Наконец я нашла исследование российских учёных, которые, как и я, бьют в колокола по поводу того, что срочно нужно менять систему образования, в первую очередь уходя от имеющейся системы натаскивания детей и системы формального оценивания (под формальным я имею ввиду, когда оценивается не глубокое понимание предмета, а зазубренное, натасканное на правильные ответы). Кричат-то об этом многие, а вот основываясь на научных данных и статистиках, единицы.

Спойлер, если вы уже приготовились выдать комментарий в стиле «виновата западная система, по которой мы пошли, надо делать что-то своё», дочитайте до конца мою публикацию, а в идеале все ссылки, которые я привожу в конце. Вы убедитесь, что проблема не в самой системе, откуда бы мы её себе ни скопировали, а в нашей любви к имитации деятельности и показушности. В таких условиях, знаете ли, какую систему ни возьми, какую себе свою ни разработай, итог будет такой же. Пока взрослые боятся расстроить начальство, а дети — учителя, родителя и признаться самим себе в реальном состоянии дел, знаний, пробелов, у нас нет исходной точки отсчёта, от которой нужно что-то менять, исправлять или улучшать.

Итак, исследование это было проведено ещё в 2020 году двумя учёными из Екатеринбурга, Гарольдом Зборовским и Полиной Амбаровой.

Вот очень коротко некоторые выжимки их 22-страничного текста:

· Очень остро стоит проблема образовательной неуспешности российских школьников. Под неуспешностью авторы понимают академическую неуспеваемость и отсутствие мотивации.

· Статистик, которые об этом свидетельствуют, очень много. Вот лишь некоторые цифры и некоторые источники. Образовательная неуспешность российских школьников уже не раз была отмечена международными исследованиями, такими как PISA (Programme for International Student Assessment, PIRLS(Progress in International Reading Literacy Study), TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). Уровень образовательной подготовки более половины выпускников основной школы оценивается как базовый, пятая часть выпускников 9 класса не достигает порогового значения сформированности функциональной грамотности по международным требованиям.

· Согласно результатам исследования, проведённого Счётной палатой РФ в 2017 году, 70,4% родителей считают, что знаний, полученных в школе, недостаточно для поступления в вуз. 70,8 % родителей признались, что вынуждены оплачивать занятия с репетиторами, чтобы поступить в вуз.

· С 2014 года наблюдается тенденция увеличения количества академически слабых детей в колледжах. Это объясняется тем, что ради улучшения показателей в общеобразовательной школе неуспешных детей попросту «выдавливают» из школ из-за риска неуспешной сдачи ими ЕГЭ. Процент отсева детей из колледжей при этом достигает 40%.

· В вузах картинка не лучше. Ещё в 2010 году Я. И. Кузьминов показал, что 10-15 % студентов вузов — это школьные двоечники, а 40 % не хотят и не могут учиться.

· Далее молодые люди несут эту проблему с собой на рабочие места. Как результат, Россия занимает лишь 33-место по такому индексу, как наращивание человеческого капитала через повышение квалификации и перепрофилирование. О чём это говорит? Переводя на простой язык, это говорит о том, что нефть, газ, углеводороды — все ещё наши основные ресурсы (а они имеют тенденцию заканчиваться), но никак не человек. И учиться после школы / вуза в стране не является массовой ценностью. Это, кстати, классно демонстрирует известный анекдот. На выпускном экзамене преподавателям вуза предложили испытать самолёт, сконструированный и изготовленный студентами-выпускниками. Никто не рискнул, кроме одного старенького профессора, который так объяснил, почему не испугался: «Я был уверен, что он даже не взелтит».

· Итак, проблема образовательной неуспешности очевидна. Одновременно задачи, которые ставит перед собой наше государство, амбициозны, читаем это и в национальном проекте «Образование», и в проекте «5-100», и они абсолютно не реализуются, даже, наоборот, результаты с каждым годом все падают. При этом ученые Зборовский и Амбарова провели анализ всех государственных документов и не нашли ни в одном из них малейшего упоминания проблемы. Она умалчивается. О проблеме говорят учёные, эксперты из образования, типа меня, публичные деятели, но никак не чиновники. Интересно, что в своей статье Зборовский и Амбарова отдельно отмечают, что в неформальных беседах руководители образовательных учреждений признавали проблему, но отказывались участвовать в исследовании, давать данные, ссылаясь на риск административного наказания. Заложником такой ситуации камуфлирования проблем и «рисования» красивых отчётов стала вся страна.

· Как итог, на рынке труда (а это, вообще-то, конкурентоспособность страны) мы имеем огромное количество людей, не обладающих профессионализмом, но умеющих приспосабливаться.

Всё исследование не буду тут приводить, вы его можете и сами почитать. Там и про риски, которые несёт для страны такая патовая в образовании ситуации, и выкладки, что с этим делать.

А меня, кроме статьи, заинтересовало интервью, которое в связи с выходом исследования дали его авторы для «Правмира». Наконец-то я услышала единомышленников, теперь хочу найти этих авторов, познакомиться и обнять. Хоть кто-то называет глубинную причину этой проблемы. Правда, авторы признаются, как, впрочем, и я, что нигде официально чиновниками эта причина не признаётся и вслух на совещаниях об этом говорить невозможно. Итак, цитата авторов: «Российское образование превратилось в имитацию!» Вот тут и есть корень зла.

Имитация всего. Деятельности и показателей. Учителя натаскивают детей на ВПРы, ЕГЭ и ОГЭ, дети выполняют типовые задания, сдают работы, школа пишет отчёт — всё хорошо! Система стимулирования учителей тоже направлена на поддержание такой системы. Более того, как вы знаете, система поощрения директоров и даже губернаторов регионов направлена на поддержание такой системы. С них спрашивают результаты ЕГЭ. Имитация успеха. Реального глубокого понимания темы, материала дети не показывают. А на бумаге всё неплохо.

Имитация, кстати, начинается ещё в детском саду, когда дети приносят поделки, которые сделали за них родители. Воспитатели знают об этом, но это всех устраивает. Учебный план же выполнен. Фотоотчёт прилагается. Дети с самого раннего возраста учатся имитировать знания. Выучил — сдал, получил «пятёрку» — забыл. Отличники – это особая группа риска для воспитания привычки к имитации в нашей системе, поощряющей зазубривание и репродуктивное обучение. Дети сдают бесконечные проверочные работы, участвуют в конференциях, делают проекты, чаще всего компилируя уже имеющееся в интернете или припахивая родителей. В школах и вузах процветает академическое мошенничество — списывание, плагиат, стремление получить оценку любыми способами, ГДЗ, Гугл-транслейт, что угодно. Как бы так учиться, чтобы не учиться? Так называемая парадоксальная мотивация. Реального желания погрузиться в тему и что-то узнать крайне мало.

Эта установка на имитацию деятельности пронизывает все уровни, от ученика за партой до рядового учителя, далее по цепочке — руководителя образовательного учреждения, чиновника Минпросвещения. Те же самые дети, который зубрили в школе ради оценки, потом идут работать в эти же школы учителями, директорами, что ещё хуже — в департаменты. Не все, но согласитесь, основная масса именно об этом.

С такой же парадигмой выпускники идут на рынок труда в другие сферы, не связанные с образованием. Там это расхлёбывают работодатели, которые часто, кстати, также имитируют деятельность для владельцев бизнесов. Апофеоз этой проблемы — постоянное «рисование» красивых отчётов на уровне государства. Одно из таких масштабных «рисований» отчётов по импортозамещению мы все наблюдали последние 8 лет и видим результат этого «рисования» сейчас. «Как гвоздей в стране нет?» Удивлённо возмущается Матвиенко. «Программа импортозамещения провалена». Грустит Мантуров. Да вы что? Вы разве все 8 лет этого не знали? А мы, предприниматели из реального сектора знали. А вы нет? вам носили красивые отчёты?

Если вы все ещё уверены, что российское образование находится в жутком кризисе из-за того, что мы взяли какую-то там западную модель, вы ошибаетесь. Проблема не в этом. Или давайте так. Не только в этом.

А в том, что, во-первых, мы даже модель-то западную никакую взять толком не смогли. Мы нарисовали ФГОС, к которому много вопросов, безусловно, но мы и этот кривой ФГОС не реализуем даже наполовину. Ну, например, разве школа развивает 4К, закреплённые во ФГОС? Или разве есть в реальности метапредметный подход? Или разве так называемая проектная деятельность (чаще всего это просто презентации с информацией из интернета) является реально проектной?

Во-вторых, не секрет, что сам проект реформы образования, внедрения ЕГЭ и ОГЭ стал в своё время масштабным распилом. Там не было задачи реально внедрить. И никаких гарантий, что следующая реформа (типа «Вернём советскую систему» или «Образование в новом русском мире») не станет тем же самым. Пока я писала эту публикацию, как раз пришли новости о том, что Минпросвещения будет готовить свою собственную систему образования, уходя от Болонской. Я, с одной стороны, рада, вроде бы обещают уход от ЕГЭ и ОГЭ, с другой, тревожно. Люди-то, которые делать будут, все те же самые, любители красивых отчётов. И распилов.

В-третьихчтобы что-то менять, надо сейчас в текущей точке отсчёта признаться в реальном состоянии дел. Пока взрослые, задействованные в системе образования, не перестанут врать, не научатся бесстрашно говорить начальнику, как есть, ждать, что дети перестанут списывать, зубрить на оценку и будут реально учиться, бессмысленно.

Источник: https://dzen.ru/a/Yo5RHeoCdluWpAP4

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля