Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1SHA.png

ГЛАВА 20. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

CHAPTER 20. ETHNOCONFESSIONAL FACTORS IN THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY

Аннотация. Цель главы – выявить основные тенденции процесса формирования гражданской идентичности в Российской Федерации, а именно – в мусульманской части населения, на современном этапе. Процесс имеет исторические предпосылки, как в российском обществе в целом, так и в исламской его части.

Актуальность реализации означенной цели заключается в том, что, с одной стороны, сохраняются этнические и религиозные составляющие иерархии самосознания россиянина, и они, безусловно, важны и имеют серьезную социальную основу в историческом прошлом; но, с другой стороны, сегодня, в силу сложившейся политической обстановки на международной арене (с 2022 года проводится специальная военная операция, активизируется гибридная информационная война и др.), на первом плане оказывается не этническая и не религиозная идентичности, а идентичность общероссийская, гражданская.

Опираясь на исторические факты (в том числе данные архивов) и материалы СМИ, автор акцентирует внимание на проявления гражданской идентичности в мусульманском сообществе России, а также на обстоятельства, которые могут препятствовать этим проявлениям и процессу формирования гражданской идентичности в целом.

Автор приходит к выводу, что рычагами воздействия на российских мусульман при утверждении гражданской идентичности в их сознании являются в современных условиях их собственные национально-культурные и конфессиональные организации, которые и словом и делом способствуют мобилизации представителей исламской конфессии на решение общероссийских задач. Подчеркивается, что в России существуют все возможности использования массмедийного пространства для укрепления основ гражданского понимания существующего мира. Для решения этого вопроса нужны усилия самих верующих и их организационных структур: дело в более активном использовании духовными управлениями мусульман межконфессиональных и внутри-конфессиональных рычагов воздействия на сознание членов уммы.

Abstract. The purpose of the chapter is to identify the main trends in the process of civil identity formation in the Russian Federation, namely, in the Muslim part of the population at the present stage. The process has historical prerequisites, both in Russian society as a whole and in the Islamic part of it.

The relevance of achieving this goal lies in the fact that, on the one hand, the ethnic and religious components of the hierarchy of Russian identity remain, and they are certainly important and have a serious social basis in the historical past; but, on the other hand, today, due to the current political situation in the international arena (starting in 2022, a special a military operation, a hybrid information war, etc.) is intensifying, and not ethnic or religious identities are in the foreground, but the all-Russian, civil identity.

Based on historical facts (including archive data) and media materials, the author focuses on the manifestations of civic identity in the Russian Muslim community, as well as on the circumstances that may hinder these manifestations and the process of forming civic identity in general.

The author comes to the conclusion that the levers of influence on Russian Muslims in establishing civil identity in their minds are their own national, cultural and confessional organizations in modern conditions, which by word and deed contribute to the mobilization of representatives of the Islamic denomination to solve all-Russian tasks. It is emphasized that in Russia there are all possibilities of using the media space to strengthen the foundations of a civic understanding of the existing world. To resolve this issue, the efforts of the believers themselves and their organizational structures are needed: it is a matter of more active use by the spiritual administrations of Muslims of interfaith and intra-confessional levers of infl-ence on the consciousness of the members of the Ummah.

Ключевые слова: гражданское общество, идентичность, массмедиа, мусульмане, Россия.

Keywords: civil society, identity, mass media, Muslims, Russia.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что утверждение в сознании россиян общегражданской идентичности необходимо для выживания и развития РФ в современных условиях. Утверждение общероссийской идентичности происходит в трудных условиях сегодняшнего дня, когда наблюдается сочетание боевых действий в ходе СВО с информационной войной, направленной на подрыв гражданской идентичности россиян. В связи со сказанным от представителей академического сообщества требуется осмысление процесса утверждения тех или иных идентичностей, в первую очередь гражданской идентичности.

В литературе, которая может способствовать исследованию выбранной автором темы, следует выделить следующие основные группы:

1) труды, дающие общее представление о современных российских идентичностях в оценках и цифрах [7; 9];

2) работы, делающие акцент на региональную специфику указанной темы [3; 8];

3) научные статьи, связывающие проблематику идентичностей с медиапространством [10].

Изучение названных сочинений современных мыслителей, а также неупомянутые здесь литературные кейсы позволяют дать правильные оценки достигнутого на сегодня уровня развития общероссийской идентичности. Кроме того, в теоретическом плане обращение к подобного рода трудам позволяет утверждаться принципу междисциплинарности в гуманитарном знании.

Материалы и методология исследования определяются целью, поставленной автором статьи: выявить основные тенденции процесса формирования гражданской идентичности в мусульманской части населения Российской Федерации. Если, как было отмечено ранее, важнейшая задача, стоящая перед российским обществом сегодня, – утверждение общероссийской идентичности, то для понимания сути реализации указанной задачи необходимо обращение к имеющейся литературе, раскрывающей взаимодействие государства и религии. Она достаточно обширна и может служить теоретической основой для рассмотрения сюжета статьи [1; 2].

Результаты исследования

Ряд исследователей рассматривает вопрос о формировании гражданской идентичности через призму государственно-конфессиональных взаимодействий, то есть как часть функционирования кооперативной модели «государство-конфессия», приходя к выводу, что «в современной России религия является одним из главных институтов, которые стабилизируют общество, оказывают позитивное влияние на формирование и поддержку национальной идентичности в стране, а также защищают Россию от внешних и внутренних врагов на этическом и цивилизационном уровнях» [5].

Поскольку перечень идентичностей отдельной личности не ограничивается небольшим количеством разных по характеру черт осознания самого себя, а образы самого себя и той группы, к которой принадлежит личность, многоплановы, мы используем дефиницию «иерархия идентичностей» и подчеркиваем, что кроме этнической и религиозной принадлежности для члена общества чрезвычайно важна гражданская идентичность, которая определяется личностью через статус гражданина / подданного и соотношение его с государственной властью. Итак, личность осознает себя как минимум с этнической, религиозной и гражданской точек зрения. В современном социально-гуманитарном знании идентичность – это осознание человеком самого себя через набор устойчивых характеристик, ответ на вопросы «Кто я?» или «Кто мы?» [6, с. 136]. И это не праздные вопросы, ибо в зависимости от ответов на них человек остается самим собой в меняющемся мире и приносит социуму значительную пользу, если его ответы соответствуют интересам общества [4].

Идентичности соединяются в структуру или некую иерархию, в которой есть высшие и низшие элементы, причем место расположения составляющих идентичностей может меняться вместе с изменениями реальной жизни личности или группы людей.

В российском многоконфессиональном и многоэтничном контексте характер иерархии идентичностей может меняться соответственно расселению и миграциям населения, а также конфессиональным сдвигам и уровню выражения межконфессиональности и межэтничности. Ислам, находящийся внутри российского общества и имеющий в нем серьезные исторические корни, показывает и общие тенденции развития уммы и региональные традиции.

Исторические предпосылки формирования гражданской идентичности. Понимание соотношения элементов в иерархии идентичностей может облегчить обращение к историческому процессу. Исторические судьбы народов и конфессий, значительно разнящиеся между собою, усложняют достижение гармонии элементов в иерархии идентичностей. Этнические идентичности переплетались с религиозными, менялась интенсивность процессов взаимовлияния, размывались этнокультурные границы. При массовом крещении людей, исповедовавших политеизм, формировалась синкретичная религиозность, сохраняющая традиционные верования, часто включаемые специалистами в сферу народной культуры.

Ислам, являющийся наднациональным религиозным феноменом, не допустил исчезновения татарского и других этнических сообществ. НО поскольку правил без исключений не бывает, можно упомянуть крящен в среде разных этнических групп. Отметим, что татары, принявшие христианство, в меньшинстве в любой татарской общности. К тому же и христианство и ислам – авраамические религии, что также смягчает риски напряженности межу татарами-православными и татарами-мусульманами. Для снижения уровня конфликтности государство своей политикой дает основу для сближения.

Если обратиться к имперскому периоду в истории России, то общей тенденцией было сближение разных народов и конфессий. Многоэтничность и многоконфессиональность требовали от имперских властей вдумчивой религиозной политики, в которой вырабатывались более или менее стабильные формы реализации решений политических элит.

История дает нам многочисленные проявления соотношения идентичностей в сознании людей. Например, сегодня ученые рассматривают нижегородских татар-мишарей как субэтнос татарской нации. Но этой оценке предшествовал достаточно долгий путь этноконфессиональной истории сообщества. Ислам входил в сознание тюрок, по-видимому, под влиянием проповедников из Волжской Булгарии. Формировалось представление: татарин = мусульманин. У татар-мусульман в сознании издавна существовала некая неразрывная связь между этническим и конфессиональным пониманием себя. В России считалось, что если татарин, то мусульманин и, соответственно, если мусульманин, то, как правило, татарин (за исключением небольшого количества крящен).

Вхождение в общегражданское состояние происходило постепенно, когда, строго говоря, еще не было понятия «гражданин», а были подданные. Предпосылок для активизации формирования общероссийской идентичности в российской умме было мало. Подавляющая часть татарского населения проживала в основном в чисто татарских населенных пунктах. Их контакты с государством и обществом часто ограничивались уплатой налогов и отправкой рекрутов.

Сближение народов осуществлялось все в большей и большей степени через экономические процессы. С XVII века в России делались, как известно, первые шаги к капитализму. Один из этих шагов – формирование общероссийского рынка, а следовательно, и общероссийской идентичности. Ярким примером тому может служить Макарьевская (впоследствии Нижегородская) ярмарка. Мусульманская идентичность осознавалась в ярмарочном пространстве не только через общение с российскими татарами и азербайджанцами, но и с мусульманами-иностранцами. Ярмарочная мечеть активно способствовала этому. Межкультурные коммуникации позволяли разобраться, с носителями каких идей тот или иной индивид имел дело во время торгов, учиться различать их по внешнему облику, через собственные достижения показывать свою идентичность.

Потребности усложняющегося управления наступающей эпохи капитализма, либо давление революционно настроенных масс заставляли осуществлять осовременивание государственного механизма. Это осовременивание происходило в силу все большей политизации социума. Нижегородские мусульмане, как и в целом российские, не оставались в стороне от этих процессов, выражая себя в политике. Так, в 1907 году Абдулла Нежеметдинов (1869–1915), имам 1-й соборной мечети села Красный остров / Краснай (ныне Сеченовского района Нижегородской области), стал депутатом Государственной Думы. В Нижнем Новгороде в 1905 и 1906 гг. проходила работа I и III Всероссийских съездов мусульман.

Можно приводить и далее примеры из прошлого, изучая влияние процесса сохранения исторической памяти на формирование иерархии идентичностей и убеждаясь, что историческая память может двояко действовать на гражданскую идентичность: укрепляя или ослабляя ее.

Сегодня мы убеждаемся в том, что, уделяя все меньше и меньше учебного времени на изучение истории Великой Отечественной войны, мы пришли к тому, что многие люди имеют достаточно скудные знания о роли и подвиге нашего народа в период Второй мировой войны. История как наше культурное наследие – мощный рычаг воздействия на сознание, неуловимая нить, соединяющая нас с далеким прошлым. Разве, помня о подвигах нашего народа, нам не хочется соответствовать гордому имени «россиянин»?

Проблема противостояния различного рода негативным воздействиям на психику и, соответственно, поведение как отдельных людей, так и общества, государства становится с каждым годом все важнее; единственно верный способ противостоять информационной войне – подвергать любую информацию анализу, критике, сравнивать источники, не поддаваться антироссийским манипуляциям.

Роль религиозных и национальных организаций в утверждении общегражданской идентичности в мусульманской среде. На первый взгляд может показаться, что утверждение гражданской идентичности не входит в задачи этих организаций. Есть люди, которые считают деятельность этих организаций чуть ли не бесполезной и что утверждением гражданской идентичности должно заниматься государство. Действительно, в названиях указанных структур ключевыми являются понятия: религия и, соответственно, религиозная идентичность (осознание себя частью конфессии), нация и, соответственно, – национальная идентичность (осознание себя частью этноса). Да, можно согласиться, что даже в названиях, а главное, в деятельности организаций отражены функции сохранения идентичностей: религиозной и этнической. Да, простая логика и в том, что раз существуют разные религиозные и национальные организации, значит есть понимание их необходимости людям. В чем же причины необходимости этих организаций? Понимание их нужности проистекает из существующей принадлежности людей к этносам, конфессиям и т. д. Но надо ли говорить о роли религиозных и национальных организаций применительно к гражданской идентичности? Безусловно, если мы спросим, что важнее для общества с его конфессиями и этносами сегодня: сохранить сильное государство или допустить его развал? Если сохранить государство, то на первом месте должна стоять общероссийская идентичность. В иерархии самый значимый элемент – чувство гражданина. При этом этноконфессиональность никуда не исчезает. Организации поддерживают идентичности этническую и конфессиональную, но делают это в рамках правового поля.

Общегражданская идентичность не входит в противоречие с религиозной и национальной идентичностями. Мы не можем допустить потерю патриотизма как морально-нравственной ценности и камертона совести, отчуждение от истории своей страны (народа, языка), утрату знаний о национальном опыте. В конечном итоге речь идет о потере патриотической / общероссийской идентичности. В том случае, если в самосознании соединяются такие идентичности, как гражданская, этническая и религиозная, тогда можно говорить о героях общества и воспитывать следующее поколение на лучших образцах.

Заключение

Задача сегодня – добиваться сплочения всех граждан ради укрепления единого Российского государства. Через любые формы общественной работы следует убеждать людей выдвигать на первый план в иерархии идентичностей общегражданскую идентичность, несколько отодвигая в самосознании иные идентичности.

Литература

1. Акчурин Т. Ф. Российское государство и принцип светскости (аналитический обзор) // Пространство и Время. 2011. № 3. С. 55–65.

2. Алпатова В. В. Русская православная церковь на современном этапе: отношения с властью и обществом // Вестник Челябинского государственного университета. 2002. № 2. С. 184–186.

3. Гусева Ю. Н. Российский мусульманин в ХХ веке (на материалах Среднего Поволжья). Самара: ООО «Офорт», 2013. 408 с.

4. Жукова Е. Д., Гильмиянова Р. А. Социокультурная идентичность: современные теоретические подходы // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1. С. 133–145.

5. Карпов А. О. Роль религии и религиозных организаций в формировании национальной идентичности и стабильности современной России. URL: https://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2024/04/karpov-1.pdf (дата обращения: 15.09.2024).

6. Лысак И. В. Идентичность: сущность термина и история его формирования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 130–138.

7. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления / С. Г. Агаджанов, Ш. Ф. Мухамедьяров, В. В. Трепавлов и др.; Ин-т Рос. истории РАН. М.: Слав. диалог, 1997. 415 с.

8. Симонов И. В. Религия в российском провинциальном регионе // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8. № 2А. С. 124–132.

9. Тишков В. А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. 532 с.

10. Топчиев М. С., Дрягалов В. С., Холова Л. А. Амбивалентность влияния интернет-сетей на консьюмеризацию ислама // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2018. № 4 (57). С. 154–159.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля