
На современном этапе одним из самых острых вопросов мировой политики выступает миграционный. Усиление и диверсификация миграционных потоков, техническая ограниченность государств в отношении их контроля, беспрецедентный рост числа беженцев вследствие международных конфликтов и климатических изменений побуждают государства к оптимизации и совершенствованию своей миграционной политики с целью её адаптации к новым геополитическим реалиям. Особой в этом контексте выступает миграционная система 10 новых стран-членов ЕС Центральной и Юго-Восточной Европы, включающих в себя так же страны Вишеградской группы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия). Несмотря на европейскую интеграцию, упомянутые страны сохраняют консервативный подход в миграционных вопросах, зачастую игнорируя поставленные Европейским Союзом обязательства. Так, в 2020 году Вишеградская четвёрка отклонила новый план Урсулы фон дер Ляйен в области нелегальной иммиграции.
В свою очередь, Республика Молдова, приобретя в 2022 году статус кандидата в члены Европейского Союза, монополизировала европейских вектор во внутренней и внешней политике. В целом, о генезисе миграционной политики Республики Молдова можно говорить с момента обретения страной независимости в 1991 году. Республика практически сразу же столкнулась с массовой эмиграцией граждан из страны, остающейся ключевой проблемой и по сей день. С целью реагирования на возможные вызовы и риски, связанные с массовым оттоком граждан трудоспособного возраста, и учитывая проевропейские устремления Республики Молдова, в области миграционной политики был разработан ряд планов, стратегий и концепций, среди которых наиболее обстоятельными видятся: Национальная стратегия «Диаспора – 2025», Национальный план развития «Европейская Молдова 2030» (далее – План развития), Национальная программа по стимулированию возвращения и облегчению (ре)интеграции граждан Республики Молдова, вовлеченных в миграционный процесс, на 2023 – 2027 годы. В следствие того, что более половины граждан Молдовы проживают за её пределами, одной из ключевых категорий указанных документов выступает диаспора, которая рассматривается в качестве капитала и «важнейшего ресурса для развития и модернизации страны». В целом, диаспора стала связующим элементом между Молдовой и Европейским Союзом. Примечательно и то, что в Плане развития основной упор делается на обеспечение безопасности страны, при этом регулирование миграционной ситуации освещается незначительно.
Исходя из содержательной части документов, разработанных в области миграции, видится возможным рассмотреть три варианта развития миграционной политики страны. Оптимистическим сценарий предполагает успешное проведение намеченных реформ, создание благоприятных условий для возвращения граждан, замедление темпов эмиграции и укрепление национальной миграционной системы. Однако реализация данного сценария возможна лишь с привлечением значительных инвестиции и реальной борьбой с коррупцией, что делает его реализацию маловероятной. Пессимистический сценарий наименее вероятен, однако может быть реализован в случае углубления экономического и демографического кризиса, усиления оттока населения и ослабления государственного регулирования. Вероятно увеличение зависимости от денежных переводов диаспоры, нехватке рабочей силы и дальнейшей утечке квалифицированных специалистов. Наиболее вероятным представляется развитие событий по реалистичному сценарию, который предполагает определённые улучшения. В частности, можно ожидать снижения уровня эмиграции, упрощения процедур возвращения мигрантов и постепенной интеграции в европейскую миграционную систему. Однако значительных изменений в рамках данного сценария не предвидится.
Таким образом, перспективы миграционной политики Республики Молдова определяются успешностью проводимых реформ и способностью государства адаптироваться к современным условиям.
Список литературы:
- Diaspora can contribute to the sustainable development of the Republic of Moldova. Commentary by Dumitru Vicol and Iulian Groza // IPN. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipn.md/en/diaspora-can-contribute-to-the-sustainable-development-of-the-republic-7978_1082887.html (дата обращения 06.03.2025).
- Grzymała-Kazłowska A. Migration and Socio-Demographic Processes in Central and Eastern Europe: Characteristics, Specificity and Internal Differences. Central and Eastern European Migration Review, Vol. 2, No. 1, 2013, pp. 5-11.
- Lege pentru aprobarea Strategiei naționale de dezvoltare „Moldova Europeană 2030” // Guvernul Republicii Moldova [Электронный ресурс] URL: https://cancelaria.gov.md/ro/apc/snd-moldova-europeana-2030 (дата обращения 06.03.2025).
- Moldovan government approves program on managing migration flow, asylum, integration of foreigners for 2022-2025 // Government of Republic of Moldova [Электронный ресурс]. URL: https://gov.md/en/content/moldovan-government-approves-program-managing-migration-flow-asylum-integration-foreigners (дата обращения: 06.03.2025).
- Национальная стратегия «Диаспора-2025». Утверждено: Постановление Правительства Республики Молдова № 200 от 26.02.2016. Опубликован: 04.03.2016 в Monitorul Oficial № 49-54 / статья № 230. 118 c. [Электронный ресурс]. URL: https://brd.gov.md/sites/default/files/sn_diaspora_2025_web.pdf (дата обращения: 06.03.2025).
Э.А. Разинкова студентка кафедры политологии Московского государственного лингвистического университета