
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков сообщил о том, что этот год будет посвящен дальнейшему переходу на новую модель образования, включающую усиление фундаментальных начал и качественную практикоориентированность.
С 2023 года в ряде вузов уже проводится эксперимент по внедрению новой образовательной системы, в соответствии с которой устанавливаются базовое (от 4 до 6 лет), специализированное (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка от 1 до 3 лет) и профессиональное (аспирантура) высшее образование.
Такой подход к высшему образованию – давно назревший вопрос. Недостаток знаний, усугубляемый отсутствием у студентов навыков к самостоятельной работе с информацией, низким стимулом к учебе негативно сказывается на качестве учебного процесса, увеличивает загрузку педагогов, которые вынуждены постоянно возвращаться у школьной учебной программе, слабо освоенной учащимися. Сто раз прав мой большой друг профессор Георгий Малинецкий из Института прикладной математики им. В.М. Келдыша, что сегодня в России проводится уникальный эксперимент – как дать высшее образование тем, у кого нет среднего.
Это печальный факт, но радует, что наконец его признали хотя бы на региональном уровне. И не только признали, но и предпринимают конкретные шаги для выхода из этой ситуации.
Так, в Уральском государственном педуниверситете планируют в качестве эксперимента ввести т.н. «курсы выравнивания», на которых на основе выявленных различий в уровне подготовки поступающих в университет студентов вырабатываются меры по преодолению «предметных дефицитов», которые возникли у них в процессе обучения в школе, но уже с помощью вузовских педагогов. Вся работа ведется на основе анализа тех сложностей, с которыми сталкиваются школьники в процессе обучения тому или иному предмету. Например, в образовательных программах по изучению русского языка и культуры речи особое внимание уделяется выработке т.н. «смыслового чтения», представляющего значительную трудность для выпускников школ.
Мой личный опыт педагога подтверждает сказанное. Студенты с трудом воспринимают новую информацию, несмотря на то, что сами темы лекций (информационная картина мира, человек в мире информации, информационная аналитика) их интересуют.
Я говорил и продолжаю говорить о необходимости усиления гуманитарной составляющей (включая углубленное изучение русского языка) не только в программах по подготовке гуманитариев, но и будущих выпускников технических вузов, для которых социогуманитарные дисциплины сегодня являются второстепенными.
Вообще-то ключ к личностному успеху уже давно известен. Это самоанализ, самодисциплина, самообразование и самоусовершенствование. Вроде бы все понятно, но как трудно подавить в себе инфантильность и лень, мешающие развитию личности. Вспомнилась фраза Элвина Тоффлера о том, что «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Вячеслав Петров
PS Читайте материалы по теме в рубриках:
– «Вопросы образования»– «В России вырос спрос на инженерное и платное образование ”не для корочки”»;
– «Книги» – А. Джуринский «Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы»;
– «Статьи и публикации» – «Так ли нужно высшее образование в 2024 году»;
– «Вне политики» – «Всю свою жизнь я верил и верю в русского человека, в силу света и знания. Яков Миркин о книжном короле Российской империи: Как Иван Сытин сделал книгу доступной народу»;
– «Политика-ТВ» – «Зачем нужна реформа высшего образования?»;
– «Актуальное интервью» – «Другого выхода нет». Юрий Биктуганов предложил школам и муниципалитетам самим победить дефицит учителей»;
– «Есть мнение» – «В России планируют перейти на новую модель высшего образования: мнения».
М. Петрова