
На днях директор Центра индустрии образования Сбербанка Артем Соловейчик заявил, что в связи с тем, что образование в России уже разрушено и превратилось в фикцию, пора переформатировать сам процесс образования в самообразование с широким использованием ИИ, а педагоги этому процессу только мешают.
По его мнению, «сегодня традиционный способ преподавания, лежащий в основе естественного процесса образования «что-то сказали – дали задание – проверили», не работает (всё превращается в формальность и фикцию). И лишь ключевая фигура в образовании – педагог – стоит на пути «образовательного прогресса».
Получается, что финансисты лучше знают, что нужно нашим детям: жить искусственной жизнью в искусственном мире с искусственным интеллектом или радоваться живому общению с наставниками. Это, видите ли, пережиток прошлого. А ИИ станет полноценным проводником в мир информации и знаний, освободит детей от рутинной обязанности напрягаться. Вот и многие ученики начальной школы уже в курсе, как заставить чат-бот вместо себя «домашку» делать, и активно пользуются этой возможностью.
Давайте подумаем, чего мы лишимся, если пойдем на поводу таких соловейчиков.
Мы лишимся главной фигуры образовательного процесса – личности учителя, педагога. А кто такой учитель? С др. греческого – это «тот, кто ведёт (воспитывает) детей, «ведущий», тот, кто раскрывает перед нами огромный мир, учит работать с информацией. И при этом выступает неким фильтром информационной гигиены, который защищает от серьезных побочных явлений, негативной влияющих на нашу психику и физиологию.
Мы не можем встать на позицию тех, кто утверждает, что люди вообще, и наши учителя, в частности уже не важны. Это не так. Они важны, потому что это они и организуют информацию, это они обладают интуицией. Известная ученая в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания Татьяна Владимировна Черниговская не устает об этом говорить.
Наглядный пример. Лисы намного умнее зайцев. Но лисы за миллионы так и не смогли съесть их всех. Почему? Потому, что лиса не может просчитать траекторию, по которой побежит заяц. Не может потому, что заяц сам не знает, по какой траектории он побежит. У лисы интуиция не развита. У человека интуиция является главным продуктом правого полушария нашего мозга. В науке это называется гипотеза. На поставленный вопрос ИИ найдет тучу ответов. Но кто этот вопрос сформулирует, как ни человек?
А для тренировки правого полушария нужны гуманитарные предметы, нужны занятия искусством. А, следовательно, нужен человек.
Никто не спорит, что мы стоим на пороге нового мира и нельзя к нему готовить по-старому. У все большего числа детей первым словом является «Окей, Гугл», и этот «неизвестный» Гугл выдаст все, что он хочет. Спрашивается, зачем ему приходить в класс, где слабо подготовленная учительница будет пересказывать ему скучный учебник?
Система обучения и воспитания должна измениться, как и подача самой информации. Педагоги должны зародить у детей тягу к новому использованию информации – от обыденного знания (поглощения и воспроизводства информации) к экспертному знанию, очищенному от информационных «шумов» и наслоений. Мы должны учить не только осуществлять процесс эффективного сжатия информации, но и апробации создаваемой в результате мыслительной деятельности модели ситуации. То есть от созерцания – к анализу – и пониманию. Способен ли ИИ решить эту задачу?
Человек с самого детства сам должен создавать в себе атмосферу, которой он дышит. Он должен сам находить те книги, которые ему никто на блюдечке не принесёт, сам получать информацию. И делать это разными способами, проще говоря – шевелиться.
В. Петров
PS Материалы по теме читайте в рубриках:
– «Вопросыобразования» – «Традиционное образование не нравится Герману Грефу. Что для наших детей готовят подобные “учителя жизни”?» (идею отмены учителей в школе Греф выдвинул 2 года назад);
– «Есть мнение» – «Как искусственный интеллект естественный одолел?» (автор Т. Воеводина уверена, что «любые умственные операции без тренировки – угасают, как и мышечные навыки»);
– «Книги» – Майя Бялик, Чарльз Фейдл «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения» (авторы рассуждают на темы: ИИ как катализатор полной трансформации системы образования, чему и как учиться в эпоху искусственного интеллекта, разумный баланс между многообещающим потенциалом и безумными фантазиями).
Материалы по теме в недавних выпусках журнала:
– «Социальные последствия искусственного интеллекта» – https://lawinrussia.ru/sotsialnye-posledstviya-iskusstvennogo-intellekta/ (автор Т. Воеводина уверена, что внедрение ИИ в образование приведет к необратимому оглуплению детей и молодёжи);
– «Система образования России не готова к современным школьникам» –https://lawinrussia.ru/sistema-obrazovaniya-rossii-ne-gotova-k-sovremennym-shkolnikam/(директор Центра индустрии образования Сбера Артем Соловейчик развивает идею о широком внедрении ИИ в школьное образование).
М. Петрова