
2.4. «Оттепели» Баяра-Мендереса и Хрущева: переход к открытому конфликту
Во второй половине 1940-х политический режим Турции стал смягчаться. В Турции «оттепель» началась лет на 10 раньше, чем в СССР. В 1946 году была разрешена многопартийность и в 1950 г., на выборах в Национальное собрание победила оппозиционная Демократическая партия, ее лидер – Аднан Мендерес стал премьер-министром, а политик-демократ Джелаль Баяр – президентом Турции. Турецкая «оттепель» тоже имела свои границы: чем менее популярны становились «демократы», тем больше они наступали на «гражданские свободы» и уподоблялись тем, кого они критиковали. В конце 50-х была введена цензура в СМИ, ограничена автономия университетов, затем для преследования оппозиционеров был создан Комитет дознания. Однако при «демократах» была проведена амнистия (и из заключения вышел поэт и писатель-коммунист Назым Хикмет, эмигрировавший в СССР), некоторые свободы получило мусульманское духовенство (отменен запрет арабского азана[1], разрешили читать Коран по радио, легализовали деятельность запрещенных мусульманских орденов – тарикатов, преподавание религиозных предметов в школах). Началась либерализация экономики, приватизация, поддержка частного сектора. Опираясь на финансовую помощь США в рамках «плана Маршалла», «демократы» субсидировали сельское хозяйство, закупали сельхозтехнику. В турецких деревнях появились трактора, асфальтовые дороги. Правительство Мендереса поощряло создание профсоюзов, правда, подконтрольных государству[2]. Страна встала на путь либеральной модернизации.
Во внешней политике «демократы» были твердыми сторонниками сближения с США и яростными противниками СССР и коммунизма. В Корейской войне, начавшейся в 1950 г., Турция открыто подержала США, послав на Корейский полуостров воинский контингент – 5 тысяч человек[3]. В 1952 году Турция вступила в НАТО, позднее, на ее территории разместились военные базы и ракеты США, что еще больше обострило отношения Турции и СССР. В течении 1950-х гг. правительство А. Мендереса полностью и безоговорочно поддерживало США и Запад в их политике по отношению к странам Ближнего Востока и северной Африки (Сирия, Иран, Ирак, Египет, Алжир). По словам турецкого историка Тюрккая Атаёва, Турция Мендереса превратилась в «посредника и исполнителя воли Запада»[4]. Здесь сыграла свою роль и личная позиция А. Мендереса: он получил образование в американском колледже в Измире и боготворил США[5]. Его любимым высказыванием было: «Превратим Турцию в маленькую Америку («кючюк Америка»)»[6]. Поскольку же Америка тогда позиционировала себя как оплот борьбы с коммунизмом (ведь это было время разгула маккартизма в США!), Мендерес и его соратники так же проклинали СССР и коммунизм, критиковали кемалистов за «дружбу с Лениным» и искали «очаги коммунизма» в Турции. Таковыми они посчитали, например, открытые при Ататюрке с целью повышения грамотности «сельские университеты» и ликвидировали их. В правление Баяра-Мендерса был принят закон об уголовной ответственности за коммунистическую деятельность и о смертной казни для коммунистических руководителей. В СМИ распространялись вздорные басни о том, что в Советском Союзе, «согласно коммунистической идеологии», нет ни наций, ни семей («Русьяда айле ве миллет йок)»[7].
Нормализация отношений с СССР наступит только после военного переворота 1960 г.
В СССР того времени мы наблюдаем схожую картину. Как известно, по инициативе Хрущева, в 1950-х был разоблачен «культ личности Сталина» и объявлено о возвращении к «ленинским нормам». Из лагерей вернулись политзаключенные, были реабилитированы незаконно репрессированные. Ослабла цензура, в СМИ появились открытые и относительно свободные дискуссии, стали печатать ранее запрещенных авторов. Поначалу «оттепель» коснулась и советско-турецких отношений. Хрущев в рамках антисталинской компании смягчил позицию по отношению к Турции. 30 мая 1953 г. правительство СССР даже направило Анкаре ноту, в которой Советский Союз декларировал отказ от всех сталинских территориальных претензий к Турции. Однако Мендерес заявил, что советская нота – не что иное как попытка вбить клин между Турцией и ее западными союзниками[8]. Позднее премьер-министр, министр иностранных дел Турции, другие турецкие политики неоднократно повторяли, что миролюбивые шаги Советского Союза – лишь «уловки» и что Турция не может не учитывать своих «особых отношений» с Западом. С другой стороны, и Хрущев, поддерживая левонационалистические режимы в арабских странах, шел на обострение отношений с Турцией. Связано это было с неприятием прагматической политики Сталина, еще в 1930-е отказавшегося от «экспорта революций» и возвращением к риторике о мировой революции, характерной для 1920-х гг.
В 1957 году СССР и Турция оказались на грани войны. Хрущев поддерживал Сирию, которая планировала объединиться с Египтом и вела агрессивную политику по отношению к Израилю, Турция была на стороне США, поддерживавших еврейское государство. В ответ на заявления Израиля о готовности к войне с Сирией, турецкие вооруженные силы были переброшены к сирийской границе. Хрущев, обращаясь к европейским социалистам, пообещал, что СССР не оставит Сирию в беде, а 19 октября ТАСС заявило: «ни у кого не должно быть сомнения в том, что, в случае нападения на Сирию, Советский Союз… примет все необходимые меры, чтобы оказать помощь жертве агрессии». И в Турции, и на Западе это восприняли как угрозу для Турции, ибо у советских войск был только один путь, чтобы достичь Сирии – через южную соседку. В подтверждение своих намерений Хрущев назначил Рокоссовского командующим Закавказским военным округом и ВС СССР начали военные маневры у границ Турции. По ставшим в 1990-е известным данным, Хрущев отдал приказ приготовить ядерное оружие к боевому применению и военные разрабатывали план атомной бомбардировки Стамбула.
В результате Турция прекратила военную активность у сирийской границы, в Москву для умиротворения ситуации позвонил министр обороны США Д. Эйзенхауэр и конфликта удалось избежать[9].
Наиболее значительные либеральные реформы в СССР и в Турции в 20 веке, как видим, сопровождались беспрецедентным обострением отношений двух стран.
2.5. Советско-турецкое сотрудничество после военного переворота в Турции и прихода к власти Брежнева в СССР
Политика Демократической партии привела Турцию к глубокому экономическому кризису. Правительство расправлялось с оппозицией, бросало в тюрьмы журналистов. Было совершено покушение на лидера кемалистов Инёню. При подавлении протестов студентов в Стамбуле были жертвы. «Демократы» создали комиссию для расследования деятельности Народно-республиканской партии, что фактически было разрывом с кемализмом. За Демократической партией стояли исламисты, которые желали отменить результаты реформ Ататюрка и вернуться к мусульманскому государству и образу жизни. Армия – хранительница наследия Ататюрка – была недовольна возрождением исламизма. 27 мая 1960 г. военные совершили переворот, арестовали Мендереса и Баяра. Власть перешла к Комитету национального единства (Милли бирлик комитеси), который возглавил генерал Джемаль Гюрсель. В 1961 г. страна вернулась к гражданскому правлению, была принята новая Конституция, проведены выборы органов власти, разрешена работа партий (но Демократическую партию запретили, над ее лидерами был произведен суд, по приговору которого Мендерес был казнен, а Баяр – приговорен к пожизненному заключению). Президентом стал генерал Гюрсель и армия продолжала оставаться важнейшим политическим фактором. В 1971 году, после череды политических кризисов, в условиях хаоса и разгула правого и левого терроризма, армия снова совершила переворот («меморандумный переворот»). На этот раз переворот был направлен против левых сил (в частности, Рабочей партии, молодежных организаций), против которых были развернуты широкие репрессии. Однако состояние хаоса в обществе преодолеть не удалось и в 1980 году армия совершила третий государственный переворот. Власть снова взяли в руки военные. Только в 1983 году Турция вернулась к демократической форме правления.
Итак, в период с 1960 по 1983 в Турции имел место период длительного авторитаризма, когда ущемлялись гражданские свободы, распускался парламент, власть брали военные, оппозиция преследовалась. При этом любопытно, что примерно в это же время и в Советском Союзе завершается «оттепель», начинается период, который получил название «застой». Наблюдается мягкая «реабилитация» Сталина, ужесточается идеология и политический режим, подвергаются преследованиям диссиденты. И …. намечаются потепление отношений с Турцией, причем, инициатива исходила от обеих сторон (со стороны СССР это началось еще да прихода к власти Брежнева, при позднем Хрущеве, который чем дальше, тем больше сворачивал «оттепель»).
Еще в обращении к народу полковника Алпарслана Тюркеша в день переворота 1960 г. было обещание миролюбивой внешней политики: «Мы обращаемся к нашим союзникам, соседям и ко всему миру – наша цель – это полная лояльность Уставу ООН и принципам прав человека. Наше знамя – лозунг великого Ататюрка: «Мир в стране, мир во всем мире»[10]. Важно отметить также, что среди военных были противники прежнего, однозначно проамериканского курса: «Они выступали за более самостоятельную внешнюю политику, за ослабление американского влияния», а один из молодых членов КНЕ – Орхан Эрканлы с возмущением заявлял: «Мы превратились в штат Америки»[11]. Москва с воодушевлением встретила этот поворот турецкой политики. Уже 3 июня 1960 года газета «Правда» напечатала статью к 40-летию начала отношений между ленинской Россией и Турцией Ататюрка. 28 июня Хрущев обратился к генералу Гюрселю с официальным заявлением, где говорилось: «в Москве с чувством удовлетворения встречено заявление нового правительства Турции о том, что
оно намерено следовать принципам политики основателя Турецкой Республики и борца за независимость Турции Кемаля Ататюрка, с именем которого в нашей памяти связаны дружеские и даже братские отношения между нашими соседними странами»[12]. Уже в ноябре 1960 делегация, состоящая из турецких бизнесменов и промышленников, посетила СССР. Начинают развиваться экономические связи между двумя странами. Существенным толчком для них стал официальный визит премьер-министра Турции Суат Хайри Ургуплю в Москву 9-17 августа 1965 г. когда было принято решение о широком экономическом сотрудничестве: «Стороны согласились о том, что товары, в которых нуждается СССР (особенно табак, фундук и цитрусовые фрукты) … будут импортированы из Турции. Турция, в свою очередь, будет покупать у СССР индустриальные товары и оборудования, в том числе бурильные установки, строительные материалы и машинное оборудование»[13]. СССР пообещал оказать помощь в строительстве более чем 10 крупных предприятий на территории Турции: «Среди данных проектов находились металлургический, алюминиевый, нефтеперерабатывающий заводы, заводы по производству серной кислоты и древесно-волокнистых плит и Ахурянское водохранилище»[14]. В 1967 г. было заключено новое соглашение о сотрудничестве, включавшее 12 пунктов (в том числе о строительстве в Турции при помощи СССР сталелитейного, алюминиевого, нефтеперерабатывающего заводов и гидроэлектростанции). В 1968 между странами было установлено прямое железнодорожное и авиасообщение. В 1969 г. в ходе визита президента Турции Джевдета Суная в Москву было подписано соглашение по автоперевозкам. В целом «В период с 1967 по 1974 г. объём торговли между двумя странами увеличился в 2.5 раза и составил 129.1 млн руб.»[15]. Именно в этом период Турция окончательно превратилась из аграрной в индустриальную державу и сотрудничество СССР внесло в это значимый вклад.
Свою роль в укреплении сотрудничества двух стран сыграли внешнеполитические события: карибский (1962 г.) и кипрские (1963 г. и 1974 г.) кризисы. Турки были возмущены тем, что США сделали их «разменной монетой» в отношениях с СССР в ходе Карибского кризиса (Кеннеди распорядился отозвать американские ракеты из Турции в обмен на вывод Хрущевым советских ракет с Кубы), и оценили молчание СССР после ввода войск на турецкую часть Кипра (тогда как негативная реакция США разочаровала турок).
В 1970-е и 1980-е США и Страны Западной Европы, напуганные просоветским креном Турции, стремились поддерживать в Турции антисоветские настроения и отчасти это им удалось. Тем не менее сотрудничество СССР и Турции продолжилось. Так, «В 1978 г. были подписаны Соглашения о развитии экономического сотрудничества и о научно-техническом сотрудничестве сроком на 5 лет, а в 1984 г. – Долгосрочная программа развития экономического, торгового и научно-технического сотрудничества сроком на 10 лет с продлением еще на 5 лет по согласию сторон. В том же 1984 г. было заключено соглашение о поставках Советским Союзом природного газа Турции сроком на 25 лет»[16]. Также в 1982 году был подписан протокол о свободно конвертируемых валютах между странами, а с 1984 года СССР стал поставлять в Турецкую республику природный газ[17].
Мы бы особо подчеркнули, что интенсификации отношений СССР и Турции не помешали даже преследования коммунистов и левых организаций, которые развернулись в Турции 1970-х. (как и Сталину не помешал антикоммунизм Ататюрка, чтоб сотрудничать с ним). Мы считаем, что здесь проявляется одна важная черта авторитарных режимов – прагматический настрой их политики, меньшая зависимость от идеологии.
2.6.Россия и Турция во второй половине 1980-х и 1990-х: оборотная сторона либерализма
В 1983 году в Турции приняли новую Конституцию и президентом страны стал генерал Эврен – лидер военных, совершивших переворот 1980 года. Страна нуждалась в экономических реформах (была высокая безработица, курс лиры упал в 3 раза) и проводить реформы поручили Тургуту Озалу, который с 1983 года стал премьер-министром, а с 1989 года – президентом республики. Так началась «турецкая перестройка», очередная либерализация. Как и российские реформаторы конца 1980-1990-х, Озал поставил себе целью уход от государственной экономики, приватизацию предприятий, поддержку бизнеса и интеграцию в мировую экономику (и, как и Гайдар с Чубайсом, своим политическим кумиром считал Маргарет Тэтчер). Вот только реформы его оказались гораздо успешнее горбачевско-ельцинских – страна не распалась, а экономика стала развиваться (правда, порождая социальные проблемы, типичные для неолиберальных преобразований).
Созданная Озалом «Партия отечества» характеризовала себя как консервативную, но это был консерватизм в том же смысле, в каком говорят, например, о британских консерваторах, то есть праволиберальный консерватизм, не исключающий, а подразумевающий политическую демократию (впрочем, в случае Турции – достаточно умеренную). При премьер-министре, а затем и президенте Озале были отменены статьи Уголовного кодекса о судебном преследовании за коммунистическую деятельность, разрешено легальное существование левых партий (и возникли Социалистическая партия, Социал-демократическая народная партия и т.д.). Было покончено с госмонополией на радио- и телевидении. Курдам разрешили общаться на родном языке, праздновать свои национальные праздники (до этого курды были лишены всего этого, ибо официально их следовало считать «горными турками»). Озал стремился мирным путем разрешить «курдский вопрос» (он сам был отчасти этнический курд и имел хорошие связи в курдской диаспоре). Все это можно охарактеризовать как умеренную демократизацию. Мы думаем, что позволительно при известных оговорках провести параллели между Озалом и последним генсеком КПСС и президентом СССР Михаилом Горбачевым (Озала и называли «турецкий Горбачев»[18]). Ведь Горбачев тоже пытался провести либеральные реформы в экономике и политике своей страны, тоже стремился решить национальные проблемы путем предоставления некоторых свобод нерусским народам СССР, и тоже, как и Озал, имел репутацию западника и друга Америки. Но как известно, в ходе перестройки в СССР процессы вышли из-под контроля Кремля, экономическая реформа провалилась, широкие политические свободы привели к хаотизации общества, послабления в национальном вопросе породили сепаратизм. К власти пришли крайние западники и сепаратисты, выступавшие за выход своих республик из состава СССР (это касалось и РСФСР, и ее лидера Б.Н. Ельцина, который стал главным оппонентом Горбачева). Советский Союз в 1991 был распущен лидерами России, Украины и Белоруссии.
Турция в начале 1990-х тоже столкнулась с проблемой соперничества разных политиков, напоминающей соперничество Горбачева и Ельцина (имеется в виду «неустойчивая коалиция» Озала, Демиреля и Э. Инёню), но турецкая государственность выдержала это испытание.
В 1993 году Озал умер и президентом стал Сулейман Демирель (уже возглавлявший правительство в 1960-е). Он представлял правоцентристскую «Партию верного пути» и был умеренным проамериканским политиком, также сторонником либеральных экономических реформ. Как известно, российские неолибералы – Ельцин, Гайдар, Чубайс в это же время проводили приватизацию в РФ. Они провели ее крайне грубо и нанесли огромный ущерб экономике страны. Одной из причин было то, что Верховный Совет, который стоял на умеренно-левых позициях и желал более щадящей приватизации, был устранен Ельциным (он приказал его распустить, а затем и расстрелять из пушек). В Турции энтузиазм консерваторов-неолибералов ограничивали социал-демократы, которые выступали за социальное государство на базе кемализма. Но 90-е в Турции, как и России оказались тревожными: экономический кризис, усиление исламистов (их «Партия благоденствия» – «Рефах» – победила на выборах 1995). С 1995 по 2003 продолжался период нестабильных коалиционных кабинетов. В юго-восточной Анатолии у турков была «своя Чечня» – там правительственные войска боролись с курдскими партизанами. Тем не менее Турции удалось избежать нового военного переворота (хотя в 1997 году турецкий Генштаб, обеспокоенный нападками исламистов на кемализм, вынес им предупреждение, а затем под давлением армии Конституционный суд запретил партию «Рефах» и запретил заниматься политической деятельностью лидеру исламистов Эрбакану).
Как же складывались отношения между Турцией и СССР (потом – РФ) в период со второй половины 1980-х до начала 2000-х? Озал, а потом Демирель все больше склонялись в сторону пантюркистских проектов. В 1991 году, когда СССР распался и на карте мира появились независимые Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан и т.д., президент Озал с восторгом заявил, что наступило «столетие турок». В Турции стали с воодушевлением рассуждать о создании «Великого Турана». Президент Озал поощрял стремление новых тюркских государств к копированию турецкой модели. Он заявлял: «мы можем оказать помощь и в налаживании системы государственного управления по турецкому образцу»[19]. В 1992 году состоялась встреча глав шести тюркоязычных государств бывшего СССР (Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении) и Турции, а которой было принято решение о политическом и экономическом сотрудничестве. Турецкие вузы стали выделять стипендии для выходцев из бывшего СССР: «Уже к 2000 г. в Турции обучалось 18 600 тюркоязычных … слушателей». В тюркских республиках постсоветского пространства стали открываться совместные университеты (например, Киргизско-турецкий университет Манас), турецкие лицеи (в том числе и в тюркских республиках России). Под их крышей часто работала и турецкая разведка, и исламистские организации. Турция активно поддерживала протурецких политиков и общественных деятелей на территории бывшего СССР и в РФ, в Турецкой республике были организованы курсы для чиновников из стран «тюркского мира»[20].
Разумеется, подобная деятельность плохо вписывалась в парадигму дружбы и сотрудничества, налаженного в 1960-70е гг. Фактически речь шла о соперничестве между Россией и Турцией за влияние на постсоветском пространстве и даже о тихом, прикрытом словами о культурном взаимодействии тюркских народов, вмешательстве во внутренние дела Российской Федерации.
К этому необходимо добавить, что Турция и Россия занимали в 1990-е противоположные позиции по ситуации в Нагорном Карабахе и Абхазии. Не секрет, что во время первой и второй чеченских войн, Турция если не де юре (Турция так и не признала самопровозглашенную «Ичкерию»), то де факто поддерживала «ичкерийских» сепаратистов. На территории Турции располагались лагеря для подготовки сепаратистов, через которые прошли около 5 тысяч человек[21]. В Турции лечились раненые сепаратисты. Турецкая общественность собирала деньги для «независимой Ичкерии». В Грозном эпохи Дудаева и Масхадова работали турецкие военспецы и представители турецкой разведки. Осуществлялась и пропагандистская поддержка, в основном – в «правых» СМИ, но иногда – и на официальном уровне. В 1996 г. в Стамбуле был открыт парк имени Д. Дудаева, на церемонии выступил мэр города (которым тогда был Р.Т. Эрдоган). Это не могло не возмущать руководство России, каким бы проамериканским и пронатовским оно тогда ни было. В 1996 г. на встрече министра иностранных дел Турции с премьер-министром России Виктором Черномырдиным и с министром иностранных дел Евгением Примаковым последовали взаимные обвинения (турки обвинял Россию в поставе оружия грекам-киприотам)[22]. В 1999 г. на стамбульском саммите прозвучали резкие заявления со стороны президента РФ Ельцина и С. Шойгу – тогда главы МСЧ.
Итак, в очередной раз эпоха либерализации стала эпохой расстройства росийско-турецких отношений.
Правда, нельзя не признать, что на 1990-е гг. пришелся пик торговли между Турцией и Россией, но торговля эта была очень специфической. Если в 1970-е -1980-е Советский Союз поставлял Турции машины, технологии, предоставлял специалистов для строительства заводов и ГЭС, а взамен получал сельхозпродукцию, то теперь в Россию поехали турецкие строители, поставлялась продукция легкой промышленности, а Россия поставляла южной соседке … газ и уголь.
2.7.Эпоха Эрдогана и Путина: поворот к сотрудничеству
В 2002 г. на выборах в Турции победила Партия справедливости и развития и ее основатель – Реджеп Тайип Эрдоган в 2003 году стал премьер-министром. Партия повторила свой успех на выборах 2007 и 2011 гг. и Эрдоган сохранил свой пост, а в 2014 он стал президентом Турции и был переизбран на этот пост в 2018 и 2023 гг.
В России на это время пришлось правление В.В. Путина (президент с 2000 по 2008, премьер-министр с 2008 по 2012 президент с 2012 по сей день). Сходство в политических образах и даже судьбах этих двух политиков поражает[23]. Они – представители одного поколения (Эрдоган младше Путина на год с небольшим). Турецкий президент родился в старой имперской столице – Стамбуле, в не очень богатой семье (его отец был простым моряком, служившим в береговой охране). В детстве Эрдоган нуждался и был вынужден подрабатывать, продавая на улице лимонад и булочки. Подростком он увлекался спортом – футболом и даже мог похвастаться приглашением из клуба «Фенербахче». Эрдоган получил экономическое образование в университете Мармара и занявшись политикой, стал мэром Стамбула, каковой пост стал для него трамплином в высшие сферы власти.
Владимир Путин также родился в старой имперской столице России – Ленинграде-Петербурге. Он тоже – выходец из простой семьи (его родители были рабочими), тоже в детстве знал бедность и тоже в подростковом возрасте увлекся спортом (только это было дзюдо). В советские времена он служил в КГБ СССР (где получил на всю жизнь «заряд» государственничества и патриотизма и поэтому эту службу сравнивают с религиозным образованием Эрдогана), но затем, в годы перестройки занялся политикой (и защитил диссертацию по экономике!) и тоже попал в мэрию «старой столицы» России. Оттуда он перешел в Москву и стал преемником президента Ельцина.
И турецкий, и российский политики – твердые приверженцы «традиционных ценностей» (соответственно – исламских и православных), схож и их электорат – патерналистское население деревень и малых городов, не очень-то любящее либерально настроенных жителей мегаполисов.
В политической биографии обоих политиков можно выделить два периода – либеральный и консервативный и есть четкая черта, разделяющая их и связанная с определенным «роковым» событием. Премьер-министр Эрдоган, будучи умеренным исламистом, тем не менее до 2016 года придерживался проевропейской ориентации, прилагал усилия для вступления Турции в ЕС, поддерживал Альянс цивилизаций – организацию, стремившуюся сблизить позиции Запада и исламского мира, участвовал в форумах в Давосе. Газета «European Voice» объявила его даже «лучшим европейцем 2004 года».
Все изменилось в 2010-е. Сначала был «звоночек» – бунт западнической молодежи на площади Таксим, с которым Эрдогану удалось справиться при помощи «силовиков». В 2016 же году Эрдогана уже предали представители близкого круга – «силовики»-военные. По версии турецкого президента, за ними стоял живший в США исламский проповедник Гюлен (умер в 2024 г.). Была предпринята попытка военного переворота, в ходе которого Эрдогана планировали убить. Законному лидеру Турции удалось чудом спастись, погибли два его охранника. Подавив бунт и отправив заговорщиков в тюрьму, Эрдоган провел жесткую «чистку» в армии и госаппарате. В стране три года было чрезвычайное положение, объявлялся референдум о внесении изменений в Конституцию. Все это вызвало недовольство Запада, охлаждение отношений Турции с Евросоюзом, поиск Турцией нового пути развития и сближение ее с Россией.
Схожая политическая траектория была у В.В. Путина. Придя к власти, он продолжал курс своего предшественника, пытаясь при этом, правда, избавиться от зависимости от ельцинских олигархов и укрепляя «вертикаль власти». Россия закрыла станции слежения на Кубе и во Вьетнаме, поддержала США после теракта 11 сентября 2001 года, не возражала против присутствия военной базы США в бывшей советской Центральной Азии. Тем не менее расширение НАТО на восток, по резонным причинам раздражавшее Россию, продолжалось. Кроме того, Запад откровенно поддержал смену режимов в Грузии и на Украине («революцию роз» и «оранжевую революцию»), которые привели к власти в этих странах антироссийские силы. Обеспокоенность Москвы всем этим была ясно высказана в Мюнхенской (2007) и Валдайской (2014) речах Путина, однако Запад ее проигнорировал.
Решающими аргументами для антизападного поворота Кремля стали два события: попытка «Болотной революции» в Москве и «Евромайдана» в Киеве. Кремль это расценил как однозначную попытку Запада свергнуть нынешнюю российскую власть и прибрать к рукам «буферную территорию» между Россией и Западом. Думается, «Болотная революция» для Путина была тем же чем площадь Таксим в 2013 и попытка переворота 2016 года для Эрдогана[24].
При этом отношения России и Турции в либеральный период правления Эрдогана складывались не то чтобы плохо, но и временами конфликтно. В 2000-е Турция продолжала наращивать «мягкую силу» на территории Центральной Азии и тюркских республик РФ. В 2006 г. в Анталии состоялся Международный тюркский курултай. В 2009 г. возник Тюркский совет (позднее переименованный в Организацию тюркских государств). На территории России (прежде всего, в Татарстане и Башкортостане) продолжали действовать турецкие лицеи. Причем, занимались этим организации проповедника Гюлена, который потом станет врагом Эрдогана.
Пик конфронтации Турции с Россией пришелся на 2015 год (хотя процесс был неоднозначным и с 2009 года наметилось и разновекторное партнёрство[25] – заметим, что это произошло после Мюнхенской речи Путина). Отношения обострились после «арабской весны» и особенно после того, как Россия приняла решение поддержать сирийского лидера Асада. Уровень отношений приблизился к «точке заморозки» после того, как российский бомбардировщик СУ-24М был сбит ракетой, выпущенной турецким истребителем F-16C близ сирийско-турецкой границы. Командир истребителя Олег Пешков катапультировался и приземлился на парашюте на сирийской территории, но был убит повстанцами из антиправительственных формирований. Турецкие летчики выполняли приказ премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, согласно которому все военные самолеты, оказавшиеся в воздушном пространстве Турции, должны быть уничтожены[26].
Россия ответила санкциями – ограничениями на работу турецких компаний, на поездки туристов в Турцию и на экспорт товаров. Была прекращена работа турецких культурных организаций в регионах России. Фактически все работа в области «мягкой силы», проводимая турецкими пантюркстами начиная с 1990-х была обнулена.
Через полгода почти замороженных отношений Эрдоган написал личное письмо Путину, после чего началась разморозка. Турция принесла извинения, протурецкий боевик Челик, который убил российского летчика, отправился в тюрьму, летчики турецкого самолета были арестованы (правда, по обвинению в участии в военном перевороте).
Однако окончательный поворот в росийско-турецких отношениях произошел в 2016 году. По некоторым данным именно Москва предупредила Эрдогана о готовящемся перевороте, и он успел вовремя покинуть резиденцию (хунта планировала его физически уничтожить). Не менее важной оказалась дипломатическая поддержка Москвы в условиях, когда Запад стал обвинять Эрдогана в попрании демократии и исключил перспективы вступления Турции в Евросоюз. Турция ответила в 2022 году отказом от однозначного осуждения России за начало СВО и от санкций. Весной 2022 Турция предоставляла площадку для мирных переговоров между Россией и Украиной. Торговля с Турцией помогла России выдержать удар экономических санкций Запада. Наконец, реализуется эконмическое сотрудничество («Турецкий поток», строительство, строительство АЭС «Аккую»). Не будет преувеличением сказать, что нынешнее сотрудничество России и Турции заставляет россиян вспомнить о лучших временах сотрудничества двух стран – 1930-е и 1970-е гг.
Конечно, историческая реальность сложна, и любая модель несколько ее упрощает. Но тем не менее, в целом история России и Турции после революций, превративших их в республики, подтверждает нашу гипотезу. Гипотеза миролюбия авторитарных периодов и конфликтогенности либеральных подтверждается.
Выразим это в виде таблиц.
Таблица 3
Периоды консервативной модернизации | Мирные инициативы |
Россия и СССР: эпоха Ленина и Сталина (до середины 1930-х гг.) Турция: эпоха Мустафы Кемаля Ататюрка | Тесное сотрудничество в военной, политической, экономической и культурных сферах |
Эпоха позднего Сталина в СССР и президента Инёню в Турции | На фоне взаимного недоверия и территориальных претензий невступление Турции во 2 мировую войну на стороне Германии, |
Эпоха Брежнева-Андропова-Черненко (1964-1984) в СССР и эпоха между военными переворотами 1960 и 1980 гг. в Турции | Снятие территориальных претензий, сближение, широкое экономическое сотрудничество |
Эпоха Путина (особенно после 2012) в России и Эрдогана (особенно после 2016) в Турции | Всестороннее сотрудничество в политике и экономике |
Таблица 4.
Периоды либеральной модернизации | Росийско-турецкие отношения |
В России – либерализация позднего Николая Второго (1905-1917), правление февралистов (март – ноябрь 1917) и правительства Колчака и Деникина (1918-1920) В Турции – правление «младотурков» (1908-1918) | Первая мировая война (1914-1918), в ходе которой Турция была на стороне «Тройственного союза», а Россия – на стороне Антанты («последняя русско-турецкая война»). Военные действия Энвера-паши в советской Средней Азии |
Хрущевская «оттепель» в СССР (1954-1964) и правление «Демократической партии» в Турции (1950-1960) | Взаимное недоверие, кризис 1957 года и угроза атомной войны |
Горбачевская перестройка в СССР (1985-1991), ельцинские либеральные реформы в России (1992-1999) и либеральные реформы Озала и Демиреля в Турции | Взаимное недоверие, пантюркистская «мягкая сила» Турции, различные позиции по чеченскому и кипрскому кризисам |
[1] Призыв к молитве, который перед намазом читает муэдзин с минарета мечети
[2] Кадыров Р.Р. Турецкая республика в 50-е гг. ХХ века: проблемы социальных и экономических реформ// Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Том 151. Том 2, ч. 1, 2009. С. 210-211.
[3] Еремеев Д.Е. История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней. М., 2017. С. 235.
[4] Там же С. 237.
[5] Сотниченко Александр Советско-турецкие противоречия в 1945-1950 гг. в условиях формирования Ялтинской системы международных отношений. URL: https://statehistory.ru/5550/Sovetsko-turetskie-protivorechiya-v-1945-1950-gg–v-usloviyakh-formirovaniya-YAltinskoy-sistemy-mezhdunarodnykh-otnosheniy/ (дата обращения – 14.01.2025)
[6] Еремеев Д.Е. История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней. М., 2017. С. 225.
[7] Еремеев Д.Е. История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней. М., 2017. С. 242.
[8] Там же, С. 240
[9] Андреев Сергей «”Ядерный Никита”: Зачем Хрущёв хотел уничтожить Турцию атомной бомбой» // URL: https://life.ru/p/1446137 (дата обращения – 14.01.2025)
[10] Еремеев Д.Е. История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней. М., 2017. С. 255.
[11] Там же, С. 258-259.
[12] Кайгусуз Джумхур Турецко-советские отношения в контексте международной военно-политической конфронтации (1920-1991 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Нижний Новгород 2017 С. 95-96.
[13] Там же, С. 103.
[14] Кайгусуз Джумхур Турецко-советские отношения в контексте международной военно-политической конфронтации (1920-1991 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Нижний Новгород 2017 С. 104.
[15] Кайгсуз Джумхур Особенности советско-турецких экономических отношений в 1960-е гг.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 3 С. 32.
[16] Широкорад А.Б. Турция. Пять веков противостояния. URL: https://history.wikireading.ru/135630 (дата обращения – 14.01.2025)
[17] Калугин П.Е. Историческая динамика российско-турецких взаимоотношений в экономике и энергетике// Известия Иркутского государственного университета Серия «История» 2015. С. 45.
[18] Савин Д.А. Тургут Озал: человек и политик (по материалам англо-американской печати) Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ярославль, 2012. С. 4.
[19] Надеин-Раевский В.А. История пантюркизма и его современные сторонники. Часть 2. Новый этап пантюркистских надежд Перспективы. Электронный журнал №2 – 2022.
[20] Там же
[21] Балмасов Сергей «Все годы «дружбы» Турция вела подрывную деятельность внутри России» URL: https://www.politrus.com/20151212/russia-turkey-8/ дата обращения – 14.01.2025)
[22] Бдоян Б.Д. Периоды трансформации в российско-турецких отношениях Вестник МГИМО-Университета. 2017. 4(55) С. 169.
[23] Осипов Илья «Долгое эхо друг друга: чем похожи Реджеп Эрдоган и Владимир Путин». URL: https://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/309529-dolgoe-ekho-drug-druga-chem-pokhozhi-redzhep-erdogan-i-vladimir-p (дата обращения – 14.01.2025)
[24] Разумеется, между двумя политиками есть не только сходства, но и различия, но мы сейчас занимается не анализом их политических типажей, а анализом отношений Турции и России.
[25] Бдоян Б.Д. Периоды трансформации в российско-турецких отношениях // Вестник МГИМО-Университета. 2017. 4(55) С. 165.
[26] Мертвая петля. Как российский Су-24 оказался у турецкой границы URL: https://www.rbc.ru/politics/24/11/2015/56546eb19a7947f237578ba8 (дата обращения – 14.01.2025)