
Прокси-разведка
Прокси-разведка – это оказание разведывательных услуг негосударственными разведывательными акторами в интересах государственного заказчика (как правило, государственного разведывательного актора или высшего руководства страны как напрямую, так и через агентов влияния). Прокси-разведка ведется как коммерческими компаниями, так и некоммерческими организациями (фондами, НКО).
Вместе с тем, если рассуждать о «proxy intelligence» именно как о разновидности аутсорсинга, то нельзя говорить об использовании актора «втемную», потому что, получая государственный контракт, частный подрядчик знакомится с целями и задачами сотрудничества.
Под разведывательными услугами (РУ) стоит понимать высокоинтеллектуальный сервис по информированию (снятию неопределенности при принятии управленческого решения) заказчика или дезинформированию (с целью оказания выгодного влияния на представляющие интерес области) как потенциального, так и реального противника, конкурента, соперника.
Разведывательная услуга – это сервис, который может быть оказан провайдером разведывательных услуг (ПРУ) как самостоятельно, то есть без использования вспомогательных технологических инструментов, полагаясь лишь на свои компетенции, знания, опыт, так и с помощью специализированных разведывательных решений.
Под разведывательным решением (РР) подразумевается такая сфера деятельности, которая своей целью ставит инструментальное, техническое, технологическое, финансовое и иное сопровождение и поддержку оказания разведывательных услуг.
Схема 1. Разведывательные услуги

Все разведывательные услуги можно коротко охарактеризовать как информирование заказчика и дезинформирование противника. При этом под информированием подразумевается предоставление как данных, так и информации и синтез на их основе новых знаний, аналитических выводов, форсайта (прогнозирование). Дезинформирование противника осуществляется также на трех уровнях:
1. Дезинформирование общества.
2. Дезинформирование экспертного сообщества, ЛОМов (лидеров общественного мнения).
3. Дезинформирование ЛПР (лица, принимающие решения).
Очевидно, что в современных конфликтах государственные разведывательные акторы США не имеют такой гибкости в действиях как их коммерческие подрядчики. Во многом это связано с радом причин:
1. Серьезный контроль законодательной власти над разведывательным сообществом и «прозрачность» в их деятельности.
2. Ограниченность в бюджете.
3. Наличие дипломатических и репутационных последствий в случае разоблачения разведывательной активности в стане про- тивника.
4. Требование значительных компетенций, которые растут достаточно быстро и за которыми государственные акторы, в отличие от частных, явно не успевают.
Все это привело к формированию еще в XIX веке в США отрасли частной разведки, которая на сегодняшний день является самой капиталоемкой в отличие от аналогичных отраслей других стран.
Классификация разведывательных акторов США
Схема 2. Классификации разведывательных акторов

Государственные разведывательные акторы – органы государственной разведывательной системы, прямо подчиняющиеся главе государства, применительно к США – ЦРУ (Центральное Разведывательное Управление – Central Intelligence Agency, CIA), АНБ (Агентство Национальной Безопасности – National Security Agency, NSA), или подчиняющиеся главе государства через руководителя ведомства, например – РУМО (Разведывательное Управление Министерства Обороны – Defense Intelligence Agency, DIA).
Классификация государственных разведывательных акторов США
Государственные разведывательные акторы – акторы разведывательной деятельности, полностью подконтрольные государственным институтам.
Специализированные государственные разведывательные акторы (СГРА) – ведомства, целями и задачами которых являются сбор и анализ разведывательной информации. Деятельность государственных специализированных разведывательных акторов регулируется законами государства, нормативными документами, актами, положениями, например, применительно к ЦРУ – «Законом о ЦРУ 1949 года». В США применительно к СГРА упоминается термин – «Разведывательное сообщество США», в которое входит 17 разведывательных служб.
Мимикрирующие государственные разведывательные акторы – государственные организации, чья деятельность направлена на иные задачи и функции, например, продвижение демократии, продвижение гласности, развитие политической конкуренции в третьих странах, чьи действия, так или иначе направлены на выполнение разведывательных задач, таких как вербовка и «выращивание» агентов влияния; проведение информационных операций; сбор и анализ ин- формации об устройстве политической системы в регионе и т.п. К таким организациям можно отнести Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Все мимикрирующие акторы подчиняются главе государства через курирующие их ведомства, например, USAID – через Государственный Департамент США. Деятельность государственных мимикрирующих разведывательных акторов может регулироваться как Указом Президента (например, применительно к USAID), так и ведомственными нормативными актами, приказами и т.п.
Классификация негосударственных разведывательных акторов США
Негосударственные разведывательные акторы – частные организации, как коммерческие, так и некоммерческие, в составе учредителей которых отсутствуют государственные органы власти, и чья деятельность прямо или косвенно связана с проведением разведывательных операций по сбору и анализу информации или ее распространению, или созданию инструментов для реализации этих функций.
Коммерческие разведывательные акторы – субъекты предпринимательской деятельности, сфера услуг которых включает в себя:
сбор и анализ информации, распространяемой по открытым каналам связи;
сбор информации с применением различных методов у людей (источников);
синтез знаний о рисках, угрозах и возможностях;
научно-техническая разведка;
разработка систем сбора и анализа информации, систем распространения информации, аналитических систем с использованием искусственного интеллекта, систем киберразведки, систем прогнозирования и т.п;
проведение активных информационных мероприятий;
обучение технологиям сбора и анализа информации, технологиям распространения контента, технологиям манипуляции в открытых каналах связи, технологиям ведения киберопераций и т.п.
Деятельность коммерческих разведывательных акторов лежит исключительно в правовом поле, то есть применение незаконных методов и технологий выведывания информации, таких как прослушивание телефонных переговоров, взлом электронного ящика, пытки, шантаж и т.п. – недопустимо, за исключением согласованных с СГР спланированных действий при участии в тайных операциях на территории третьих стран.
Стоит отметить, что ни в одной стране частные разведывательные акторы не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, США в данном случае не исключение.
Классификация коммерческих разведывательных акторов:
Провайдеры разведывательных услуг (ПРК) – предприятия, специализирующиеся исключительно на РУ. В свою очередь, ПРК можно разделить на:
Фабрики мысли (мозговые центры, think tank) – предприятия (аналитические центры), специализирующиеся на синтезе знаний о рисках, угрозах и возможностях как в интересах деловой сферы, так и в интересах геополитики и национальной безопасности. Яркие представители таких акторов: RAND Corporation; Team B.
Частные разведывательные компании (private intelligence company) – организации, специализирующиеся на полном спектре разведывательных услуг, от добычи данных и информации, ее обработки, до синтеза знаний, аналитических выводов, форсайте (прогнозе), способные на проведение активных информационных мероприятий. Могут аккумулировать в себе смежные компетенции, например, такие как у поставщиков разведывательных решений, а именно: разработка инструментов, технологий и программно-аппаратных решений. Представители таких акторов: CACI International Inc.; Kroll Inc.;
В этом классе отдельно можно выделить квазигосударственные разведывательные группы – частные разведывательные компании, созданные по тайной инициативе специальных государственных разведывательных акторов, но «де-юре» никаким образом к ним не относящиеся. Как правило, существование таких организаций строго засекречено, и об их деятельности становится известно спустя десятилетия, и благодаря рассекреченным документам, либо в ходе разоблачения, утечки или какого-то громкого скандала. Яркие представители таких акторов: The Pond; The Gehlen Organization; Task Force.
Поставщики разведывательных решений (intelligence solution) – разработчики прикладных решений по сбору и анализу информации, синтезу знаний, прогнозированию и т.п. Яркие представители таких акторов: PalantirTechnologiesInc.; Itek Corporation; Booz Allen Hamilton Inc.
Мимикрирующие частные разведывательные компании – частные коммерческие организации, чья деятельность направлена на предоставление иных услуг или производство продукта, не связанного напрямую с разведывательным сервисом. Как правило, разведывательные услуги у таких организаций являются побочным видом заработка. Например – частные военные компании, предоставляющие услуги военного консалтинга, сопровождения вооруженной охраны, охраны промышленных объектов в горячих точках и т.п. Яркие представители таких акторов: Xe Services LLC; American Business ConsultingInc.
Некоммерческие разведывательные акторы – негосударственные, некоммерческие фонды или организации. Яркие представители таких акторов: Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy, NED); Vernon Fund.
Вывод: негосударственные разведывательные акторы в США стали полноправным участником процесса принятия политических решений применительно как к внешней, так и к внутренней политике США. Недаром, журналист и исследователь отрасли частной разведки Тим Шоррок в своей статье заявил: «Эта безотчетная олигархия шпионов контролирует информацию, которой руководствуются наши военные и гражданские лидеры».
Литература и источники:
1. Стригунов К.С., Манойло А.В. Фундаментальный механизм и законы неклассической войны // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 4.
2. Tim Shorrock. Spies for hire. New York.: Simon & Schuster, 2008 439 c.
3. Ромачев Р.В. История частной разведки США. М.: Горячая линия – Телеком, 2022.
4. Сноуден Э. «Личное дело». М.: Эксмо, 2020.
5. Ромачев Р.В. «USAID», Р-Техно, 2022, https://r-techno.com/files/ USAID.pdf.
6. Ромачев Р.В., Антонов Р.О., Атланов К.Н., Гайдар О.С., Сперанский Д.В. «NED», Р-Техно, 2022, https://r-techno.com/files/NED.pdf
7. Tim Shorrock. «5 Corporations Now Dominate Our Privatized Intellgence Industry». https://www.thenation.com/article/archive/five-corporations-now- dominate-our-privatized-intelligence-industry/«The Nation» 08.09.2016 г.
Роман Владимирович Ромачев