Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью социально-культурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах вообще, и студентов из Азии в частности.

Цель данной статьи – рассмотреть особенности такой адаптации в отношении студентов из АзиатскоТихоокеанского региона (принадлежащих к азиатскому культурному профилю), в частности, из Китая. Автор дает рекомендации относительно особенностей использования социальных сетей в работе со студентами из Азии вообще и из Китая в частности.

Ключевые слова: студенческая молодежь, иностранные обучающиеся, Азия, социальные сети, «мягкая сила».

Проблемам работы с иностранными студентами посвящено достаточно много публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов [Zhang, Goodson 2011; Панин, Анохина 2014]. Однако лишь незначительное число авторов посвящают свои работы таким специфическим аспектам данной проблемы, как, например, политическая социализация иностранных студентов [Салин 2020]. В данной статье автор рассматривает отдельные аспекты культурно-информационной работы с обучающимися в РФ иностранными студентами, принадлежащими к азиатскому культурному профилю.

Культурные различия у иностранных студентов азиатских стран и их российских сверстников довольно существенны. Это приводит к увеличению и усложнению периода адаптации прибывших на обучение студентов.

Психологической особенностью азиатских студентов является то, что многие из них приезжают учиться без достаточной мотивации. Часто государство оплачивает студентам их обучение в рамках специальных программ. Это приводит к тому, что студент не стремится овладевать русским языком и, соответственно, теми знаниями, которые дает ему образовательная программа.

Такие студенты стремятся максимально сохранить свою национальную идентичность, противопоставляя себя иностранному, т.е. российскому, окружению. Из-за этой особенности, а также за счет большого числа студентов из одной страны такие иностранные студенты создают национальные сообщества в вузе, в т.ч. в общежитии. Они продолжают общаться на родном языке, подстраивают место своего проживания под национальные традиции. В итоге вузу зачастую не получается интегрировать и адаптировать азиатских студентов. Качество образовательного процесса при этом существенно падает, и иностранный студент не получает достаточных компетенций. В перспективе руководство азиатских стран, видя низкую квалификацию возвращающихся из России студентов, перестанет оплачивать обучение своей молодежи в российских вузах.

Для того чтобы избежать указанных сложностей, российским вузам необходимо ситуативно атомизировать азиатских студентов, т.е. предотвращать появление в общежитиях национальных общин. Необходимо также максимизировать усилия по погружению азиатских студентов в чужеродную для них социальную и языковую среду [Расторгуев, Волхонская 2020]. Действенным инструментом при этом является институт наставничества и кураторства со стороны студентов старших курсов другой национальности. Иными словами, с китайским студентом младших курсов должен взаимодействовать российский студент старших курсов. Возможно кураторство одного иностранного студента над другим, но в этом случае необходимо подбирать пары с учетом специфики межнациональных отношений. В частности, рискованно ставить вместе китайских и японских студентов или индийских и пакистанских студентов и т.д. Это может спровоцировать межнациональный конфликт, который может выйти на уровень упоминавшихся ранее общин и далее – до привлечения посольств этих государств. Аналогичным образом необходимо учитывать и религиозный аспект при составлении пар «куратор–первокурсник» [Расторгуев 2019].

Нежелательно ставить в пары студентов, исповедующих ислам шиитского и суннитского толка. В этом случае чаще всего речь идет о составлении пар с участием иранских студентов. В целом чрезмерно религиозных студентов старших курсов не стоит вообще назначать кураторами. На эту роль больше подойдут студенты с высокой степенью толерантности и религиозной терпимости.

Тем не менее кураторство одного иностранного студента над другим является действенной практикой, т.к. старшекурсник когда-то находился в таком же психоэмоциональном состоянии и имел такие же проблемы адаптации к российской действительности, как и его подопечный с младшего курса. Поэтому у куратора уже есть опыт преодоления подобных трудностей.

Наставничество по отношению к иностранцам со стороны российских студентов также является эффективным, т.к. от носителя культуры приехавший на обучение может получить наиболее точную информацию об истории и социальных аспектах жизни в России. Кроме того, многие азиатские студенты нуждаются в адаптации на бытовом уровне. Так, например, отдельным студентам важно объяснить нормы гигиены, принятые в России, а также правила поведения в российском обществе. Зачастую именно нарушение таких элементарных, с точки зрения российского обывателя, норм быта создает для иностранных студентов множество проблем и может привести к конфликтам [Шатилов 2020].

При информационной работе с иностранными студентами из Азии важно учитывать ряд особенностей, таких как ограничения на использование западных социальных сетей (Facebook), ряда сайтов (Google) и мессенджеров в КНР.

Китайские студенты при этом зарегистрированы в собственных социальных сетях и пользуются такими приложениями, как Wechat, который до апреля 2017 г. был заблокирован Роскомнадзором на территории России. Поэтому сотрудникам вуза необходимо проработать вопрос каналов информирования иностранных студентов из Азии, выяснив, какая почта или мессенджер будут им доступны как в России, так и во время каникул, когда они, вероятно, вернутся на родину.

Хорошим инструментом работы с иностранными студентами является портал YouTube. Использование данного сервиса имеет ряд преимуществ. Главным из них является визуальная форма подачи информации. Различные отделы и подразделения вуза могут выкладывать полезные для иностранных студентов материалы как на русском, так и на английском языке. В частности, в видеоролике можно показать, где на территории вуза находятся столовые, гардеробы, общежития, учебные аудитории, административные подразделения. Можно создать видеоинструкции по заполнению специфических документов и бланков, с которыми сталкиваются иностранные студенты. Видеоролики также могут касаться и бытовых аспектов жизни студентов в России. Визуализация позволит студентам легче воспринять информацию, что крайне важно в первом периоде обучения, когда уровень знания русского языка может находиться на низком уровне. Кроме того, YouTube позволяет создавать автоматические субтитры на родном языке (фактически – автоматический перевод с русского и английского языков). Под видеороликами можно размещать описание и ссылки на ресурсы, упомянутые в видео.

На канале вуза в YouTube могут быть размещены не только ролики с инструкциями, но и другой тематический контент. Если образовательная политика вуза допускает предоставление видеолекций в открытом доступе, то на канале YouTube можно размещать уроки русского языка для иностранных студентов.

Это позволит им обращаться к обучающим материалам с любого устройства. Зачастую вузы выкладывают подобные видеолекции на собственных информационно-аналитических порталах, но на канале YouTube студентам открыть такие лекции удобнее и быстрее.

YouTube-канал вуза также может выкладывать ролики, сделанные самими иностранными студентами. Задание на изготовление контента может быть частью образовательной и интеграционной программы обучающихся. Например, иностранный отдел может попросить студентов разбиться на микрогруппы и снять ролик, где они бы на русском языке рассказали о каком-то российском празднике, культурной особенности, специфическом бытовом предмете, которых нет в их родных странах. Ролики схожей тематики с участием иностранцев в настоящее время популярны в социальных сетях и на YouTube. Так, например, ролик под названием «Американцы пробуют русскую еду! Холодец, блины и квас» имеет 1,9 млн просмотров на YouTube. Подобные задания для выполнения в мини-группах можно давать и на соревновательной основе: чей ролик окажется популярней по итогам семестра, та команда получит приз. Видеоролики, сделанные иностранными студентами, помогут не только попрактиковаться в русском языке, но и сформировать к ним позитивное отношение российских студентов. Вовлеченность в общую образовательную среду повысит психологический комфорт для иностранных студентов. Кроме того, российским студентам самим будет интересно посмотреть ролики иностранных студентов, т.к. людям всегда интересно, что о них думают иностранцы. Так, например, ролики британского подростка, болельщика Тео Огдена, где он рассказывает о своих путешествиях по городам России во время Чемпионата мира по футболу в 2018 г., стали очень популярными в нашей стране.

В настоящее время YouTube-каналы слабо используются вузами для работы иностранными студентами. Учебные заведения зачастую и вовсе не имеют собственных YouTube-каналов. Только на YouTube-канале одного вуза был обнаружен плей-лист с роликами для иностранных студентов. Если взять 10 вузов – лидеров Национального рейтинга университетов Интерфакс 2019, то окажется, что суммарное число их подписчиков составит 297,1 тыс. пользователей, что меньше числа их ежегодных выпускников. Причем анализ активности вузов на площадке YouTube показывает, что численность студентов не влияет на число подписчиков и просмотров роликов на странице учебного заведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время российские вуз не в полной мере используют ресурс YouTube.

Список литературы

Панин Е.В., Анохина Т.Я. 2014. История и особенности обучения иностранных студентов в советских и российских вузах. – Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. № 4. С. 136-145.

Расторгуев С.В. 2019. Обучение иностранных студентов в России: политические, экономические, социальные факторы. – Власть. Т. 27. № 4. С. 32-39.

Расторгуев С.В., Волхонская З.И. 2020. Методология исследования общественно-политических установок иностранных студентов. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 10(4). С. 6-13.

Салин П.Б. 2020. Ключевые проблемы политической социализации обучающихся в РФ иностранных студентов. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 4. С. 14-18.

Шатилов А.Б. 2020. Иностранные студенты и российская политическая повестка: способы адаптации. – Власть. Т. 28. № 6. С. 159-163.

Zhang J., Goodson P. 2011. Predictors of International Students’ Psychosocial Adjustment to Life in the United States: A systematic review. – International Journal

of Intercultural Relations. Vol. 35. Is. 2. P. 139-162.

ЗАУГАРОВ Виктор Валерьевич – советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; VVZaugarov@fa.ru)

Источник: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2384&id=7889&l=&j=2&base=

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля