Эксперт “Минин-центра”, к.э.н., доцент, эксперт проекта Школа молодого этнополитолога Александр Доронин отмечает, что в последнее время много споров вызывает закупка Главным радиочастотным центром (ГРЧЦ) Роскомнадзора (РКН) образовательных курсов “Методы Интернет-разведки и OSINT (open source intelligence, комплекс мероприятий, инструментов и методов для получения и анализа информации из открытых источников)”.

В частности утверждается, что это является нарушением действующего законодательства, и якобы это может повлечь всевозможные нарушения и злоупотребления. Однако на самом деле ничего конспирологического в данном техническом задании на образовательные услуги нет, ведь данный учебный курс рассчитан на сбор, обработку и анализ информации, находящейся исключительно в открытом доступе. 

В техзадании прописаны темы базового учебного курса, в рамках которого будет решаться задача по установлению лиц, причастных к различным коммуникационным нарушениям, а также сбор доказательной базы и ее фиксация. Это может быть контроль фактических утечек информации и мониторинг сети интернет на предмет различных рисков. То есть все то, что входит в непосредственные должностные обязанности и полномочия сотрудников ГРЧЦ РКН.

Т.е. ГРЧЦ хочет в рамках имеющейся у него нормативной базы организовать для своих сотрудников курсы с выдачей 40-часовых сертификатов государственного образца о повышении профессионального уровня. Эти сертификаты идут в зачет ежегодной 40-часовой программы повышения квалификации.

После обучения сотрудники Главного радиочастотного центра должны получить устойчивые навыки поиска и анализа различных данных, открыто находящихся в киберпространстве. В том числе в ходе мониторинга интернет-пространства они должны будут уметь выявлять информационные ресурсы, предназначенные для незаконного использования, передачи, сбора, хранения и распространения компьютерной информации, содержащей персональные данные. Напомню, что Федеральным законом от 30.11.2024 №421-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена ст. 272.1, предусматривающая уголовную ответственность за создание и обеспечение функционирования подобных информресурсов.

Все это подтверждают и в самом РКН: «Обучение методам OSINT проводится в рамках регулярного повышения навыков и компетенций сотрудников ФГУП «ГРЧЦ», отвечающих за мониторинг российского медиапространства и выявления в нем нарушений законодательства РФ». Но только кто их слушает? Шум стоит такой, что голоса специалистов в этом вопросе просто напрочь тонут в дилетантском или умышленном информационном шуме. 

Кстати, курсы так называемых «журналистских расследований» и OSINT от ряда лиц, признанных иноагентами, дистанционно обучающих своих слушателей использовать в «журналистской» деятельности информационные ресурсы типа «Глаза Бога» или «Химеры» рекламируют уголовно наказуемые деяния, что серьезно нарушает действующее законодательство РФ, и никаким анализом открытых источников не является.
Но вернемся к нашей основной теме. Развеем еще один миф, широко разошедшийся в отечественных СМИ. РКН не формирует и не имеет никаких подразделений «киберразведки», так как не является ни субъектом оперативно-розыскной деятельности (регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»), ни разведывательным органом, осуществляющим разведывательную деятельность в пределах своих полномочий (регламентируется Федеральным законом «О внешней разведке»). И всякие досужие домыслы по этому поводу на совести их малограмотных или ангажированных авторов.

Всё это искаженное журналистское восприятие ситуации исключительно от некомпетентности в данном вопросе, или возможно частично связано с желанием «прокатиться на хайповой теме». Про мотивацию лиц, признанных иноагентами и пытающихся отрабатывать иностранное финансирование, и так все ясно.  

И наконец последнее. Единственное в чем РКН, с моей точки зрения, не совсем прав, и что во многом послужило многозначности в восприятии темы семинара – это использование англоязычного акронима OSINT. Не надо было употреблять этот весьма специфический термин там, где этой деятельностью и не пахнет. Но скорее всего кадровики, формирующие программы по обучению, просто скопировали то, что «нашли в интернете». Надеюсь, что им уже объяснили, что так делать не надо. В плане грамотного обозначения данной сферы деятельности есть давний, прошедший проверку временем, отечественный термин «анализ открытых источников», вот его и применяйте. Кстати, в профессиональной среде использование ни по делу и ни к месту иностранных терминов вызывает серьезные сомнения в компетенции человека, который ими публично оперирует. 

Напомню, что OSINT (от англ. Open Source Intelligence — «разведка по открытым источникам») это не только разведывательная дисциплина, но и комплекс мероприятий, инструментов и методов для получения и анализа информации из открытых источников. То есть если вы утверждаете, что занимаетесь OSINT, то вы априори во всеуслышание заявляете, что занимаетесь «сбором, обработкой и анализом информации из открытых источников в интересах … некого разведывательного органа». Ведь не менее 80% разведывательной информации спецслужбы собирают из отдельных не секретных материалов путем их обобщения и анализа.

И если вы сможете затем доказать следователю органов госбезопасности, что на территории Российской Федерации занимаетесь OSINT в интересах ГУ ГШ, СВР или ФСБ, то все в порядке. Хотя сотрудники этих структур в постановке задания перед своими добровольными помощниками называют этот комплекс разведывательных мероприятий совсем по-другому …

В обратном случае, вы становитесь потенциальным фигурантом ст.275 и 275.1 УК РФ, если вы гражданин России, и ст.276 УК РФ если вы являетесь гражданином иного государства или лицом без гражданства.

Нужно помнить, что согласно ст. 275 передача любых сведений в виде оказания финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям в проведении ими деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, может рассматриваться как государственная измена.

Согласно действующему законодательству, информационный материал, не имеющий грифа секретности, также может быть предметом шпионажа. В ст. 286 УК РФ имеется соответствующий диспозитивный признак преступления, когда предметом шпионажа становятся так называемые «иные сведения». Круг иных сведений не ограничен законом и не предусмотрен каким-либо перечнем. Это связано с тем, что иностранных разведывательных органов, к примеру, могут интересовать планы и схемы сельских дорог, сведения о социально-политической и экономической обстановке в том или ином регионе России, исчерпывающие данные о российских лицах, принимающих решения, и многое, многое другое.

Уголовный кодекс РФ исходит из того, что иностранная разведка, давая своей агентуре задания о сборе соответствующих сведений, считает их необходимыми для использования в ущерб нашей стране. Поэтому закон, по существу, запрещает сбор любых сведений, если они интересуют иностранную разведку, и если она дает задание своей агентуре на их сбор.

К тому же данные из разведывательной, военно-мобилизационной и оборонно-промышленной сфер могут быть секретны ещё и по совокупности. Судебная практика считает, что каждое из сведений, входящих в совокупность, может не составлять какого-либо секрета, но вся совокупность этих данных в целом может являться государственной тайной. Поэтому, работая с подобными открытыми источниками, нужно быть предельно внимательным, чтобы не попасть под уголовное преследование.    

Федеральным законом от 14.07.2022 N 260-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена ст. 275.1. УК РФ «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией». Диспозиция данной статьи звучит следующим образом: «Установление и поддержание гражданином Российской Федерации отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 275 настоящего Кодекса)».

Так согласно статье Лауры Кеффер «ФСБ обвинила экс-сотрудника генконсульства США в сборе данных об СВО» в августе 2023 года бывшему завхозу генконсульства США во Владивостоке Роберту Шонову было предъявлено обвинение по ст. 275.1 УК РФ. По версии ФСБ России Шонов за материальное вознаграждение по заданию сотрудников американского посольства занимался сбором сведений «о ходе специальной военной операции, мобилизационных процессах в регионах России, о проблемных моментах и оценке их влияния на протестную активность населения в преддверии выборов президента Российской Федерации в 2024 году».  Информация, которую Шонов предоставлял американским дипломатам, была собрана им из публикаций СМИ.

Риск уголовного преследования по ст. 275.1 УК РФ существует не только в случае передачи иностранцам любой интересующей их информации, в том числе и собранной из публикаций российских СМИ, но и в случае публикации под псевдонимом своих материалов в иностранных газетах и журналах. 

На текущем технологическом этапе глобальные технологии анализа открытых источников выходят на передний план в стратегическом планировании. Они находят все большее применение не только в сфере государственного управления и национальной безопасности, но и в решении различных бизнес-задач. Это обусловлено тем, что современные технологии позволяют получать доступ к обширным массивам данных, требуемых для оценки ситуации, ее мониторинга и выдаче рекомендаций, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений. Но делать все это нужно строго в рамках действующего законодательства РФ.

В настоящее время в России по ряду причин большинство специалистов в области анализа открытых данных аккумулируется в коммерческом секторе российской экономики. Учитывая стремительное развитие инструментов сбора и анализа открытых источников, требуется систематизация усилий государственных и корпоративных участников этой сферы, создания в Российской Федерации благоприятных условий для взаимного обмена знаниями, инструментами и техническими достижениями.

В связи с этим, одним из направлений повышения качества и актуальности информационно-аналитического обеспечения российских государственных и корпоративных структур может стать создание Консорциума по координации работы с российскими независимыми экспертно-аналитическими центрами обработки открытых данных. Установление взаимовыгодных отношений позволит российским федеральным и региональным органам исполнительной власти при решении проблем качества и оперативности принятия стратегических социально-политических и экономических решений в условиях сложной международной обстановки не создавать собственные громоздкие и слабоуправляемые бюрократические структуры, а во многом ограничиться координацией и постановкой задач. Это могло бы дать новый ощутимый толчок российскому рынку анализа открытых источников информации. 

В дополнение к созданию Консорциума было бы рациональным определиться с опорным ВУЗом для подготовки специалистов по программам высшего и дополнительного профессионального образования. Еще одним элементом создаваемого практического научно-педагогического кластера для совместной разработки отраслевых и обучающих стандартов может стать создание по образцу американской OSINT Foundation саморегулируемой организации – Ассоциации специалистов в области открытых данных с координирующей ролью ИМВЭС НИУ ВШЭ, как ведущего образовательного и экспертно-аналитического центра страны при Президенте и Правительстве РФ, содействующего разработке ряда национальных программ и стратегий на федеральном и региональном уровнях государственного управления. ИМВЭС уже имеет определенный задел в этом направлении, в том числе в части разработки национальных стандартов в области подготовки специалистов в области сбора и анализа информации из открытых источников.

Источник: https://www.niann.ru/?id=616013

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля