Аннотация: Статья посвящена обоснованию актуальности проблемы целеполагания в информационном обществе и рассмотрению общенаучного потенциала метода системного целеполагания, известного под названием «дерево целей». Выявив преимущества использования «дерева целей» на примере деятельности современной организации, автор делает вывод о необходимости включения данной технологии в аналитический инструментарий российской науки и практики.

Ключевые слова: информационное общество, цель, целеполагание, «дерево целей», аналитика, аналитический метод.

Информационное общество, в котором все мы сегодня живём, представляет собой качественно новый тип социального бытия. Внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы социальной жизнедеятельности, новая роль информации в политике, экономике, науке, колоссальное увеличение свободы и ответственности гражданского общества – всё это требует соответствующего обновления методологии исследования современного социума [5, 6]. Гораздо более значительную роль в системе нового аналитического инструментария должны играть, на наш взгляд, общенаучные методы, в том числе методы целеполагания. Без применения последних невозможно ни обоснованное стратегическое планирование, ни эффективное развитие отдельных сфер информационного общества. Интересно, что учёные, целенаправленно исследовавшие причины краха СССР, отмечают в качестве одной из них отсутствие в системе государственного управления научного целеполагания (которое, по их мнению, носило скорее «натурфилософский», нежели рационально-прагматический характер) [4, с. 5].

Не менее актуальна правильность постановки долговременных целей и формулирования конкретных задач и для отдельного человека, особенно профессионально связанного с принятием управленческих решений, ведь при стремительном увеличении объёма информации, плотности её потоков и скорости распространения у каждого из нас остаётся всё меньше времени для оценки ситуации и принятия правильного решения.

Среди современных методов целеполагания особого внимания заслуживает аналитическая технология, вошедшая в научный обиход под названием «дерево целей»: её универсальный и ярко выраженный практический характер позволит ей, как нам кажется, найти широкое применение в самых различных сферах жизнедеятельности человека и общества – от стратегического планирования развития страны до организации деловой активности отдельного работника.

Целеполагание является важнейшим атрибутом и условием деятельности любой организации – отправной точкой планирования её развития, основой организационных отношений, способом активизации межличностного сотрудничества и повышения мотивации, инструментом контроля и оценки труда [9, 10, 11]. То же самое можно сказать и об отдельной личности: человек, не имеющий чётких жизненных целей, рискует стать жертвой депрессии или адептом деструктивных форм поведения. Несмотря на сведение некоторыми исследователями процесса целеполагания в основном к поведению отдельных индивидов [7], большинство современных специалистов в области теории организации рассматривают постановку целей как одно из системных качеств само- организованного социального целого.

Можно привести множество примеров нежелательных результатов и отрицательных последствий для деятельности организации неопределённости в формулировке её целей или даже незначительного их смещения:

  • Ошибочный выбор стратегических направлений может привести к значительным материальным потерям, а в отдельных случаях и к полному краху организации.
  • Отсутствие у организации эффекта синергии, сплочённости и общих устремлений (ввиду отсутствия единой ориентации) может стать причиной падения эффективности труда, снижения работоспособности людей, ухудшения трудовых показателей.
  • Несогласованность в трактовке целей способна нарушить коммуникацию между членами организации;
  • Непонимание работниками целей развития организации снижает уровень их мотивации.

Итак, цель – это желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. В условиях организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов. Это означает, что изначально цель возникает в результате определения мотива или потребности, но окончательно образуется только при оценке пути к её достижению, то есть определения возможностей и ресурсов. При этом результат может отличаться от изначальной цели, так как следование пути к достижению цели уже само по себе является результатом. В организации целеполагание выполняет следующие основные функции:

  • Когнитивные, или познавательные, функции. По мнению специалистов в области научного управления, именно эти функции являются главными, поскольку несут в себе основной аналитический потенциал: правильно поставленная цель может помочь определить ресурсы, сделать прогноз и оценить развитие организации. При этом «дерево целей» расширяет эти функции: с помощью этого метода возможно рассматривать не только каждую цель в отдельности, но и прослеживать связи между ними.
  • Распределительные функции. В условиях ограниченных ресурсов для выживания организации крайне важно уметь расставлять приоритеты и направлять силы в нужном направлении. Правильно поставленные цели помогают оценить затраты и результаты для конкретной задачи. Как будет показано далее, именно метод «дерева целей» – метод разделения задачи на подзадачи – позволяет определить порядок выполнения подцелей и оптимальный путь достижения главной цели. Это становится возможным благодаря тому, что разные подцели можно поручить выполнять различным командам внутри организации при сохранении ориентации последней на главный, общий результат.
  • Функции идентификации. Идентификацией в психологии называется сопоставление индивидом себя с каким-либо другим индивидом или идеалом. Идентификация является основой психической деятельности человека – с самых первых дней жизни ребёнок начинает идентифицировать себя со своими родителями. Применимо к организациям крайне важно, чтобы цели и устремления их участников совпадали с целями и стремлениями самой организации. Таким образом цели выполняют свою идентификационную функцию, удовлетворяя потребность человека в самореализации. На этот факт обращает внимание популярный американский психолог Дэниел Гоулман [1, 2, 3]. Метод «дерева целей» помогает выполнять эту функцию, так как позволяет отдельным рабочим группам идентифицироваться с целями (подцелями главной цели), поставленными конкретной команде, что позволяет получить удовлетворение от работы большему числу работников.

Цели выполняют также функции мотивации, преобразования (как самой системы, так и её внешней среды), формирования определённого эмоционального состояния коллектива, идеологические, символические функции (цели являются «визитной карточкой», «лицом». организации).

«Дерево целей». Римскими цифрами обозначены уровни, арабскими – сами цели. 1 – главная цель.

Другими словами, «дерево целей» – это некая иерархическая структура, включающая в себя все цели системы, распределённые по уровням: уровень главной цели и подцелей 1-го, 2-го и последующих уровней.

Построение «дерева целей» предполагает следующие этапы:

  1. Формулировка главной цели. (Например, увеличение объёма продаж фирмы на 30% к определённому сроку);
  2. Разбиваем главную цель на подцели, то есть те цели, реализация которых приведёт к достижению главной цели;
  3. Повторяем пункт № 2 применительно к следующему уровню целей, то есть определяем подцели подцелей главной цели.

При построении «дерева целей» следует учитывать главный принцип: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие исходной цели.

Основными преимуществами данного метода в современной аналитической и управленческой практике являются, на наш взгляд, следующие:

  • Универсальность метода: «дерево целей» может быть построено как для крупной организации, так и для конкретного индивида, и в любом случае будет полезно для планирования задач.
    • Простота освоения и использования: для построения «дерева целей» необходимо руководствоваться всего одним лишь вышеупомянутым принципом и тремя основными шагами.
    • Возможность представления метода как в электронном, так и в бумажном формате: «дерево» можно построить, где угодно, – и в электронном формате, и на маркерной доске в офисе, и в школьной тетради.
    • Возможность анализа: «дерево» помогает анализировать варианты и пути достижения главной цели.
    • Возможность распределения задач по рабочим группам в организации: каждую подцель можно делегировать разным рабочим группам в зависимости от поставленных задач, поскольку большинство долговременных целей требуют участия различных команд и людей с разными компетенциями.
    • Упрощение планирования задач: наглядность «дерева целей» помогает проследить и выстроить их иерархию.
    • Упрощение реализации главной цели: выделение у целей подцелей уже само по себе является определением пути к основной цели.

Таким образом, «дерево целей» является достаточно простой и в то же время крайне полезной аналитической техникой, владеть которой должен каждый современный аналитик, организатор, управленец. Данный метод помогает грамотно планировать задачи, распределять ресурсы, разрабатывать управленческие решения, повышает эффективность целеполагания, и поэтому должен занять достойное место в российской науке и управленческой практике.

Литература и источники

  1. Галаганова С.Г. Синтетические образовательные технологии: российская идея и зарубежная практика // Материалы Международной научно- практической конференции «Наука и образование XXI века». Уфа: Научный центр

«Aeterna», 2014. С. 81–83.

  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 512 с.
  • Гоулман Д. Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе. М.: АСТ, 2017. 384 с.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 544 с.
  • Кара-Мурза С. Кризисное обществоведение. Ч. 1. М.: Научный эксперт, 2011. 464 с.
  • Курлов А., Петров В. Методология информационной аналитики. М.: Проспект, 2019. 366 с.
  • Курносов Ю. В., Конотопов П. Ю. Аналитика. М.: РУСАКИ, 2004. 512 с.
  • Ремарчук В.Н. Социальные технологии как инструмент разрушения субъектности государства // Гуманитарный вестник. 2016. № 12 (50).
  • Роббинз С. Основы организационного поведения. М.: Вильямс, 2006.

448 с.

  1. Теория организации / Под ред. Т. Клеминой. М.: Высшая школа менеджмента, 2010. 573 с.
  2. Теория организации и организационное поведение / Под ред. Г. Латфуллина, О. Громовой, А. Райченко. М.: Юрайт, 2017. 480 с.
  3. Третьякова Е. Теория организации. М.: КноРус, 2016. 224 с.
  4. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г. и др. М.: Экон-Информ, 2019.

Коржавин Ф.В., студент группы СГН3‐81 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

Научный руководитель: Галаганова С.Г., канд. философ. наук, доцент кафедры «Информационная аналитика и политические технологии»

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля