Румыния и Молдова — это два суверенных государства, тесно связанных между собой на основе общей культуры, истории, традиций и языка. В разные периоды их отношения переживали как укрепление, так и ослабление под влиянием геополитических факторов. В нынешних условиях геополитической нестабильности, вызванной конфликтами, изменениями границ, экономическими и политическими кризисами, а также вмешательством внешних акторов, таких как НАТО, отношения между Румынией и Молдовой значительно меняются по сравнению с предыдущими историческими периодами. Исследование румыно-молдавских отношений обусловлено их значительным влиянием на политическую, экономическую и культурную динамику в регионе Восточной Европы.

Важную роль играет курс Молдовы на вступление в Евросоюз, что на протяжении нескольких лет является одной из главных целей республики.  В июне 2022 года был получен статус кандидата на вступление в организацию. Румыния является членом Европейского Союза с 2007 года и лоббирует Молдову на пути к евроинтеграции, что указывает на тесное сотрудничество между странами и изменение отношений между ними на фоне происходящих изменений. В октябре 2024 года прошло два тура президентских выборов, по итогам которого на второй срок была избрана Майя Санду- кандидат, с чётко-выраженной проевропейской повесткой. Из этого можно предположить, что в ближайшие четыре года курс руководства страны останется прежним и сохранится европейский вектор развития.

В данный исторический промежуток между странами установилось достаточно тесное партнёрство. Это проявляется как в активном участии государственных институтов в развитии партнёрских отношений через реализацию совместных проектов и проведение регулярных межправительственных встреч, так и в экономическом аспекте, где Румыния выступает ведущим торгово-экономическим партнёром Молдовы. Из этого можно сделать вывод, что сейчас румыно-молдавские отношения находятся на своём пике развития.

Одной из серьезных проблем остается конфликт в Приднестровье – непризнанной республике, которая выступает за сближение с Россией. Для Румынии, которая заинтересована в том, чтобы Молдова двигалась в сторону евроинтеграции, наличие замороженного конфликта является значительным препятствием. Вместе с этим сохраняются и даже усиливаются политические разногласия между Приднестровьем и Кишиневом.

Экономическое взаимодействие между Румынией и Молдовой обладает большим потенциалом. В последние годы наблюдается увеличение объёмов румынских инвестиций в ключевые сектора молдавской экономики, включая инфраструктурные проекты, сельское хозяйство и энергетический сектор.

Социально-культурные связи между Румынией и Молдовой остаются сильными благодаря общему языковому и культурному наследию. Расширение образовательных программ, культурных обменов, а также совместных научных проектов может служить основой для укрепления отношений между двумя государствами. Поддержка образовательных инициатив, таких как обучение на румынском языке и предоставление стипендий для молдавских студентов в Румынии, может способствовать дальнейшему сближению стран.  

Таким образом, перспективы сотрудничества Румынии и Молдовы в условиях изменяющейся международной обстановки являются многообещающими, но их реализация требует активных усилий с обеих сторон.

Список литературы:

  1. Биткова Т.Г. Европа в современном румынском сознании: политические и культурные аспекты // Актуальные проблемы Европы. 2000. № 1. С. 94-100.
  2. Драган А.И., Политика Румынии в отношении Республика Молдова на современном этапе. Проблемы постсоветского пространства. 2019;6(1):74-83.
  3. Конституция Республики Молдова // Президентура Республики Молдова. URL: http://www.presedinte.md/rus/constitution (дата обращения: 02.10.2024).
  4. Национальная стратегия «Диаспора-2025». Утверждено: Постановление Правительства Республики Молдова № 200 от 26.02.2016. Опубликован: 04.03.2016 в Monitorul Oficial № 49-54 / статья № 230. 118 c. – URL: https://brd.gov.md/sites/default/files/sn_diaspora_2025_web.pdf (дата обращения: 08.11.2024).
  5. Constituția României // Președintele României. – URL: https://www.presidency.ro/ro/presedinte/constitutia-romaniei (дата обращения: 10.11.2024);
  6. Roșca L. Integrarea europeană a Rebublicii Moldova: de la declarația intenței – la obiectiv strategic / Revista știintifico-practică. 2016. №1. P. 10-23.
  7. Strategia națională de apărare a țării pentru perioada 2020-2024. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Documente/Strategia_Nationala_de_Aparare_a_Tarii_2020_2024.pdf (дата обращения: 05.11.24).

О. С. Полякова, студентка 4-го курса (бакалавриат) Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета, lesj2003@mail.ru

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля