С 23 по 26 сентября в г. Уфа в рамках работы Школы молодого этнополитолога состоялся ряд мероприятий, направленных на формирование системы раннего обнаружения скрытых угроз безопасности. Тема актуальная и одновременно очень сложная, т.к. требует глубокого философского осмысления, аккумуляции уже имеющихся практик, их анализа и поиска оперативного отклика на возрастающие угрозы, риски и негативные тенденции, вызванные нарастающей напряженностью на международной арене.

Вопросы, обсуждаемые на круглых столах, были разнообразны по своему содержанию, однако каждый из них был отдельным аспектом той большой темы, которая была заявлена организаторами. За четыре дня нам удалось обсудить методологию анализа смыслов современных социально-политических процессов, философские подходы к анализу этноконфессиональных взаимодействий в современной России, практические аспекты выявления скрытых и ранних угроз безопасности в сфере социальных отношений и этнополитических процессов, реализованные практики экспертизы в системе противодействия угрозам безопасности, применение технологий искусственного интеллекта и коллаборации на технологических платформах и многое другое.

Выбранный организаторами научно-образовательный формат проведения школы является успешным. За время работы школы мы успеваем и обсудить сделанные наработки, и обучиться новому. В этот раз в рамках школы прошло три мастер-класса для молодых исследователей и молодых преподавателей: «Человек и информация», «Формы и методы аналитической разведки» и «Анализ текущих социально-политических процессов на Донбассе».

Для аналитика важно и философское осмысление изучаемых вопросов, и умение использовать инструменты для сбора и обработки информации, и умение строить информационные модели, и выбор эффективной коммуникационной стратегии, и многое другое, поэтому каждый раз, приезжая на мероприятия школы, я уезжаю не просто с новыми знаниями, но и со списком книг для ознакомления, и с новыми идеями, которые необходимо реализовать. В ходе этой поездки мне еще удалось попасть в «последний вагон» на обучение по курсу «Аналитика соцмедиа: теория, инструменты и практика».

Огромная благодарность Школе молодого этнополитолога за возможность обмена научными и экспертными знаниями. Это очень важно, потому что, занимаясь одними и теми же вопросами, каждый из нас «варится в собственном соку», поэтому такие сетевые дискуссионные научно-образовательные площадки важны для того, чтобы у нас не создавалось «туннельного мышления», мы быстрее проходили путь развития и допускали  меньше ошибок. В каких-то регионах отдельные институты только начинают развиваться, в каких-то они уже сформировались и успешно работают, а где-то наоборот уже исчезли, поэтому обмен опытом важен.

Говоря об опыте, очень важно, что в Школе молодого этнополитолога сохранена преемственность поколений. За одним столом сидят и эксперты, и молодые исследователи, и практики; ученые и государственные служащие, что помогает обеспечить освоение молодыми исследователями знаний и компетенций, которые позволят им в дальнейшем на равных участвовать в сложных исследовательских проектах и взаимодействовать с различными структурами и органами государственной власти на разных уровнях. Значимым является и то, что в рамках Школы сложилась такая дружественная обстановка, что каждый из ее членов может обратиться за помощью к любому из ее участников (при этом география Проекта с каждым мероприятием расширяется) и получить квалифицированный ответ на свои вопросы, что может помочь определиться, в каком направлении ему двигаться дальше.

Важным является и наличие закрытых обсуждений экспертов из разных регионов сложных и противоречивых процессов, происходящих в этнополитической сфере, направленных на содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений. Одним из таких вопросов в этот раз был вопрос, связанный с организацией этнополитического мониторинга и использования полученной в ходе него информации для построения информационных моделей, либо для прогнозирования и разработки рекомендаций оперативного воздействия на негативные тенденции и для своевременного принятия решений с целью противодействия имеющимся в этой сфере угроз, рисков и т.д. Не хватает обсуждения плюсов и минусов, проводимых исследований, взаимосвязанности индикаторов, умения работать с потоковой информацией, выбора коммуникативной стратегии при взаимодействии с органами государственной власти.

Важным также является вопрос о методологической подготовке специалистов, работающих в этой сфере. Я надеюсь, что работа Школы молодого этнополитолога продолжится и в этом направлении, т.к. по своему опыту знаю, что студенты и молодые ученые недостаточно знают о теории систем и синергетике, что составляет, на мой взгляд, основу. Для тех, кто занимается этнополитологией, изучает курсы, связанные с политическим анализом и прогнозированием или как-то связан с политологией, я рекомендую обратить внимание и внимательно прочитать книгу: Системный анализ в этнополитике. На примере русской цивилизации / С.Г. Селиванов, В.К. Петров. – Уфа: Из уст, 2024.-260с., в которой подробно описывается методология политических наук и этнополитики. Более того, если вы до сих пор не подписаны на телеграмм канал «Политическое образование» (https://t.me/politobrazufa), то советую вам это сделать, там вы найдете видео-материалы, а также текстовые материалы со Школы молодого этнополитолога, которые могут быть вам полезны для вашей профессиональной, научно-исследовательской  и образовательной деятельности.

З.В. Силаева, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии  Казанского (Приволжского) федерального университета, канд. полит. наук                                

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля