
«Европейский консенсус по вопросам развития»
Сегодня Европейский союз является крупнейшим в мире донором помощи в области развития, предоставляя 55% от общего объема помощи, и этот показатель продолжает расти (ЕС, 2007). Масштабы помощи ЕС делают необходимым критическое изучение и анализ его стратегии развития. Политика ЕС в области развития подробно изложена в документе «Европейский консенсус по вопросам развития» (далее «Консенсус»). Это был первый общий рамочный документ по стратегии развития за пятьдесят лет сотрудничества ЕС, подписанный в 2005 году. Далее приводится краткий обзор документа.
Основная цель Консенсуса – содействие искоренению бедности в контексте устойчивого развития. Центральными целями европейской политики являются Цели развития тысячелетия (ЦРТ):
• торговля и региональная интеграция;
• охрана окружающей среды и устойчивое управление природными ресурсами;
• инфраструктура;
• вода и энергетика;
• сельское развитие, сельское хозяйство и продовольственная безопасность;
• управление, демократия, права человека и поддержка экономических и институциональных реформ;
• предотвращение конфликтов и государственной нестабильности;
• развитие человеческого потенциала, социальная сплочённость и занятость (ЕС, 2007).
Помимо вышеуказанных ЦРТ, Консенсус направлен на продвижение эффективного управления и соблюдения прав человека. В документе также подчёркивается необходимость баланса между развитием человеческого потенциала, охраной природных ресурсов, экономическим ростом и созданием богатства в интересах бедных (ЕС, 2007).
Кроме того, ключевыми понятиями Консенсуса являются ответственность, партнёрство, глубокий политический диалог, участие гражданского общества, гендерное равенство и предотвращение нестабильности государств. ЕС подчёркивает, что развивающиеся страны несут основную ответственность за своё развитие, но ЕС готов разделять эту ответственность и участвовать в совместных усилиях.
Консенсус утверждает, что политика отдельных государств-членов должна дополнять друг друга, максимально используя дополнительные преимущества политики ЕС, а именно: «его экспертный потенциал в области оказания помощи, роль в продвижении согласованности политик и лучших практик, содействие координации и гармонизации, поддержку демократии, прав человека, эффективного управления и соблюдения международного права, а также роль в продвижении участия гражданского общества и северо-южной солидарности» (ЕС, 2007).
Несмотря на масштабность, политика развития ЕС в настоящее время не полностью эффективна, поскольку отдельные страны-партнёры имеют значительную автономию в реализации своих политик развития, что может привести к дублированию усилий и неэффективности. Связь между колониализмом и развитием будет рассмотрена ниже.
Колониализм и развитие
«Колониализм и развитие на первый взгляд трудно сопоставимы и плохо поддаются сравнению» (Duffield & Hewitt, 2009). Несмотря на признание исторической связи между колониализмом и развитием, колониальное наследие развития часто скрывается, чтобы дистанцироваться от негативного имиджа колониализма (Kothari, 2006). Однако при внимательном рассмотрении обнаруживаются скрытые сходства и общие дискурсы.
Сходства и различия между колониализмом и развитием выявляются через изучение институциональной истории, анализ происхождения концепции развития и колониальных корней мыслительных и практических подходов к развитию (Kothari, 2006). Эти сходства и различия подробно обсуждаются для обоснования гипотезы о наличии общих черт.
Колониализм способствовал глобальному расширению капитализма (Loomba, 2005). Аналогично можно утверждать, что развитие открывает новые рынки и доступ к более дешёвым производственным ресурсам для капиталистических предпринимателей.
Общим для колониализма и развития является либеральный подход к проблемам безопасности (Duffield & Hewitt, 2009). Консенсус подчёркивает необходимость долгосрочного мира и безопасности, что напоминает колониальные механизмы внешнего управления и интервенции.
Колониализм боролся с практиками, «отталкивающими цивилизацию», такими как калым, женское обрезание, полигамия и самосожжение вдов (Loomba, 2005). Современная политика развития также направлена на устранение подобных практик, поддерживая гендерное равенство и доступ к медицинским услугам.
Институты гражданского общества начали формироваться в развитых колониях. Сегодня Консенсус также поддерживает развитие гражданского общества, подчёркивая его роль в продвижении демократии и прав человека.
Колониальная администрация действовала через местные властные структуры (Loomba, 2005). Современное развитие также часто использует местные структуры для облегчения оказания помощи.
Заключение
Развитие основано на колониальной политике, хотя и стремится дистанцироваться от неё. Сравнение развития с колониализмом позволяет лучше понять исторические и современные мотивы политики развития. Консенсус делает шаг вперёд, признавая необходимость индивидуального подхода к странам и уважения их ответственности за развитие. Однако колониальные черты, такие как патернализм и инаковость, по-прежнему частично присутствуют, хотя и завуалировано. Для полноценного преодоления колониальных моделей необходимо постоянное осознание и критическое переосмысление подходов к международной помощи.
Источники:
- Duffield, M., & Hewitt, V. (2009). Empire, Development & Colonialism: The Past in the Present. Woodbridge, Suffolk: James Currey.
- Kothari, U. (2006). From Colonialism to Development: Reflections of Former Colonial Officers. Commonwealth & Comparative Politics, 44(1), 93–107.
- Loomba, A. (2005). Colonialism/Postcolonialism (2nd ed.). London: Routledge.
- ЕС (2007). European Consensus on Development. European Union Official Document.
- Williams, D., & Young, T. (2009). The International Politics of Social Transformation. In M. Duffield & V. Hewitt (Eds.), Empire, Development & Colonialism: The Past in the Present (pp. 103-118). Woodbridge, Suffolk: James Currey.
Климова Дарья Алексеевна, 4-ый курс политологии МГЛУ