
Понятие безопасности эволюционировало на протяжении веков, претерпевая изменения под влиянием множества обстоятельств. В теории общественного договора, благодаря которой понятие «безопасность» вошло в политический дискурс, частичная отмена суверенных прав в пользу государства обосновывалась необходимостью обеспечения государствами безопасности и интересов своих подданных [Топчиев, 2023].
Использование термина в политической сфере порождает необходимость глубокого изучения самого понятия безопасности, а также инструментов и методов формирования и реализации политики безопасности государств. С ростом новых вызовов и угроз интерес к исследованию безопасности Германии непрерывно увеличивается. В первую очередь, меняется само восприятие безопасности немцами: акцент смещается с обороны и военных аспектов на более широкое ее понимание как комплексного явления, требующего многообразных инструментов для его обеспечения. В этой связи сформировалось несколько теоретических и концептуальных подходов, которых придерживаются эксперты в области германской политики безопасности. Среди них стоит отметить: политика безопасности ФРГ в рамках международных организаций, таких как ЕС и НАТО; расстановка сил внутри правительства и между различными субъектами политики Германии, и влияние расстановки на процессы разработки политики безопасности; её функциональная ориентация и формирование, как в юридическое, так и фактическое; роль вооружённых сил Германии; а также приоритетное внимание Германии к определенным регионам.
Исследования, сосредоточенные на конкретном подходе, скорее должны базироваться на официальной позиции ФРГ. Германия и организации, в которых она участвует, обладают системой доктринальных документов, раскрывающих различные аспекты и функциональные области реализации политики безопасности [Белозёров, 2008].
Несмотря на значительный объем документов, основные положения –среди которых приоритеты, проблемы, вызовы и пути их решения – остаются прежними. А именно: противодействие терроризму и экстремизму; борьба с организованной преступностью и незаконными финансовыми операциями; кибербезопасность; энергетическая безопасность; урегулирование миграционного кризиса; решение климатического кризиса; борьба с голодом, бедностью, войнами и конфликтами на международном уровне; сотрудничество и интеграция в рамках ЕС и НАТО; ядерное разоружение; развитие бундесвера и обороноспособности Германии, а также противостояние России как одной из главных угроз безопасности ЕС и НАТО [Integrierte…, 2023].
Следуя официальным установкам, Германия формирует и реализует политику безопасности. Вместе с тем исследование современного состояния и перспектив германской политики должно учитывать не только теоретические, но и практические аспекты. Как известно, Германия набирает все больший вес и стремится расширить свое влияние не только в Европе, но и во всем мире.
Стоит подчеркнуть, что в Германии, как в демократическом государстве, велика роль взаимодействия субъектов политики на государственном и негосударственном уровнях. В формировании и реализации политики безопасности участвуют не только такие субъекты, как федеральное правительство и канцлер, но и гражданское общество, представленное, например, гражданско-военным сотрудничеством, а также аналитические центры, научные ассоциации и партийные фонды, которые предоставляют аналитические данные, необходимые для выработки и реализации политики безопасности.
Существует необходимость учитывать и географические приоритеты Германии, основываясь на доктринальных документах и стратегиях по отдельным регионам и странам: Арктике [Leitlinien…, 2024], Индо-Тихоокеанскому региону (ИТР) [Leitlinien…, 2020] и Китаю [China-Strategie, 2023]. Основная причина проявления интереса Федеративной Республики Германия к указанным регионам заключается в том, что ее благосостояние напрямую связано с доступом к ключевым торговым и транспортным артериям [Арзаманова, 2022]. Поэтому ей необходимо продемонстрировать и расширить свое присутствие в указанных регионах, чтобы обеспечить безопасность и отсутствие конфликтов, а также противодействовать растущему геополитическому влиянию Китая в ИТР. Кроме того, заслуживает внимания позиция Германии по отношению к Китаю. Хотя Китай не рассматривается как явный противник, государство совместно с партнерами по НАТО предпринимает попытки его сдерживания.
В контексте исследования политики безопасности важно рассматривать российский фактор, тему, изучаемую в рамках политики безопасности Германии и представляющую особый интерес для отечественной науки. На основе ретроспективного анализа имеется возможность изучить, как менялись двусторонние отношения между Россией и Германией со временем и как в рамках политического дискурса Германии статус Российской Федерации от «партнера» перешел к «главному вызову для Европы», а потом и к «угрозе» [Белов, 2023]. Фундаментальные изменения в международной обстановке позволяют более четко проследить значение Российской Федерации в формировании политики безопасности: от экономической ситуации, связанной с энергетическим сектором, до расстановки политических сил и в оборонном секторе [Белов, 2019].
Таким образом, стоит отметить, что любое исследование политики безопасности современной Германии должно являться комплексным и рассматривать формирование, реализацию, приоритеты и официальные установки не только в рамках сложившейся обстановки, но и с учетом изменений, происходящих с течением времени и переменами в международной обстановке.
Список литературы:
- Арзаманова Т. В. Отдельные аспекты стратегического планирования германии в индо-тихоокеанском регионе в условиях возвращения соперничества великих держав // АПЕ. 2022. №4 (116).
- Белов В. Б. Отношения России и Германии: пробивая одно дно за другим // Российский совет по международным делам. 06.09.2023. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/otnosheniya-rossii-i-germanii-probivaya-odno-dno-za-drugim/
- Белов В.Б. Россия в германской внешней политике и экономике. – Германия. 2019 [монография] / [В.Б. Белов и др. ; отв. ред. В.Б. Белов]. – М.: Ин-т Европы РАН , 2020. – С. 117-129
- Белозёров В.К. Доктринальные документы современной Германии о ситуации в сфере безопасности и применении военной силы // Объект, предмет и структура военной науки. По материалам научно-методического семинара Военной академии ГШ ВС РФ. М.: ВА ГШ, 2008. С. 91-107.
- Топчиев М. С. Теоретические подходы к изучению безопасности в социальных исследованиях / М. С. Топчиев // Философская мысль. 2023. № 3. С. 21-32.
- China-Strategie der Bundesregierung. 2023. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.auswaertiges-amt.de/resource/blob/2608578/810fdade376b1467f20bdb697b2acd58/china-strategie-data.pdf (дата обращения: 11.10.2024)
- Integrierte Sicherheit für Deutschland // Nationale Sicherheitsstrategie der Bundesrepublik Deutschland, 14.06.2023. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.nationalesicherheitsstrategie.de/ (дата обращения: 22.03.2024).
- Leitlinien deutscher Arktispolitik // Die Bundesregierung. 18.09.2024. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.auswaertiges-amt.de/resource/blob/2676012/35e32e524625a571390e1af8789b1fd7/arktis-leitlinien-data.pdf (дата обращения: 11.10.2024)
- Leitlinien zum Indo-Pazifik // Die Bundesregierung. 01.09.2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.auswaertiges-amt.de/resource/blob/2380500/33f978a9d4f511942c241eb4602086c1/200901-indo-pazifik-leitlinien–1–data.pdf (дата обращения: 11.10.2024)
Свиридова Анна Павловна, студентка 4-го курса (бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология) Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета, poet.sviridova505@mail.ru
Научный руководитель: В. К. Белозёров, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета, vk_belozerov@mail.ru