В данной статье автором проанализированы результаты, полученные в ходе написания ВКР. В рамках поставленной цели, автор пришёл к выводу о том, что овладение навыками использования методов исторического исследования и их возможностями помогает исследователю построить прогнозы по будущему состоянию внешней политики
Ключевые слова: внешняя политика, евроатлантическая интеграция, экономическая реформа, конфликт на востоке.
The results of the study of the foreign policy of post-Soviet Ukraine
In this article, the author analyzes the results obtained during the writing of the graduation work. Within the framework of this goal, the author came to the conclusion that mastering the skills of using historical research methods and their capabilities helps the researcher to make forecasts on the future state of foreign policy
Keywords: foreign policy, Euro-Atlantic integration, economic reform, conflict in the east.
С момента обретения независимости в 1991 году, внешняя политика Украины прошла путь от формирования основ на принципах многосторонности, предсказуемости и нейтралитета, через урегулирование отношений с Россией и разрешение территориальных споров в начале 90-х, к активному стремлению к европейской и евроатлантической интеграции в XXI веке. Основные этапы предполагают подписание Будапештского меморандума, который гарантировал безопасность Украины в обмен на ядерное разоружение. Также среди особенностей политики Украины была ее многосторонность, которая продвигалась вторым президентом – Леонидом Кучмой. Ющенко уже, как и последующие президенты стремился к углублению сотрудничества с НАТО. На протяжении всей истории независимости Украина, вне зависимости от президента, одной из основных задач было вступление страны в Европейский Союз.
Формирование современной внешней политики Украины опирается на стремление утвердить страну как независимое демократическое государство с повсеместной интеграцией в мировую экономику, особенно через вступление во Всемирную торговую организацию. Основным фактором является обеспечение территориальной целостности государства. Страна стремится к сотрудничеству с западными странами и международными организациями, в особенности с Европейским Союзом и НАТО. Данные действия отражают прозападную ориентацию внешней политики. Особенно после событий 2014 года Украина стремится сделать все, чтоб оказаться в членах данных союзов.
В рамках украинско-российских отношений после 2014 года политика Киева выражается в отказе от «особых» отношений с Россией, одновременно с попытками смягчить условия поставок российского газа из-за экономической зависимости. Важным компонентом остается вопрос территориальной целостности, особенно в свете ситуации в Крыму и Донбассе. Стратегия Украины в данной сфере направлена на международную поддержку против России и ее политики защиты русскоязычного населения на территории соседнего государства. Хоть и звучат заявления политиков об урегулировании конфликта на востоке страны, но нет с подвижек в выполнении Минских соглашений. В целом, внешняя политика Украины ориентирована на укрепление международного положения страны, обеспечение национальной безопасности и развитие экономического сотрудничества с наиболее значимыми международными партнерами.
Перспективы развития основных направлений внешней политики Украины выглядят сложными и требуют глубокой переоценки стратегических приоритетов. Уменьшение западной поддержки и внутренние экономические трудности ставят под вопрос способность Украины поддерживать не только военные усилия, но и стабильность государственного управления в целом. Внешняя политика, сосредоточенная на конфликте с Россией, требует реализации более широкого подхода, что означает решение гуманитарных проблем, таких как вопрос беженцев, и поиск путей экономического восстановления. В то время как Киев видит войну как первоочередную задачу, необходим комплексный план действий, учитывающий как военную, так и гуманитарную компоненты, а также экономическое восстановление. Перспектива интеграции в Европейский союз, несмотря на предоставление статуса кандидата и выдвинутые условия, требует значительных усилий для реализации реформ и преодоления внутренних противоречий. Это требует не только выполнения условий ЕС, но и глубокой внутренней работы по модернизации государственного управления, судебной системы, борьбы с коррупцией и создания условий для экономического роста.
Поддержка со стороны Запада, хотя и остается важным элементом внешней политики Украины, требует активизации внутренних ресурсов и разработки собственной стратегии развития, способной обеспечить устойчивость страны в условиях внешних вызовов. В условиях глобального противостояния с Россией, Украина сталкивается с необходимостью искать новые форматы диалога и сотрудничества, способные снизить напряженность и обеспечить мирное разрешение конфликта, что, в свою очередь, требует гибкости, дипломатического мастерства и готовности к компромиссам.
Конечно, современные демократические системы США и Западной Европы, известные своими многочисленными недостатками, искажениями и фундаментальными противоречиями, не полностью утратили параметры конкурентности и разнообразия мнений в борьбе за власть. Напротив, в Украине за последние восемь лет националистический консенсус охватил всю политическую систему страны. Поэтому никакой другой политики, кроме политики войны, в Украине больше нет.
Деятельность всех национальных, политических и общественных структур (последняя из которых, Украинская православная церковь Московского патриархата, пытается занять оппортунистическую позицию) связана с одной целью: создание Украинской православной церкви.
Полная мобилизация всех ресурсов для обращения ко всем политическим силам России и даже частичное ограничение милитаристской риторики может привести к массовому подавлению охлократии на улицах совместными усилиями государственных структур и военных. Именно этим объясняется превращение Зеленского из «мирного политика» в лидера «партии войны» на Украине.
Внешняя политика Украины всегда сталкивалась со сложными вызовами. В будущем внешняя политика Украины может по-прежнему вращаться вокруг сотрудничества с Западом и проевропейской ориентации, но ей также необходимо общаться и вести переговоры с Россией для поддержания региональной стабильности и баланса.
Описанные события не только обострили отношения с Российской Федерацией, но и стали катализатором переосмысления Украиной своего места в мировой системе координат, определения стратегических приоритетов внешней политики и поиска надежных международных партнеров. В этих условиях внешняя политика Украины формируется под влиянием не только внутренних политических процессов и экономического состояния страны, но и широкого спектра международных факторов, в том числе отношения с важнейшими мировыми центрами власти, евроатлантическую интеграцию и многостороннее сотрудничество в рамках международных организаций. Стремление к европейской интеграции, необходимость решения конфликта на востоке, экономическая реформа и укрепление международного авторитета определяют основные векторы внешнеполитического курса Украины на современном этапе.
- ЕС приостанавливает работу по соглашению с Украиной об ассоциации. – URL: https://ria.ru/20131215/984203450.html
- Курылев, К. П. Внешняя политика Украины в контексте формирования региональной системы безопасности в Европе: монография / К. П. Курылев. – М.: РУДН, 2019. – 530 с.
- Украина = русофобия плюс русофилия // Международная жизь. 13.05.2021. – URL: https://interaffairs.ru/news/show/30095
- Урсула фон дер Ляєн: Україна буде членом ЄС. Рік тому ніхто не уявляв вашу швидкість. Європейська правда. 02.02.2023. [Ursula von der Laen: Ukraine will be a member of the EU. A year ago, no one imagined your speed. European truth. 02.02.2023. (in Ukrainian). – URL: https://www.eurointegration.com.ua/articles/2023/02/2/7155414/
Автор: Вдовиченко Степан Андреевич, студент 4 курса Московского государственного лингвистическогоуниверситета