Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1SHA-1.png

ГЛАВА 10. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ РОССИИ НА ДОВЕРИЕ МОЛОДЕЖИ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ИНСТИТУТАМ

CHAPTER 10. THE INFLUENCE OF RUSSIA’S CULTURAL CODES THE TRUST OF YOUNG PEOPLE IN POLITICAL INSTITUTIONS

Аннотация. Предметом исследования является доверие молодежи к политическим институтам в контексте культурных кодов России. В условиях специальной военной операции эта проблема приобретает особую актуальность, так как политическая социализация молодежи, определение ею своей идентичности невозможны без формирования у нее доверия к институтам власти, политикам, средствам массовой информации, критического отношения к событиям, происходящим в России и мире. Настало время, когда гражданам России следует переоценить свое отношение к и-тории своей страны, вернуться к ее корням и традиционным ценностям, уйти от той модели развития, которая была навязана в 90-е годы XX столетия Западом.

В главе проводится анализ отношения современной российской молодежи к культурным кодам, присущим нашему государству-цивилизации (традиционализм, особая система верховной власти, конфессиональное и этническое своеобразие и др.), которые сложились на протяжении существования нашего государства. Делается вывод о том, что современная российская молодежь в основной своей массе с уважением относится к ценностям русской цивилизации. За основу взяты результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в 2023 году, и данные, полученные в ходе социологического опроса студентов вузов Нижнего Новгорода, проведенного в октябре 2023 года междисциплинарной научно-исследовательской лабораторией «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова.

Abstract. The subject of the research in the article is the youth’s trust in political institutions in the context of Russia’s cultural codes. In the context of a special military operation, this problem becomes particularly relevant, since the political socialization of young people, the definition of their identity is impossible without forming their trust in government institutions, politicians, the media, and a critical attitude to events taking place in Russia and the world. The time has come when Russian citizens should re-evaluate their attitude to the history of their country, return to its roots and traditional values, and move away from the model of development that was imposed in the 90s of the XX century by the West.

The chapter analyzes the attitude of modern Russian youth to such cultural codes that are inherent in our state-civilization (traditionalism, a special system of supreme power, confessional and ethnic identity, etc.) that have developed throughout the history of our state. It is concluded that the majority of modern Russian youth respect the values of Russian civilization, which is based on the results of a study by the All-Russian Center for the Study of Public Opinion in 2023 and data obtained during a sociological survey of students of Nizhny Novgorod universities in October 2023 by the interdisciplinary research laboratory “Study of World and Regional socio-political processesˮ Linguistics University of Nizhny Novgorod.

Ключевые слова: культурный код, традиционализм, культурно-исторический тип, патернализм, религиозность.

Keywords: cultural code, traditionalism, cultural and historical type, paternalism, religiosity.

Введение

Анализ социально-политических событий последнего десятилетия позволяет сделать вывод, что эпоха глобализма, в основе которой лежали единые, универсальные принципы и ценности и на которую мы возлагали большие, но ничем не оправданные надежды, сегодня подходит к завершению и становится достоянием истории. Ценности либерализма и демократии (не путать с народовластием), которые так активно насаждались по всему миру, в том числе и в нашей стране, не смогли обеспечить прогрессивно-поступательного развития нашего государства, укрепления его суверенитета. Наоборот, они оказали негативное влияние на российское общество и его государственность. Поэтому настало время творчески, с научных позиций переосмыслить этот период нашей истории с опорой на те традиционные ценности, которые исконно были присущи русской цивилизации и на основании которых во многом шло ее формирование и развитие в течение более тысячи лет.

В настоящее время вопросы культурных кодов стали предметом исследования различных общественных наук в России. Это вполне объяснимо. События в мировой и региональной политике, кризис международного права, игнорирование интересов России и посягательства на них со стороны транснационального политического истеблишмента (политической элиты большинства стран западного мира) побуждают российское общество и государство искать те скрепы, которые обеспечивали бы их консолидацию и единство, укрепляли их суверенитет и целостность. Собственно это и вынудило Россию начать специальную военную операцию.

Можно согласиться с позицией А. А. Проханова, который считает, что «русские коды – это область сокровенного, закрытого знания, в кото-ром каждый отдельный код связан с той или иной чертой народного характера и русской истории в целом» [8, с. 372–373].

В основе русской цивилизации лежит собственная уникальная система культурных кодов. В рамках настоящей статьи не представляется возможным дать научный анализ всех культурных кодов, присущих русской цивилизации. В силу этого обстоятельства авторы поставили перед собой задачу остановиться на анализе таких культурных кодов, как традиционализм, особая форма верховной власти в России и религиозное своеобразие русской цивилизации. Кроме этого, на основе социологических данных рассмотрено отношение современной российской молодежи к этим культурным кодам.

В качестве теоретической основы исследования была взята концепция культурно-исторических типов цивилизаций, разработанная Н. Я. Данилевским. В своей работе «Россия и Европа» он впервые обосновал идею о невозможности одного-единственного пути развития для всех народов и наций, теорию о своеобразии каждого культурно-исторического типа цивилизации, среди которых выделяет отдельный славяно-русский культур-но-исторический тип, который формируется и развивается на основе своих традиционных ценностей и своих культурных кодов [3].

Разработкой темы русских культурных кодов в настоящее время системно занимаются представители Изборского клуба. В 2022 году ими был издан сборник научных трудов «Русские коды», в котором предпринята попытка ответить на ряд важных вопросов: что такое русские культурные коды? что необходимо для понимания их сути? в чем заключается актуальность русских культурных кодов на современном этапе развития русского государства? и т. д. [1; 7; 8; 9].

Методологической основой для проведения настоящего исследования послужили системный и структурно-функциональный подходы, с помощью которых определяются место, роль и значение культурных кодов в структуре политического сознания, политической психологии и политической идеологии России, а также их влияние на политические институты нашей страны. Кроме того, использовались диалектический подход, опирающийся на принципы диалектики, в частности принцип взаимосвязи общего и единичного, и междисциплинарный подход к изучению феномена «русского культурного кода». При изучении отношения современной российской молодежи к культурным кодам применялись метод сравнительного анализа, статистический метод и ряд других.

В процессе анализа культурных кодов использовались труды российских ученых и публицистов, а при изучении отношения молодежи к культурным кодам – данные социологических исследований, полученные ВЦИОМ, Институтом социологии ФИНСЦ РАН и научно-исследовательской лабораторией «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов» НГЛУ.

Результаты исследования

Культурные коды, или коды культуры, – это система символов и знаков, которые используются для передачи из поколения в поколение системы ценностей, обычаев, норм поведения и т. д. Культурные коды во многом связаны с национальными особенностями того или иного народа, национальным характером, который формируется не одно столетие. Национальный характер, в свою очередь, во многом зависит от тех условий, в которых происходит формирование нации и народа. Это географические, исторические, социально-политические и другие факторы. Об этом писал еще Н. Я. Данилевский (1822–1885), который первым предложил теорию культурно-исторических типов цивилизаций и утверждал, что нет и не может быть одинакового пути развития для всех стран и народов, а, следовательно, не может быть одинаковых культурных кодов для всех наций [3].

Идеология глобализма, которую исповедовали и навязывали всему миру США, является полной противоположностью теории Н. Я. Данилевского. Навязывая мировому сообществу такие в целом как бы правильные идеи прав и свобод человека, толерантности, экономического равноправного сотрудничества между государствами и другие гуманистические ценности, США использовали их в своих корыстных политических и экономических интересах. Манипулируя этими общечеловеческими ценностями, они оказывали давление на неугодные им правительства и политических лидеров, совершали перевороты, развязывали войны, разрушали национальные ценности (культуру, образование, науку, систему воспитания), грабили экономики других государств. Мощное деструктивное воздействие оказывалось и оказывается на молодежь. Чтобы успешно противостоять этому натиску, российскому обществу необходимо вернуться к исконным русским национальным культурным кодам и на основе их переосмысления (с учетом современных условий) вдохнуть в них новую жизненную силу.

Такая работа уже началась. В ноябре 2022 года президентом России был подписан Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Основной идеей документа является сохранение, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в общественном сознании граждан России, особенно в молодежной среде.

Вся история русской цивилизации, ее развитие и современность пронизаны русскими культурными кодами. Ответить на вопрос, что такое «русский код», однозначно нельзя. В. В. Аверьянов считает, что «самая большая сложность, вероятно, в том, что коды не просто присутствуют в нашей культуре как некие константы, они активно вторгаются в реальную жизнь, как семена вторгаются в почву, прорастая в новых поколениях и превращаясь, по евангельской притче, в “горчичные деревья”» [1, с. 8]. Как нам представляется, очень близко к раскрытию содержания данного понятия подошел А. А. Проханов. По его мнению, «“русские кодыˮ – это навыки, умения, духовные приемы, определяющие неповторимость рус-ского человека. Эти коды позволяют народу не изменять своей Мечте, превозмогать напасти и бездны в заповедном стремлении к божественному идеалу» [9, с. 354]. Другими словами, культурные коды – это определенный образ жизни, определенный набор навыков и умений, которые помогают нации и народу реагировать на вызовы повседневной жизни.

Прежде чем ответить на вопрос, какие культурные коды присущи именно русской нации, русскому народу, отметим, что слово «русский» мы используем как собирательный образ всех народов и наций, которые проживали на территории России с древнейших времен до нашего времени, дабы нас не обвинили в национализме политически нечистоплотные оппоненты.

По мнению авторов статьи, одним из главных русских культурных кодов является традиционализм, который выражается в опоре на традиционные ценности, присущие тому или иному народу. Сразу же заметим, что однозначного понимания традиционализма в научной литературе нет. Сам термин «традиционализм» возникает в конце ХIХ – начале ХХ столетия как определенная реакция на разрушение национального своеобразия государств Европы и создание единых стандартов, единого образа жизни, который становится универсальным для всех европейских народов. Именно европейские мыслители первыми заговорили о необходимости поддержания и сохранения своих традиционных ценностей. Например, Рене Генон, он же Абдуль-Вахид Йахья, писал, что любое развитие должно опираться на свой собственный фундамент, что «…на пустоте ничего построить нельзя, но исключительно профанное существование, из которого исключен традиционный элемент, в реальности является в этом отношении только пустотой и небытием» [2, с. 63].

В рамках настоящей статьи под традициями мы будем понимать исторически сложившуюся систему норм, правил, законов, образцов поведения, духовно-нравственных ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Именно эти ценности входят в число культурных кодов русской цивилизации, русского народа. К числу таких традиционных русских ценностей относятся: приоритет духовных благ над материальными; вера в сильное государство и в то, что оно должно помогать своему народу (патернализм); культ семьи; любовь к труду; честность; вера в необходимость справедливости; честность; умение напрягать все силы для достижения поставленной цели и др. Именно на основе этих ценностей и строилась русская цивилизация, русская государственность. Таким образом, сущность традиционализма, на наш взгляд, заключается не только в опоре на традиционные ценности, но и в их развитии и использовании в современных условиях в борьбе национальных государств за суверенитет и строительство многополярной системы международных отношений.

Интересные данные об отношении современной молодежи к традиционным русским ценностям приводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ), которые были получены им в декабре 2022 года, т. е. по истечении десяти месяцев с начала специальной военной операции. Так, в топе три основных жизненных ориентира: на первом месте – высокий уровень личного благополучия (58 %); на втором месте – спокойная, тихая, уютная жизнь (54 %); на третьем месте – активная позиция в помощи своему государству, народу (только 26 %). 9 % хотели бы вести спокойную беззаботную жизнь, не думая о будущем [20].

28 декабря 2023 года ВЦИОМ опубликовал результаты очередного соцопроса об отношении молодежи к традиционным русским ценностям. На первом месте уже оказались семья как союз мужчины и женщины и необходимость воспитания детей (45 %). На втором месте – патриотизм (23 %). Третье и четвертое места заняли такие ценности, как гуманизм, национальная культура и религия, с результатом 17 % и 16 % соответственно. Радует, что 77 % опрошенных считают необходимым сохранение традиционных русских ценностей, таких как семья, культура материнства и отцовства, поддержка рождаемости и многодетности. 66 % респондентов уверены в том, что необходимо поддерживать традиционные ценности, даже если они противоречат современной действительности. Только 16 % респондентов выразили мнение, что нет никакой необходимости держаться за традиции, так как они утрачивают свою значимость во времени [13].

Как видим ценностные приоритеты у большинства молодежи кардинально изменились. Чем это обусловлено? Очевидно, изменилось в своей основе само российское общество, которое постепенно осознает, какая угроза нависла над отечеством, кто наш союзник, а кто – враг, в каком направлении должна развиваться страна.

Наше государство на самом высоком уровне осознает, что сегодня необходимо поддерживать русские национальные духовно-нравственные ценности. Положения о значимости традиционных ценностей включены в новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации [14]. Так, в пп. 84–93 Стратегии прямо говорится о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Другим важным политико-правовым документом, который говорит о необходимости защиты традиционных русских ценностей, является Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в п. 5 которого «к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [15].

Судя по данным опросов ВЦИОМ, которые мы приводили выше, современная молодежь в своем большинстве относится к этим усилиям с пониманием. Это говорит о том, что проводимые ранее либеральные реформы, которые во многом были направлены на привитие молодежи России западных ценностей, западного образа жизни и мировосприятия и отказ от национальных ценностей, не достигли в полной мере своей цели. На этом основании можно констатировать, что дальнейшее развитие России как суверенного государства-цивилизации возможно только с опорой на собственный исторический опыт, апробированный предыдущими поколениями, и традиционные российские духовно-нравственные ценности. Мы поддерживаем точку зрения Е. К. Рудаковой о том, что демографическое развитие и воспроизводство в России «возможно при условии доминирования в обществе витальных ценностей: жизни, семьи, деторождения, многодетности, любви к детям, роду, истории, поколенческой преемственности опыта и традиций, уважения к старшим, творчества и созидания» [12, с. 57], и согласны с ее предложением о необходимости наращивания эмпирического материала для верификации ложных когнитивных смыслов в молодежной среде, разрушающих витальные ценности и структуры общества, формирования образа будущего и устойчивого развития нашей страны на основе бережного сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей [11].

Другим культурным кодом русского народа, на который хотелось бы обратить внимание, является особая форма верховной власти. Этот культурный код исторически характерен только для русской цивилизации. Такой формы государственного правления нет ни в одной стране мира. На протяжении всей истории, в тех особых географических, этнографических, внешнеполитических условиях, в которых проходило формирование русской цивилизации, русской государственности, была необходимость в построении жесткой централизованной власти. В таком государстве политические права и свободы отходят на второй план. Свобода для русского человека воспринимается как воля, как возможность уйти из-под власти государства. Именно вольные люди занимались освоением сибирских территорий. Наиболее известный, но далеко не единственный пример – Ермак Тимофеевич. Таким образом, понятие о политических свободах, которое было привнесено в русское общественное сознание извне, никак не соответствует тому традиционному пониманию свободы, которое было присуще русскому культурному коду. В 90-е годы ХХ столетия призывы к политической, экономической свободе в России по западным меркам закончились развалом экономики, обнищанием большинства граждан России. Примерно те же процессы происходили и в начале ХХI столетия.

Существует мнение, что в России «легитимность власти оценивается не по династическому признаку, не по позиции элиты и, тем более, не по результатам всенародного волеизъявление. Для российской власти важна только успешность, и прежде всего военная успешность. В России власть находится в такой же абсолютной зависимости от народа, как и народ от власти. Это делает русский национальный характер одновременно и предельно несвободным, и предельно свободным (пресловутая антиномичность). Если Людовик ХIV мог с некоторым основанием сказать: “Государство – это я”, то русский народ всей своей историей говорит: “Государство – это мы”» [7, с. 104]. Поэтому на протяжении всей своей истории русский народ с уважением относился к государству, если государство, в свою очередь, исполняло обязанности перед своим народом. Отсюда возникает такое понятие, как патернализм (см. патернализм // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/ paternalizm-4b88b3 (дата обращения: 18.01.2024). В либеральной идеологии воспринимается как анахронизм. Как правило, является одной из характеристик тоталитарного государства), которое присуще только русской цивилизации. Это значит, что население России всегда рассматривало государство как неотъемлемую часть своего существования, видело в нем опору, связывало с ним свои надежды.

В связи с этим приведем результаты исследования ВЦИОМ от 2 августа 2023 года об отношении российской молодежи к государству. Любопытен следующий факт: по мнению 21 % опрошенных, Россия возглавляет список стран, где общество устроено наиболее справедливо, а еще 10 лет назад эта цифра была менее 1 %. Второе место в списке занимает Китай – 11 %, на третьем месте Белоруссия – 6 %. По 5 % набирают Швеция и Норвегия и по 4 % – ОАЭ и Германия [6]. Кроме этого, на сегодняшний день в среде российской молодежи существует запрос на необходимость проведения сильной социальной политики (15 %) и более жесткой антикоррупционной политики (14 %). О необходимости более серьезного внимания к проведению внутренней политики говорят 8 % опрошенных, о необходимости повышения зарплат и пенсий – 12 % респондентов [6]. Из приведенных данных можно сделать вывод, что идея сильного государства, которое должно больше внимания уделять своим гражданам, присутствует в сознании части современной молодежи.

Интересные данные приводятся в статье «Отношение студенческой молодежи к власти и политике: на примере исследования мнений учащихся нижегородских вузов» [18], на их основании можно сделать вывод о том, что чем выше уровень благосостояние респондентов, тем выше доверие к главе государства. «В группе участников опроса с высокими и сред-ними доходами и возможностями потребления доля доверяющих деятельности президента составляет 88,9 % от числа группы. Среди респондентов, чьи возможности потребления ниже средних, – 66,3 %, а в группе наименее обеспеченных – только 48,4 %» [18, с. 66].

На рост уровня доверия к институтам государства и патриотических настроений среди учащейся молодежи оказала влияние специальная военная операция. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования среди студенческой молодежи НГЛУ в октябре 2023 года (см. гл. 9, с. 144–148).

Из приведенного выше анализа статистических данных можно предположить, что идея патернализма, идея о том, что государство должно заботиться о своих гражданах, как правило, находит поддержку в среде современной российской молодежи.

Остановим внимание читателя еще на одном культурном коде России – религиозном своеобразии мировосприятия. На территории Российской империи, а затем Советского Союза всегда существовало множество религиозных течений. Однако на территории российского государства, как бы оно ни называлось, никогда не было религиозных войн. Именно в этой области общественной жизни удалось выработать достаточно эффективную модель взаимодействия между различными религиями и конфессиями (православием, исламом, католицизмом, протестантизмом, иудаизмом, буддизмом, различными местными верованиями). Понятно, что при этом исторически главенствующую роль всегда играла и продолжает играть Русская православная церковь. Представители других, неправославных религий имели точно такие же права, как и представители традиционной русской церкви. Единственное, необходимо было признавать русскую верховную власть, жить по законам Российского государства. Правда, имели место и некоторые исключения в виде сект, которые жили по своим собственным правилам, во многом отличавшимся от правил государства, и поэтому их жестко преследовали и подавляли. В годы советской власти, особенно в 20–30-е годы ХХ века, верховная власть пыталась навязать своим гражданам идею атеизма, целенаправленно уничтожая соборы и мечети, монастыри и синагоги, преследуя священнослужителей.

В современной России государственно-церковные отношения строятся на основе Конституции РФ. Согласно ст. 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [5]. В 1997 году был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в преамбуле которого особо подчеркивается роль православной религии в формировании российской государственности, в развитии духовной культуры и нравственности России. Вместе с тем обращается внимание на необходимость уважительно относиться к другим вероисповеданиям, которые также являются неотъемлемой частью российской культуры [19].

Как же современная молодежь относится к религии? Согласно данным ВЦИОМ, которые были представлены 27 июля 2023 года, самой рас-пространенной конфессией в России является православие – 57 %. Приверженцами ислама являются 5 % населения России. Доля неверующих в нашей стране составляет 19 %. Еще 7 % являются колеблющимися между верой и неверием. Среди молодежи до 25 лет в церковь скорее не пойдет 51 %, а среди российской молодежи от 25 до 34 лет – уже 41 %. Интересно, что единственная возрастная категория, где примерно поровну верующих и не верующих, – это молодежь от 18 до 24 лет. Среди них 48 % не верят в Бога, 45 % верят [10].

В октябре 2023 года аналогичное исследование было проведено научно-исследовательской лабораторией «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов» НГЛУ. Оно показало неожиданные и неоднозначные результаты, особенно относительно веры студенческой молодежи в Бога. На вопрос «Верите ли Вы в Бога?» положительно ответили 46,2 % респондентов, их в 1,5 раза больше тех опрошенных, которые в Бога не верят (30,5 %). Таким образом, оказался несостоятельным тезис об абсолютной светскости современной студенческой молодежи. При этом отношение к вере не зависело от места жительства и возраста респондентов. Что касается гендерного фактора, среди юношей число верующих меньше (41,6 %), чем среди девушек (48,7 %).

Оказывает влияние на отношение к религии и материальное положение респондентов. В группе участников опроса, определивших свое экономическое положение как высоко или среднеобеспеченные, доля верующих составила 50,7 %, тогда как среди представителей обеспеченных ниже среднего – только 34,1 %, а среди малообеспеченных – 33,9 % респондентов группы.

Отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете роль и влияние религии на уровень морали и нравственности в обществе в современной России?», почти половина опрошенных молодых людей (47 %) декларировала наличие сильного (22,6 %) или значительного (24,4 %) влияния. Среди отрицательно ответивших на вопрос (53 %) часть респондентов (22,2 %) также признала наличие влияния, но сочла его незначительным. Любопытно, что влияние религии на личные установки и поведение оказалось не равно вере. В группе респондентов, декларировавших веру в Бога, только 83,3 % группы признали такое влияние. Наоборот, среди атеистов 18,5 % считают, что религия влияет на их поведение и жизненные установки.

Исследование показало, что в целом существует устойчивое большинство студенческой молодежи, считающее положительным влияние религии на морально-нравственное состояние общества. Однако следует учитывать, что большинство опрошенных студентов (50,1 %) выбрали осторожный вариант оценки воздействия – «скорее положительно», что демонстрирует значительный уровень неопределенности в данном вопросе и отсутствие уверенности.

Представляет интерес тот факт, что среди верующих участников опроса только 5,9 % считают влияние религии отрицательным, а в группе атеистов уже 55 % респондентов считают роль религии в обществе положительной или скорее положительной.

Довольно высокую неустойчивость своих представлений о религии студенческая молодежь продемонстрировала и в случае, когда было необходимо выразить свое отношение к тезисам, относящимся к религии. С тем, что «религия повышает уровень морали и нравственности в обществе», согласны 61,5 % респондентов, впоследствии ответивших положительно на прямой вопрос о роли и влиянии религии. С утверждением «Устаревшие религиозные нормы тормозят развитие общества» согласны 53,8 % участников опроса, при этом 36,4 % далее обозначили себя как верующих.

Несмотря на присутствие у студенческой молодежи довольно оптимистических оценок нужности и важности традиционных духовно-нравственных ценностей в жизни российского общества, еще значительная часть молодежи не приемлет их, оставаясь под влиянием чуждых нам ценностей западной идеологии и массовой культуры.

Заключение

Анализ научной литературы и материалов многочисленных социологических исследований по мониторингу состояния молодежной среды за последние 20 лет и более показывает, что ситуация медленно, но неуклонно меняется в сторону роста доверия молодежи и подростков к политическим институтам России, а также традиционным ценностям. Так, если еще в начале XXI века в ходе исследования московской молодежи из списка 24 ценностей патриотизм занимал 22-е место, а положительные эмоции у молодежи вызывали слова «свобода» (88,4 %), «прогресс» (87,9 %), «права человека» (72,3 %), «сострадание» (67,4 %) [4, с. 488] т. е. доминировали либеральные ценности, то в 2010 году, по данным ФИНСЦ РАН, лишь 25 % молодежи ориентировалось на либеральные евро-атлантические ценности, 25 % – на умеренно консервативные ценности и 50 % имели смешанный конгломерат либерально-традиционных ценностей [16, с. 68–69].

Сегодня же в условиях специальной военной операции ситуация кардинально меняется. Более 75 % молодых людей считают государство одной из традиционных ценностей России, и они готовы вносить свой вклад в его укрепление и защиту [17, с. 48].

Следует отметить, что современной российской молодежи сложно ориентироваться в том, что происходит в стране и мире, сформулировать непротиворечивую систему ценностных ориентаций, поскольку на протяжении последних лет неоднократно менялись приоритеты, оценки, акценты. Манипуляция сознанием, выдаваемая за демократию сторонниками либеральных взглядов, подменяла убеждения мнениями и объявляла их абсолютными истинами. Манипуляция терминами и понятиями рассекала представления о добре и зле, патриотизме и предательстве, свободе и обязанности, создавая рынок исторических мифов и фальсификаций, дезориентирующих молодежь.

Обращает на себя внимание большое количество колеблющихся в молодежной среде, что говорит о сложности ситуации в стране и мире и о наших недочетах в работе с молодежью. Всем очевидно: какую позицию займет пока не определившаяся часть молодежи, те ценности и будут формировать будущее нашей страны.

Полагаем, что положительную роль в формировании и развитии традиционных ценностей, особенно среди неопределившейся части молодежи, сыграет новый учебный курс «Основы российской государственности», который начали изучать в российских вузах с 2023/2024 учебного года. Данный предмет в первую очередь направлен на изучение русских культурных кодов, русских традиций и культурных основ российской государственности, самобытности России, ее традиционных ценностей, что во многом может повлиять на отношение молодежи к ним.

Литература

1. Аверьянов В. В. Духовный генокод. Витки спирали // Изборский клуб. Русские коды: под ред. В. В. Аверьянова. М.: Изд-во «Наше завтра», 2022. С. 8–43.

2. Генон Р. Инициация и духовная реализация. М.: Тотенбург, 2020. 248 с.

3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Составление и комментарий Ю. А. Белова; отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. 816 с.

4. Ивлева М. Л., Курилов С. Н., Россман В. И. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 3. С. 481–493.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28 399/69de606a34754e42f0767090ca6c640885cdf63d/ (дата обращения: 12.12.2023).

6. Общество в поисках справедливости // ВЦИОМ Новости. 02.08.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvo-v-poiskakh- spravedlivosti (дата обращения: 12.12.2023).

7. Переслегин С. Цивилизация в людях и кодах. // Изборский клуб. Русские коды: под ред. В. В. Аверьянова. М.: Изд-во «Наше завтра», 2022. C. 93–113.

8. Проханов А. А. Коды русской мечты // Изборский клуб. Русские коды: под ред. В. В. Аверьянова. М.: Изд-во «Наше завтра», 2022. С. 370–374.

9. Проханов А. А. Сакральная триада русского государства // Изборская идеология. М.: Изд-во «Наше завтра», 2022. C. 351–360.

10. Религия и общество: мониторинг // ВЦИОМ Новости. 27.07.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения: 12.12.2023).

11. Рудакова Е. К. Обеспечение демографической безопасности России в условиях когнитивных угроз: Дис. … д-ра полит. наук по специальности 5.5.4. Н. Новгород, 2023. URL: https://diss.unn.ru/1315 (дата обращения: 17.10.2023).

12. Рудакова Е. К. Поколение 5G: глобальный взгляд на проблему доверия молодежи к традиционным политическим и общественным институтам // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2023. № 4 (4). С. 53–59.

13. Традиции в эпоху перемен // ВЦИОМ Новости. 28.12.2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicii-v-ehpokhu-peremen (дата обращения: 12.12.2023).

14. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 12.12.2023).

15. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 12.12.2023).

16. Устинкин С. В., Данилова Н. М. Историческая память как фактор обеспечения стабильности российского государства и общества // Власть в XXI веке. Социокультурные аспекты политических процессов: Монография / Под. ред. М. И. Рыхтика, А. Н Фортунатова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2020. С. 59–78.

17. Устинкин С. В., Никитин А. В. Проблема доверия молодежи к общественным и государственным институтам в контексте проведения специальной военной операции (СВО) // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2023. № 4 (4). С. 32–52.

18. Устинкин С. В., Самсонов А. И. Отношение студенческой молодежи к власти и политике: на примере исследования мнений учащихся нижегородских вузов // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2023. № 4 (4). С. 60–70.

19. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в редакции от 02.11.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 12.12.2023).

20. Ценности молодежи // ВЦИОМ Новости. 14.12.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата об-ращения: 12.12.2023).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля