работает 387 учреждений, что позволяет задействовать позитивными формами деятельности молодежь разных возрастных категорий. Развитие инфраструктуры отрасли обеспечивают программы реновации детских лагерей и подъездных путей к ним, ремонта подростковых клубов, молодежных центров, центров психолого-педагогической помощи, реализация которых ведется во взаимодействии с минстроем Татарстана. Общий объем выделенных в 2023 году средств составил 2,8 млрд рублей, отремонтировано 76 объектов и 2 построены с нуля. С 2014 года доля модернизированных учреждений составила 68 %.

За 2023 год в республику привлечено более 400 млн рублей федеральных средств в рамках проекта «Регион для молодых» и форумных кампаний Росмолодежи, Татарстан входит в топ-5 регионов.

Министерством в прошлом году поддержано 119 проектов, гранты на 62 млн рублей получили некоммерческие организации, учреждения молодежной политики, физлица.

В реализацию госпрограмм в области молодежной политики включены региональные, федеральные молодежные общественные организации. Их государственная поддержка со стороны министерства в 2023 году составила 570 млн рублей [1].

Обратимся к важному документу – Постановлению Кабинета Министров РТ от 11.07.2018 № 563 (ред. от 22.04.2024): «Вопросы Министерства по делам молодежи Республики Татарстан», где в преамбуле в редакции Постановления КМ РТ от 01.08.2023 № 918 утверждается Положение о Министерстве по делам молодежи Республики Татарстан и его структура [15].

На данное время Положение о Министерстве по делам молодежи Республики Татарстан содержит список изменяющих документов (в ред. Постановлений КМ РТ от 04.03.2019 № 151, от 26.03.2020 № 221, от 16.06.2020 № 496, от 09.11.2020 № 1004, от 13.08.2021 № 712, от 04.11.2021 № 1050, от 14.03.2022 № 230, от 16.03.2023 № 258, от 01.08.2023 № 918, от 22.04.2024 № 272) [12].

В Положении о Министерстве по делам молодежи РТ говорится о его статусе как республиканском органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области государственной молодежной политики в Республике Татарстан, который ведет деятельность во взаимодействии с федеральными, республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [12].

Обозначены основные задачи министерства, которыми являются:

определение приоритетных направлений и стратегии развития государственной молодежной политики и их реализация; социальная поддержка молодежи; осуществление государственной поддержки юридических и физических лиц в реализации проектов в области государственной молодежной политики; разработка и осуществление мер, направленных на повышение эффективности реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан; формирование условий для всестороннего развития молодежи, реализации ее потенциала; реализация мер, направленных на создание условий для вовлечения молодежи в активную социальную практику, решение актуальных вопросов молодежи и формирование позитив-ной гражданской позиции молодежи [12].

Среди основных функций министерства отметим: регулирование от-ношений в области добровольческой (волонтерской) деятельности; обеспечение государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений; управление в области реализации государственной молодежной политики; региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, в пределах своих полномочий; взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами региона [12].

76 пунктов полномочий обозначено в Положении Министерства по делам молодежи РТ. Рассмотрим некоторые из них:

– обеспечение комплексного анализа и прогнозирования развития молодежной политики;

– участие в реализации мер, направленных на профилактику распространения идей экстремизма, социальной, национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде;

– сотрудничество со средствами массовой информации по программам, формирующим и развивающим у молодых граждан чувство патриотизма, гордости за историю Российской Федерации и Республики Татарстан;

– участие в реализации мер по государственной поддержке молодых семей;

– участие в организации отдыха, досуга и занятости детей и молодежи, в том числе организации профильных смен для детей и молодежи в лагерях отдыха;

– обеспечение в установленном порядке формирования и развития государственной системы психологической помощи населению и социальной адаптации молодых граждан;

– профилактика безнадзорности и правонарушений молодежи.

Особо отметим реализацию мер:

– по формированию гражданского патриотизма среди молодежи, а также мер, направленных на патриотическое воспитание молодежи, содействие в подготовке молодежи к несению военной службы;

– обеспечению мобилизационной и допризывной подготовки молодежи;

– развитию деятельности студенческих трудовых отрядов образовательных организаций;

поддержке проектов и программ детских и молодежных общественных объединений;

– по обеспечению охраны прав и законных интересов молодежи, профилактики социально негативных явлений в молодежной среде.

Уделено внимание реализации кадровой политики в установленной сфере деятельности, подготовке предложений о темах выпускных работ для участников кадрового резерва Раиса Республики Татарстан, глав муниципальных образований и городских округов Республики Татарстан, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; подготовке предложений о развитии молодежного предпринимательства на республиканском и муниципальном уровнях; содействию в создании доступных для каждого гражданина информационных ресурсов по вопросам молодежной политики.

Затронуты вопросы взаимодействия с религиозными организациями в сфере развития молодежных движений; участия в разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Республики Татарстан, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; организации и развития международного и межрегионального сотрудничества в сфере молодежной политики [12].

Минмолодежи представляет ежегодно отчет о реализации мер антикоррупционной политики в специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан; оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь.

Предусмотрено участие в организации профессионального развития, создании условий для аттестации специалистов в целях установления квалификационных категорий сотрудников организаций в сфере молодежной политики, участие в создании стажировочных площадок в сфере молодежной политики; осуществление в пределах своей компетенции выдачи заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям, предусмотренным пп. 1 п. 2.2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и выдача заключений о соответствии качества оказываемых услуг [18].

Министерство участвует в реализации молодежной политики на территории Республики Татарстан, в том числе в разработке и осуществлении мер, мероприятий, способствующих реализации основных направлений молодежной политики; организации и осуществлении мониторинга реализации молодежной политики на территории Республики Татарстан и подготовке доклада о положении молодежи в Республике Татарстан [12].

Ярким подтверждением слов главы Республики Татарстан Р. Н. Минниханова о том, что молодежная политика является приоритетным направлением деятельности правительства региона служит государственная программа Республики Татарстан «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан», утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ от 05.03.2019 № 158 (в редакции постановления КМ РТ от 2023 года.) [5], где определены стратегические приоритеты в сфере реализации данной программы.

Дается оценка текущего состояния сферы молодежной политики, которая характеризуется как комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия, направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан [5].

Согласно официальной статистике, на начало 2023 года в Республике Татарстан проживает более миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет (1 072 868 человек), из которых 21,8 % – это сельская молодежь (234 777 человек), 450 000 – работающая молодежь, 18,9 % – студенты (203 635 человек: 130 839 человек – студенты образовательных организаций высшего образования, 72 796 человек – студенты профессиональных образовательных организаций) [5].

Анализ демографических тенденций демонстрирует, что число экономически активной молодежи Татарстана в возрасте 15–29 лет, занятой в отраслях экономики, сокращается с 23,4 % в 2017 году до 19,7 % в 2022 году. В перспективе будет неуклонно снижаться число молодежи работоспособного возраста от 25 до 35 лет и к 2030 году этот показатель упадет почти на 250 тысяч экономически активных молодых людей. С 2017 года снижается рождаемость, в том числе у матерей младше 30 лет – на 20 %, сокращается число молодых семей, имеющих второго и последующих детей [5].

В связи с этим демографические тенденции формируют приоритетные задачи для молодежной политики в Республике Татарстан на 2024–2026 годы как комплекс социальных, экономических задач, вопросов семейной политики, создания условий для эффективной социальной, профессиональной, творческой самореализации молодежи, создания привлекательных условий для ее интеграции в общественно-экономическую созидательную практику, направленную на сохранение, формирование и накопление человеческого капитала молодого поколения Республики Татарстан.

Вызовы времени и особенности молодежной политики как межотраслевой сферы обязывают укреплять межведомственную координацию по всему спектру молодежных проблем: образование, трудоустройство, организация досуга, профилактика негативных социальных явлений. Важной задачей является повышение квалификации и компетентности кадров системы управления, государственных и муниципальных учреждений молодежной политики, культуры, дополнительного образования и средств массовой информации в вопросах реализации задач сферы молодежной политики [5].

В республике созданы благоприятные условия для поддержки одаренных и талантливых детей, студенческой молодежи. Однако социальные группы молодежи, в состав которых входит сельская молодежь, рабочая молодежь, средний профессиональный класс и предприниматели, сталкиваются с трудностями в профессиональном становлении и решении жизненно важных задач. Для эффективного решения этих проблем требуется дальнейшая разработка и совершенствование комплекса мероприятий по поддержке талантливой молодежи в различных сферах науки, творчества, образования. Активно используется программный метод в формате региональных проектов по всему спектру задач работы с молодежью: неформальному образованию, трудоустройству, патриотическому, правовому воспитанию, организации условий для самореализации, досуга, профилактике негативных социальных явлений, формированию общероссийской гражданской идентичности.

В госпрограмме «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан» определены три ключевые целевые установки в реализации приоритетных направлений молодежной политики в Республике Татарстан: эффективность и востребованность, новый формат коммуникаций, среда для самореализации.

Для дальнейшего развития молодежной политики требуется: совершенствование системы выявления, воспитания и самореализации молодежных лидеров; повышение трудовой активности молодежи и ее участия в масштабных созидательных проектах республики; формирование равных стартовых возможностей для развития различных категорий молодежных групп, механизмов, направленных на правовое, антикоррупционное просвещение молодежи, популяризацию антикоррупционных ценностей; укрепление национального согласия и развитие демократических институтов, укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации; повышение эффективности работы по профилактике негативных социальных явлений и формированию здорового образа жизни молодежи.

Важным направлением молодежной политики является реализация вопросов социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях на территории Республики Татарстан. Усиливается роль гражданско-патриотического воспитания в формировании ценностных ориентаций молодежи Республики Татарстан.

Государственная программа Республики Татарстан предусматривает создание условий для организации полноценного отдыха и оздоровления детей на базе стационарных лагерей в Республике Татарстан, психолого-педагогической помощи и организации досуга детей и молодежи по месту жительства с целью интеллектуального, творческого, спортивного, культурного развития молодых граждан, поддержки и совершенствования системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, уважительного отношения ко всем национальностям, этносам, конфессиям [5].

Приоритеты и цели госпрограммы Республики Татарстан соответствуют задачам федеральных законов от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», направлены на реализацию задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р, а также Стратегии социально-экономического развития Республики Татар-стан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ (далее – Стратегия-2030).

Цель 1: создание необходимых условий для организации отдыха детей и молодежи, повышение оздоровительного эффекта. Характеризируется достижением следующего показателя: количество детей и молодежи, охваченных организованными формами отдыха, в 2026 году 218,7 тыс. человек.

Цель 2: создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан. Характеризируется достижением следующих показателей: увеличение удельного веса сельской молодежи, участвующей в программах социального развития села, в 2026 году до 74,1 %; увеличение удельного веса сельской молодежи, участвующей в программах экономического развития села, в 2026 году до 5,6 %.

Цель 3: управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности республики, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения. Характеризуется достижением следующего показателя: увеличение доли молодых людей, вовлеченных в реализуемые республиканскими органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общем количестве молодежи в 2026 году до 53 %.

Цель 4: развитие и модернизация системы патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан. Характеризуется достижением следующего показателя: количество детей и молодежи, охваченных мероприятиями патриотической направленности, в 2026 году до 66 тыс. человек.

Цель 5: укрепление инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений молодежной политики. Предусматривает достижение следующих показателей: количество модернизированных молодежных (подростковых) клубов – ежегодно пять единиц; количество модернизированных центров психолого-педагогической помощи – ежегодно шесть единиц;

количество охваченных капитальным ремонтом детских оздоровительных лагерей в Республике Татарстан – ежегодно 12 единиц; количество охваченных капитальным ремонтом молодежных центров в Республике Татарстан – ежегодно семь единиц.

Цель 6: создание благоприятных условий для комплексного развития и повышения качества жизни молодого поколения, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предусматривает достижение следующих показателей: доля детей и молодежи, получивших профессиональную экстренную психологическую помощь по защите их законных прав и интересов, в возрасте до 18 лет в 2026 году со-ставит 1,59 %; удельный вес детей, молодежи, охваченных мероприятиями детских и молодежных общественных организаций, в общей численности детей и молодежи в 2026 году составит 91,5 % от общей численности молодежи в Республике Татарстан.

Цель 7: повышение эффективности молодежной политики, реализуемой в отношении работающей молодежи в организациях в Республике Татарстан, создание условий для повышения социальной и экономической активности работающей молодежи Республики Татарстан. Характеризуется достижением следующего показателя: доля работающей молодежи, участвующей в программах социально-экономического развития Республики Татарстан, от общей численности работающей молодежи в 2026 году составит 40 % [5].

Задачи государственной программы Республики Татарстан сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Феде-рации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р, Стратегии-2030.

Для достижения целей государственной программы Республики Татарстан решаются следующие задачи:

1. Создание необходимых условий для организации отдыха детей и молодежи, повышение оздоровительного эффекта.

2. Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан.

3. Управление социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности республики, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения.

4. Развитие и модернизация системы патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан.

5. Укрепление инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений молодежной политики. 42

6. Создание благоприятных условий для комплексного развития и повышения качества жизни молодого поколения, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

7. Повышение эффективности молодежной политики, реализуемой в отношении работающей молодежи в организациях в Республике Татарстан, создание условий для повышения социальной и экономической активности работающей молодежи Республики Татарстан [5].

Целью утверждения Кабинетом Министров РТ Стратегии молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года является создание инновационной модели молодежной политики в республике, направленной на сохранение, формирование и накопление человеческого капитала молодого поколения.

Всем территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям при решении вопросов развития, поддержки и сопровождения молодежи предложено учитывать в своей деятельности положения Стратегии [14].

Стратегия содержит 9 разделов, в которых описано состояние молодежной политики Татарстана на современном этапе с 30-летним историческим ракурсом деятельности Правительства РТ в сфере молодежной политики региона. Определены механизмы, инструменты и индикаторы оценки эффективности приоритетных направлений региона, исходя из национальных и конфессиональных особенностей Республики Татарстан.

Как указано в Стратегии, на современном этапе сфера молодежной политики включает в себя целый комплекс социальных, экономических, политических вопросов, проблем демографии, семейной и жилищной политики, образования, воспитания, науки, спорта и психологии.

Развитие молодежной политики происходит из приоритетов целей общества и государства. Молодежь как социальная группа имеет стратегическое значение для будущего страны, она фактически наследует достигнутый уровень развития, реализуя свои собственные, государственные и социальные интересы, сама становится генератором будущих ценностей, субъектом наращивания экономического, культурного и социального капитала.

Для Татарстана – региона, который ставит масштабные и амбициозные задачи, необходима и важна максимальная включенность молодого поколения в основные процессы политического развития, укрепления прочности демократических институтов, ускорения экономического роста, внедрения инновационных технологий, реализации социально значимых инициатив. Решение указанных стратегических приоритетов возможно лишь с целеустремленной, умеющей самостоятельно думать, стремящейся самосовершенствоваться, проявляющей интерес к передовым технологиям молодежью, которой под силу нестандартные решения, умение действовать, брать на себя ответственность за настоящее и будущее.

Обеспечить эффективность молодежной политики в соответствии с высокими современными стандартами возможно лишь при условии внедрения инновационных инструментов ее реализации и создания сбалансированной экосистемы отрасли. Основным механизмом активизации процесса перехода к указанной модели должна стать Стратегия молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года.

Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда факторов, определяющих результативность современной молодежной политики, в числе которых:

– возрастающие требования ко всем категориям молодежи и к сфере молодежной политики как к важному социальному институту, который должен становиться все более эффективным;

– сложность и противоречивость динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенности ее функционирования и тенденции развития;

– объективная потребность совершенствования сферы молодежной политики в соответствии с новыми глобальными вызовами времени, динамикой мировых процессов;

– новые возможности развития сферы молодежной политики, открывающиеся в результате оптимального использования имеющегося кадрового, инновационного, инфраструктурного потенциала и положительного опыта Республики Татарстан, а также интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни Республики Татарстан, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем молодежи;

– необходимость усиления участия общественных институтов и бизнес-сообщества в решении задач сферы молодежной политики [14].

Стратегия как основной программный документ в сфере региональной молодежной политики, определяющий общий вектор и приоритетные направления развития сферы работы с молодежью в Республике Татарстан на период до 2030 года, исходит из основополагающих федеральных нормативных правовых актов и республиканских нормативных правовых актов, в первую очередь Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 489-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р, законов Республики Татарстан от 19.10.1993 № 1983-XII «О молодежной политике в Республике Татарстан» и от 17.06.2015 № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [14].

В рамках Стратегии на основе анализа деятельности по приоритетным направлениям молодежной политики, данных социологических исследований, итогов рейтинга муниципальных образований, мнения экспертов раскрыты проблемы отрасли и отдельных категорий молодежи, отражены механизмы, обозначены приоритетные направления, цели, задачи, меры молодежной политики, изложены индикаторы оценки и спрогнозированы ожидаемые результаты.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля