В конце прошлого года число учёных в России достигло исторического минимума. Новость прошла фактически незаметной. Есть много других волнующих тем.

Однако, если разбираться, то за этим стоит клубок неразрешенных проблем: организационных, ценностных, финансовых, кадровых.

С одной стороны, в России формируется Стратегия развития образования до 2040 года, и она должна быть привязана к национальной цели – переходу к научно-технологическому развитию страны. Давно назревшее решение. Но вот вопрос: станет ли эта Стратегия действительно прорывной, позволит ли это сделать нынешнее кадровое состояние российской науки?

Сегодня число учёных в России составляет меньше 339 тыс. человек. Для сравнения, после распада СССР в стране насчитывалось порядка одного миллиона человек, и с того времени их численность только сокращается. Доктора и кандидаты наук все больше уходят из науки. (в 2015-2023 гг. кандидатов наук, выполнявших научные исследования и разработки, стало меньше на 17% (с 83 тыс. до 70 тыс.), докторов наук – почти в 4 раза (с 4,4 тыс. до 1,2 тыс.). Почему так происходит? Может быть, их вместо науки загружают чем-то другим (например, бюрократическими процедурами) или создают такие условия, которые отбивают у них охоту заниматься наукой.

Что касается молодежи, то с ней более-менее ясно – ее удается только привлечь в науку, но не удержать, молодые исследователи не видят для себя перспектив в науке.

Еще в ноябре 2023 года РАН представила в Комитет Госдумы по науке и высшему образованию доклад о реализации государственной научно-технической политики в России, из которого следует, что молодые исследователи не видят перспектив в науке и уходят из нее. Среди ученых до 29 лет 64% оценивают будущее науки через год как мрачное или очень мрачное; 55% – сомневаются в возможность реализовать собственные профессиональные планы в науке (при этом, средний возраст исследователей в России сегодня составляет 46 лет, четверть ученых старше 60 лет).

Как результат в науку стало идти все меньше молодых людей. Например, если в начале 2010-х ежегодно выпускались по 30-35 тыс. аспирантов, в том числе около 9 тыс. защищали кандидатские диссертации, то в последние годы – 13-15 тыс., из которых защищается менее 1,5 тыс. (падение в шесть раз). При этом почти 50% бюджетных мест в аспирантуре приходятся на Москву и Санкт-Петербург. Вот и получается, что худо-бедно молодежь удается лишь привлечь в науку, но не удержать.

В одном из выступлений Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова, привел такие цифры: в 2022 году российские вузы выпустили 36 тыс. чел. с математическим и естественнонаучным образованием, столько же – в области информатики и вычислительной техники, а экономистов и юристов соответственно 166 тыс. и 89 тыс. чел. Это явный перекос, не отвечающий потребностям рынка труда.

На это обстоятельство в феврале текущего года обратил внимание Президент России Владимир Путин, давший поручение правительству и министерству просвещения и образования сократить набор в вузы абитуриентов по юридическим и экономическим направлениям как специальностям «ненужным» и «не отвечающим потребностям экономики страны».

Еще один важный момент хотелось бы отметить. Сегодня по факту произошел отрыв науки от производства, результатами «научных исследований» в вузах, как правило, считаются статьи и отчеты вне связи с практикой. Этому есть объяснение: большинство вузов, при современном финансовом и материально-техническом обеспечении, не имеют реальной возможности проводить исследования и разработки полного технологического цикла;. в штатном расписании обычного вуза вообще не предусмотрены ставки научных сотрудников; преподаватели, имеющие учебную загрузку в 900 часов на ставку, не имеют возможности заниматься научными исследованиями. Эти и другие причины привели к разрушению научных школ, чему в немалой степени способствовали неоднократные и, добавим, не конца продуманные оптимизации. На исследования просто не выделяются деньги.

В России 2022-2031 гг. объявлены Десятилетием науки и технологий. Надо приложить максимум усилий, чтобы это десятилетие стало действительно прорывным для нашей науки.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля