В условиях меняющихся геополитических обстоятельств и глобальных вызовов, таких как политическая напряженность, экономические потрясения и миграционные процессы, анализ исторического пути и основных направлений внешней политики Молдовы, Приднестровский конфликт и стремление к интеграции с Европейским Союзом, изучение стратегий и приоритетов в международных отношениях необходимы для определения её статуса на мировой арене, обеспечения национальной безопасности, экономического развития и укрепления партнерских связей с другими государствами. Это также позволяет понять, как государство адаптируется к новым вызовам и реальностям. Внешняя политика является одним из ключевых аспектов существования любого государства, определяющим его роль на международной арене и формирующим отношения с другими странами.

Республика Молдова, обретшая независимость в 1991 году, сталкивается с множеством уникальных вызовов и возможностей, которые влияют на её внешнеполитическую стратегию. Первый этап становления государственности Молдовы сопровождался процессом самоидентификации и поиска места в системе международных отношений. Как новый субъект международного права, молодое государство не могло оставаться в стороне от глобальных процессов.

Современная внешняя политика Республики Молдова не может быть проанализирована без учёта факторов глобализации, расширения евроатлантических структур и роста напряженности на мировой политической сцене. На основе исследования Громыко А. А. и Носова М. Г. «Европейский союз в поисках глобальной роли: политика, экономика, безопасность» была проанализирована динамика взаимодействия Молдовы и ЕС. В этой работе детально рассматриваются вопросы политического и экономического сотрудничества между государствами.

 Взаимоотношения, проблемы и основные направления сотрудничества между Молдовой и Румынией, а также некоторые аспекты взаимодействия Молдовы с Россией освещены в работе D. Cimpoeșu «Republica Moldova între România și Rusia» [Чимпоешу Д. «Республика Молдова между Румынией и Россией»]. Работа подчеркивает, что Молдова находится на перекрестке между Востоком и Западом, что отражается в её двойственной политике и сложных отношениях с Россией и Румынией. Страна стремится сохранить суверенитет, балансируя между этими двумя мощными влияниями, но её будущее зависит от того, каким путем она решит следовать – в сторону более тесной интеграции с Европейским Союзом через Румынию или сохранения отношений с Россией.

Важное внимание уделено региональному сотрудничеству Молдовы с ОЧЭС, ГУАМ, ЕС и СНГ в работе Чеботарь С., Гросу В. «Republica Moldova: în contextul cooperarii regionale» [«Республика Молдова: в контексте регионального сотрудничества»]. Исследование подчёркивает, что для Молдовы жизненно важно развивать региональное сотрудничество, поскольку оно способствует экономическому развитию и политической стабильности страны. Авторы считают, что баланс между Востоком и Западом остаётся ключевым элементом внешней политики Молдовы, и дальнейшее укрепление связей с регионами может стать основой для устойчивого роста.

Для Республики Молдова в первые годы независимости важным вопросом стало определение своей роли в новых геополитических условиях. Стремление к интеграции в международные организации, такие как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и ОЧЭС, стало ключевым элементом её внешнеполитического курса. Взаимодействие с мировыми державами, такими как Россия и Европейский Союз, остаётся важным направлением во внешней политике страны. Существенным направлением внешнеполитической деятельности является развитие и углубление отношений со странами СНГ, особенно с Российской Федерацией, где главной задачей является построение взаимодействия на основе доверия и взаимоуважения. Россия остаётся важным партнёром для Молдовы, особенно в контексте приднестровского конфликта. Углубление политического, экономического и энергетического сотрудничества между сторонами играет ключевую роль. Одним из приоритетов внешней политики Республики Молдова является курс на сближение с Европейским Союзом и дальнейшая интеграция в его структуры. ЕС является основным партнёром Молдовы и активно содействует её интеграционным процессам. Сотрудничество между Республикой Молдова и Европейским Союзом базируется на общих ценностях, таких как демократия, уважение прав человека, верховенство закона и рыночная экономика. Основы нормативно-правовой базы двусторонних отношений были заложены в 1994 году с подписанием Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве. На сегодняшний день эти отношения развиваются в рамках Соглашения об ассоциации, подписанного в 2014 году, что способствует экономической интеграции и политической ассоциации между сторонами.

Список используемой литературы:

  1. Бодиштяну Н. В. Внешние и внутренние факторы формирования евразийского направления внешней политики Республики Молдова // Актуальные проблемы Европы. – 2021. – №. 1 (109).
  2. Брысякина Л. А. Межгосударственные отношения Российской Федерации и Республики Молдова: современное состояние и перспективы развития // Москва. – 2008.
  3. Громыко Ал. А, Носова М.Г. Политика ЕС на постсоветском пространстве// Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность. – 2015. –С.55- 141.
  4. Bordeianu M., Cruc O., Osoian I. Evaluarea atitudinilor, capacităților și nevoilor autorităților Republicii Moldova în contextul proceselor de integrare europeană. Chișinău, 2011. 46 p.
  5. Politica externă a Republicii Moldova : de la independenţă la preşedenţia lui Vladimir Voronin / Ileana Racheru. – Bucureşti : Monitorul Oϐicial R.A.

Нечаева Татьяна Алексеевна
Политология. 4 курс. Группа 2-21-1

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля