
Аналитика является важнейшей неотъемлемой компонентой профессиональной деятельности, осуществляемой в различных сферах, связанной с процессами сбора, обобщения и оценки различающейся по содержанию информации, возникающей вследствие развития социальных процессов, способствующей принятию управленческих решений.
Изменения, произошедшие за последние годы в социально-экономической, политической жизни общества, появление новых подходов к использованию информационных технологий, объективно требуют глубокого понимания и осмысления сущностного содержания аналитики как особого вида деятельности, в том числе максимального задействования в работе аналитиков современного инструментария, формирования и развития соответствующих профессиональных компетенций, существенным образом влияющих на качество принятия управленческих решений.
В научных трудах чаще всего аналитика отождествляется с такими категориями как «информационно-аналитическая деятельность (работа)» и «аналитическая работа (деятельность)». Данные понятия рассматриваются как разновидность исследовательской деятельности (процесс познания) специализированных субъектов, то есть деятельность, которая связана с оценкой полученной информации и выработки на ее основе оптимальных решений.
Распространёнными являются представления об аналитике как о специфической научной деятельности, ориентированной на получение объективно-истинного знания – информации, об исследуемых объектах, событиях и процессах (Курлов А.Б., Петров В.К.), творческой деятельности, основу которой составляют интеллектуальные, логико-мыслительные процессы (Яковец Е.Н., Курносов Ю.В.), самостоятельном виде специфической деятельности ориентированной на достижение позитивного синергетического эффекта (Баньковский А.Л.), сочетающей в себе целенаправленные мыслительные и организационно-управленческие активности индивида по получению нового знания (Берестень В.И.), осуществляемой профессионалами, способными к адекватным познавательным действиям (Князев С.Н.), владеющими уникальным умением быстро оценивать обстановку, выделять главное и отбрасывать второстепенное, соизмерять противоречивые оценки, восполнять неопределенность своими догадками (Ларичев О.И.).
Сущность такой деятельности заключается в получении достоверного, целостного и объективного знания об объекте исследования, что предусматривает сбор из всех доступных источников, оценку, верификацию и анализ информации (Доронин А.И.). Содержание – в приведении полученной информации, в логическую систему зависимостей, путем анализа разрозненных элементов, отношений, связей, процессов, тенденций развития, позволяя тем самым давать адекватную оценку, как всей совокупности проверяемых фактов, так и каждому из них в отдельности (Яковец Е.Н.).
Зачастую сбор и осмысление информации, позволяющей расширить представления об объекте исследования, образно сравнивают с решением головоломки или пазлами, где разрозненные элементы собираемой «картины» исследуемого явления обретают смысл лишь тогда, когда будет встроен последний фрагмент. Следовательно, работа аналитика заключается не столько в проведении исследования или обобщении результатов реализованных действий, а прежде всего в выявлении скрытых смыслов, сформированных мышлением, осмыслении информации, ее интерпретации, распознании латентного, рационального. Способствует этому знание закономерностей развития конкретных процессов в той или иной предметной области, владение методиками и технологическими приемами, базирующимися на принципах философии, логики, семиотики.
Проведенный теоретический анализ научных публикаций и исследований показал отсутствие единых концептуальных определений, связанных с категорией «аналитика», используемых при описании процессов получения, анализа, накопления соответствующей информации, принятия на ее основе управленческих решений. Данное обстоятельство требует уточнения и более детального разъяснения разработанных к настоящему времени отдельных категорий, понятий и терминов, представляющих собой систему категориально-понятийного аппарата аналитики.
Смысловое содержание аналитики в различных ее аспектах раскрывается такими понятиями и терминами как: «аналитическая работа», «аналитическая деятельность», «информационно-аналитическая деятельность», «информационная аналитика», «инициативная аналитика», «аналитическая разведка», «аналитический поиск», «мониторинг», «диагностика», «прогнозирование», «аналитическое решение».
Исследуя отдельные аналитические процессы, связанные, например, с поиском информации, ее предварительной оценкой на предмет возможности использования в процессе решения конкретных задач, в качестве основной проблемы видится разобщенность научных взглядов в определении близких по содержанию действий. Представляется, что данное обстоятельство может приводить, как показывает практика и теоретические разработки в рассматриваемой сфере, к методологической путанице.
Так проведенный контент-анализ научных текстов, раскрывающих содержание различных аспектов поисковых мероприятий, неразрывно связанных с элементами умственного характера, операциями логического выбора приемлемых альтернатив, позволил выделить схожие черты в определении таких терминов как «аналитический поиск» и «аналитическая разведка». Вместе с тем их использование, в определенных случаях не дает четкого представления о том, какие именно действия следует обозначать тем или иным термином, являются ли они тождественными по содержанию и, если имеются различия, то в чем.
Под «аналитическим поиском», понимают непрерывный процесс получения первичной, необработанной информации, сопровождающийся интеллектуально-логическими действиями, по определению признаков искомых объектов, как правило, осуществляемый вне связи с конкретными объектами и явлениями (Овчинский С.С.).
«Аналитическая разведка» в широком смысле, представляет собой деятельность разведывательного характера, по выявлению, оценке, прогнозированию различных социальных процессов, событий, мероприятий на основе имеющихся сведений, добытых преимущественно из открытых источников (Бурьяк А.В.). Аналитическая разведка, может быть рассмотрена в качестве особого вида анализа, применяемого в процессе получения информации, сформировавшегося с внедрением в практику аналитических подразделений информационно-поисковых систем и программных средств, способствующих распознанию искомых данных и исследованию на их основе фрагментарных сведений, известных фактов и их латентных взаимосвязей, получению на их основе новых знаний об объектах исследования, представляющих интерес (Нагиленко Б.Я.).
Представляется, что несмотря, если не на идентичность, то в большей степени схожесть проводимых действий, предусматривающих поиск и предварительный анализ информации, представляющей интерес, это все же разные аналитические процедуры, существенные различия которых усматриваются в их содержании.
Полагаем, что технология осуществления аналитической разведки предусматривает реализацию более широкого ряда последовательных процессов, которые схематично могут быть представлены следующим образом: получение информации – обобщение добытых сведений – выбор технологии обработки данных – выдвижение гипотезы – ее подтверждение или опровержение в ходе процедуры анализа – извлечение новой информации – принятие оптимального решения.
Вместе с тем, практика поиска информации по открытым источникам, в частности в сети интернет, применение сотрудниками аналитических подразделений соответствующих, зачастую индивидуальных методик сбора и аналитической обработки разобщенных данных, преимущественно с задействованием возможностей компьютерной техники и специальных программных средств, позволила развить теоретические представления об аналитической разведке и одновременно ввести в научный оборот, если не идентичные, то близкие по смысловому содержанию такие понятия и термины как «аналитическая разведка средствами интернет», «мониторинг информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей», «компьютерная разведка», «компьютерный поиск», «информационно-аналитическая работа в интернет», «компьютерный мониторинг», «киберразведка» и другие. Развитие данной тенденции вводит в заблуждение, особенно начинающих исследователей, и, следовательно, приводит к искаженному представлению и двойственному толкованию одних и тех же процессов, связанных с осуществлением аналитической деятельности.
Очевидно, что это далеко не полный перечень проблем, подлежащих научной разработке, требующих проведения определенной «ревизии» сложившихся к настоящему времени научных представлений о сущности и содержании аналитической деятельности. В связи с чем видится необходимость в унификации существующего и определении единых подходов в разработке понятийно-категориального аппарата аналитической деятельности, что вполне достижимо в процессе расширения и углубления научного сотрудничества между заинтересованными учеными России и Беларуси.
С. В. Пилюшин, кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права факультета криминальной милиции Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Тезисы на научно-практической конференции «Роль информационной аналитики в исследовании социальных процессов» (29-31 мая 2024 г. Санкт-Петербургский государственный институт культуры)