
Последние 3 года я читал раз в неделю курс в Дубне, маленьком наукограде в 120 км от столицы. На первых занятиях, знакомясь со студентами, спрашивал, кто откуда приехал, и был весьма удивлен, встретив несколько студентов, которые приехали учиться из Москвы. Надо сказать, что «несколько» в данном случае означает «много» (так как я читал семестровый курс всего у двух групп).
На мой резонный вопрос «почему?» все они ответили одинаково: «здесь лучше качество». Да, @gud_dubna всегда был хорош, но чтобы переезжали из Москвы… Мне запомнилось это.
Потом я много работал преподавателем в Москве. В разных местах. Несколько очень коротких историй.
Один известный университет. Перед приемом на работу прохожу техническое собеседование с заведующей IT-кафедрой (о да, а много куда берут и без таких формальностей!). После успешного прохождения, узнаю, что она сама работает первый месяц.
Другое место, колледж (при престижном университете). Разговариваю с заместителем директора по контролю качества:
— Давно работаете здесь?
— Год.
И вскоре он увольняется.
Другой колледж, департаментский, очень престижный; кабинеты, оборудования шикарные. Должность — та же. Вопрос — тот же. Ответ — тот же.
И это я не говорю про преподавателей. Да, считается некрасивым уходить посреди семестра, но… кого это волнует в Москве?
И так далее. Везде примерно одно и то же.
Конечно, топовые вузы, вроде МГУ, ВШЭ, МФТИ, МТУСИ и т.д. (простите, кого не упомянул, но мысль понятна) держат марку качества. Но вот остальные… Как можно организовать образовательный процесс, если каждый сотрудник уволится, как только ему предложат +10к зарплаты и -10 минут от дома. Это же Москва, здесь люди работают и рвутся вперед. Здесь нужны деньги, потому что все дорого. Конечно же, как только появляется лучшее предложение, люди соглашаются. А зачем им, собственно, отказываться?
Но вернемся к образовательному процессу. Здесь нельзя менять людей, как сотрудников в фастфуде, которые жарят картошку фри. Заведующий кафедрой вместе с преподавателям должны продумывать и корректировать учебные программы, согласовывать учебные планы и результаты и т.д. Но как можно делать это эффективно, когда текучка такая, как в этом самом фастфуде?
Теперь сравним это с Дубной. Уйти преподавателю особенно некуда (разве что в ОИЯИ, однако они дружат с университетом), город маленький, все друг друга знают, атмосфера — интеллигентно-научная, преподаватели — сплошные кандидаты и доктора, постоянно обучаются и развиваются, текучка минимальная… И все образовательные процессы выстроить в таких условиях значительно проще.
Понятное дело, что можно провести аналогию и с другими регионами (все-таки в заголовке я пишу про регионы). Конечно, далеко не в каждом городе такая благоприятная обстановка, как в Дубне, одна в целом мысль та же.
Источник: https://dzen.ru/a/Z1BEFywGSFQwYmDl