Обеспечение экономического суверенитета и независимости россии в условиях современности
Ключевые слова: вызовы и угрозы, системный анализ, экономическая безопасность, экономический суверенитет, экономическая независимость.
Keywords: challenges and threats, system analysis, economic security, economic sovereignty, economic independence.
Проблема обеспечения экономического суверенитета в современных условиях глобальных трансформационных преобразований, связанных с формированием новой системы координат, нового мирового порядка, сложностью перехода от моноцентричного к полицентричному миру, возникшей необходимостью создания принципиально новой мирохозяйственной модели и системы международной безопасности, становится еще более актуальной. Как для Российской Федерации, так и для Содружества в целом, это не просто актуальная, а жизненно-важная проблема. От правильного и своевременного решения данной проблемы зависит обеспечение национальной безопасности, выживание и будущее нашей страны.
Вопросы данной проблематики достаточно часто обсуждаются в отечественной и зарубежной литературе. Актуальность данных вопросов подтверждается тем, что при формировании нормативно-правового поля Российской Федерации и разработке программных стратегических документов, им придается приоритетное значение.
В XVI-XVIII веках в мировой экономической науке господствовал меркантилизм – экономическая доктрина, которая наиболее тесно ассоциировалась с военной экономикой. Адепты реализма и неомеркантилизма допускают вмешательство государства в экономику в интересах достижения целей национальной безопасности. На практике этим достаточно успешно пользуются США, хотя правительствам других стран они навязывают противоположную позицию.
Опыт первой и второй мировых войн подтвердил значение этой концепции. Отсутствие экономической самодостаточности ставит страну в крайне тяжелое положение и приводит ее к поражению. После окончания Второй мировой войны немецкие аналитики пришли к выводу, что «война проиграна не военными, а экономистами». Условия современности, приводят нас к выводу, что нужно строить экономики таким образом, чтобы они максимально опирались на собственные ресурсы и реальные возможности страны. Идеология роста потребления, по своей сути, является ложной и хищнической по отношению к биосфере Земли.
Следует отметить, что концепция экономической независимости в современных условиях приобретает особое значение как для обеспечения безопасности страны, так и для ее развития. Полная экономическая независимость и самодостаточность государства называется автаркией.
Между тем переход к полной автаркии для государств не реален и не рационален. Поэтому необходимо выбирать путь развития, соответствующий золотой пропорции. В проведении экономической политики следует избегать крайних форм, учитывать этапы эволюционного развития, ритмодинамику экономических циклов, реальную ситуацию и факторы обеспечения безопасности. Приверженцы теории автаркии призывают к самодостаточности, а не к полной замкнутости экономики. В качестве примера приводится опыт западных стран, когда введенные ими протекционистские меры способствовали экономическому росту. Например, США и Германия в конце XIX века, Южная Корея и Япония во второй половине XX века.
Пол Кругман считает, что свободная торговля стимулирует рост и оказывает положительное влияние на экономическую стабильность. В теоретическом плане П. Кругман и его сторонники, в основном, правы, но они умалчивают, что свободная торговля существует только для привилегированных стран и тех, которые отказались от своего государственного суверенитета. А вот как практически, когда против России, в нарушение норм международного права, США и коллективный Запад ввели 8,5 тысяч санкций, стране можно просто выжить, не говоря о том, что она должна развиваться? Кроме России, история знает примеры санкционных войн против Северной Кореи, Кубы, Ирана, народы которых уже более половины столетия страдают от санкционного давления. Существуют аналогичные примеры и в отношении других государств.
А разве США и страны Запада не заслуживают санкций за свои злодеяния перед человечеством? Мы уверены, что заслуживают. Но наказания они избегают по причине того, что их право определяется силой. Такой порядок вещей для человечества неприемлем, так как он, по своей сути, является деструктивным и регрессивным.
Вместе с тем, несмотря на солидную историю и большой объем исследований по данной проблематике, мы считаем, что с позиций системной методологии и теории безопасности, проблема обеспечения экономического суверенитета России, недостаточно изучена.
Рисунок 1.
Принципиальная схема взаимосвязи экономической независимости и экономического суверенитета
По нашему мнению, рассматривать экономический суверенитет в отрыве от других факторов будет неправильно. Предлагаем рассматривать данную проблему в системе четырех взаимосвязанных и взаимозависимых главных компонент: экономическая независимость – экономический суверенитет – экономическая самодостаточность – экономическая безопасность (см. рис. 1).
Обращаясь к понятиям экономического суверенитета и экономической независимости, и учитывая то, что эти две категории тесно связаны между собой, считаем необходимым подчеркнуть, что первичной и более значимой проблемой для национальной безопасности страны является все же обеспечение экономической независимости. Она достигается, прежде всего, за счет самодостаточности национальной экономики, наличия необходимых для ее нормального функционирования ресурсов, соответствующего уровня развития производительных сил и экономической мощи страны, наличия платежеспособного спроса и необходимой емкости рынка (рынков). Это позволяет удовлетворять производственные и личные потребности населения страны, не прибегая к импорту товаров и услуг.
Суверенитет, прежде всего, означает способность и возможность государства самостоятельно устанавливать правила и принимать решения в сфере экономики на всей своей территории. Если экономика не самодостаточна, а зависима от других стран, от международных регуляторов, МФО, ТНК и других внешних акторов, воздействующих на принятие стратегических решений в стране, то разве можно при таких условиях обеспечить реальный суверенитет? Думаем, что нет, и практика это подтверждает.
Поэтому очень важно раскрыть отношения между экономической независимостью и экономическим суверенитетом, оценить уровни опасности экономической независимости России и их влияние на национальные интересы России.
В современных условиях быстрее и четче начали проявляться системные проблемы мировой хозяйственной системы, которые затронули не только развивающиеся, но и развитые страны, включая и США. Основной причиной глобального масштаба проблем и перерастания вызовов в глобальные угрозы и опасности является системный кризис человеческой цивилизации, образование огромного разрыва между духовно-нравственным и технологическим развитием, системный кризис мировой капиталистической модели, стихийность мировой рыночной системы, снижение биоемкости Земли, катастрофическое отставание по переходу цивилизации на ноосферный путь развития.
Как следствие, данные факторы оказывают непосредственное влияние на формирование и реализацию экономической политики правительств.
Э. Кочетов утверждает, что одним из основных последствий глобализации является «сужение самостоятельности и свободы национальных правительств в ведении собственной экономической политики» [4, с. 24].
Так же необходимо учитывать нарастание агрессивности Запада по отношению к России. Как справедливо утверждает М.И. Кротов: «52 страны Запада и их экономические и военно-политические организации, поставившие цель нанесения России максимального ущерба, безусловно, являются нашими противниками» [6, с. 22].
В условиях однополюсной модели глобализации только Запад во главе с США имеет возможность извлекать из своего положения гегемона, политическую, финансовую и научно-технологическую ренту. Если какая-нибудь страна вырывается в лидеры, против нее используют весь арсенал легальных и нелегальных средств, чтобы затормозить ее рост.
Т.Р. Орехова, считает, что: «Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями» [10].
Поскольку мировая хозяйственная система представляет собой совокупность национальных экономик, то вполне естественно, что национальные экономики должны взаимодействовать между собой и сотрудничать. Но на практике так не происходит. Это связано с тем, что международное разделение труда фактически не основывается на принципах справедливости и не реализуется на взаимовыгодных условиях. Существующая сегодня модель мирохозяйственной системы построена таким образом, что конечным выгодополучателем являются США и определенные страны Запада, а остальным они отводят роль неоколоний.
И это все происходит в условиях игнорирования международного права, двухсторонних и многосторонних межнациональных соглашений, а также в жестких условиях глобализации, экономической интернационализации, экономической экспансии, нездоровой конкуренции, политического и силового диктата.
Кроме того, в современных условиях существенно усилилось влияние на международное разделение труда таких факторов, как изменение климатических условий и связанных с ими последствий в разных регионах мира; ухудшение экологической ситуации; сокращение запасов природных ресурсов. При этом должен учитываться потенциал национального человеческого капитала; уровень развития критических технологий; военная мощь, социально-экономическая политика государства.
Экономический суверенитет Российской Федерации – объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств [7].
А если международные обязательства не соответствуют национальным интересам, не носят добровольный характер, а были навязаны извне с помощью санкционного давления, игнорирования международного права, сговора и других неправомочных действий? Такого рода международные обязательства, не соответствующие национальным интересам России, исполнятся не должны.
Критически анализируя литературу по экономической безопасности, С.С. Босхолов, так же как и мы, на первое место ставит экономическую независимость, а за ним экономический суверенитет, справедливо полагая, что в определении экономической безопасности не хватает, по крайней мере, еще двух ключевых терминов – экономическая независимость и суверенитет. [1, с. 238].
Таким образом, именно обеспечение экономической самодостаточности, независимости и экономического суверенитета служит гарантом реального суверенитета и независимости России.
Под экономическим суверенитетом следует понимать независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики, в установлении режима использования природных ресурсов, богатств в морской исключительной экономической зоне, воздушного пространства над территорией страны, порядка и условий перемещения через свою таможенную границу, в установлении норм и правил допуска, регулирования и гарантий иностранных инвестиций, в праве заключать договоры и соглашения с зарубежными государствами, вступать в экономические союзы и ассоциации, международные организации, в праве выдавать государственные гарантии и соблюдать их выполнение, а также самостоятельность государства в осуществлении суверенных прерогатив экономического содержания во взаимоотношениях с другими государствами и их союзами [5, с. 36].
Отсутствие конкурентоспособного научно-технологического потенциала страны ставит ее в зависимость от техники и технологий развитых стран. Отсутствие ресурсов или средств на их приобретение, ставит страну в зависимость от владеющих этими ресурсами и технологиями. Кроме того, эта зависимость не ограничивается сферой экономических отношений, а переходит в сферу политических отношений, так как более мощная и развитая в научно-технологическом плане страна, продвигает свои национальные интересы путем разного давления и навязывания политической воли зависимым от нее странам.
Социально-экономическая система государства является сложной динамической системой. Из этого следует, что необходимо своевременно предвидеть и учитывать в практической деятельности тенденции развития НТП. Ведь бурное развитие науки и технологий на современном этапе требует, прежде всего, понимания происходящих процессов и точного прогнозирования тенденций их развития.
Большая открытость национальной экономики России, свидетельствует о высокой степени ее встраивания в мирохозяйственную систему. В принципе, в этом не было бы опасности, если бы глобальная хозяйственная система формировалась на взаимовыгодных и равноправных отношениях, эквивалентном товарообмене, справедливых рыночных ценах, здоровой конкуренции, соблюдении международного права и экологического императива, а не по западным лекалам построения модели однополюсного мира, которая только усилила нарастание нестабильности и глобальных вызовов и угроз.
Основные из них:
– усложнился доступ к полезным ресурсам. Легко добываемые ресурсы исчерпались. Оставшиеся ресурсы стали труднодоступными и высокозатратными;
– начались необратимые процессы перехода к многополярному миру;
– произошло исчерпание существующей общественно-экономической формации;
– происходит пересмотр базовых ценностей при росте социально-экономического и информационного неравенства;
– развивается системный кризис мировой финансовой системы.
Важную роль в обеспечении экономической независимости и суверенитета России играет и национальная финансовая система.
Стратегия национальной безопасности России предусматривает укрепление финансовой системы Российской Федерации и ее суверенитета, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, в том числе платежной инфраструктуры, преодоление зависимости в этой сфере от третьих стран [8].
Международная экономика – это, прежде всего, совокупность национальных экономик, вступающих между собой в торговые, инвестиционные, кредитные отношения и отношения, связанные с оказанием услуг по поддержанию мира и гуманитарной помощи.
Кроме того, следует учесть еще один важный фактор негативного влияния. Суть его в том, что не все страны обладают равными возможностями. У них разный уровень социально-экономического развития и разные экономические модели. При этом через разные способы манипуляций им навязывают либеральную модель развития, принуждая государства передать функции управления и регулирования национальной экономикой на откуп свободному рынку. При этом предлагается полностью открыть национальные экономики в условиях господства ТНК, полного игнорирования международного права и нарастающей глобальной экспансии моноцентричного мира. А для тех, кто сопротивляется такому давлению, отстаивая национальные интересы своей страны, запускают «экономических убийц». Джон Перкинс в своих откровениях публично заявил: «Мне стыдно за ложь, которую я говорил, отстаивая интересы Всемирного банка. Стыдно за то, как я вместе с этим банком и его дочерними организациями помог американским корпорациям опутать своей ядовитой паутиной всю планету. Мне стыдно за «откаты» лидерам бедных стран, за шантаж и угрозы, что, если они откажутся от кредитов, которые должны поработить их страны, шакалы ЦРУ либо свергнут их, либо убьют» [3, c. 13].
Ярким примером является втягивание государств СНГ в ВТО, в нарушение принятых норм, взятых обязательств. Так был принят Кыргызстан в 1998 г., Грузия – в 2000 г., Молдова – в 2001 г., Армения – в 2003 г., Украина – в 2008 г., а Россия только в 2012 г. и на невыгодных для нее условиях. Для примера: Беларусь запросила членство еще в 1993 г., и ее так и не приняли, потому что она проводила самостоятельную политику. А с 2022 года переговоры были остановлены по инициативе ВТО. Такая политика международного регулятора, публично независимого, а реально, управляемого США, не позволяет создать полноценный экономический и валютный союзы, возводя разного рода барьеры на пути интеграции государств Содружества. Такую же экспансионистскую политику проводят и финансовые мегарегуляторы.
Следует напомнить, что Россия в глобальном индексе конкурентоспособности, постоянно занимает 5-6 места в мировом рейтинге по емкости рынка. Это очень важное конкурентное преимущество. Она также обладает огромной внутрихозяйственной системой. Поэтому при успешном проведении структурных и институциональных реформ, модернизации экономики, рациональном размещении производительных сил при реализации стратегии пространственного развития, при проведении стимулирующей экономическое развитие денежно-кредитной и бюджетной политики, а также при создании экономики «простых вещей» Россия будет способна обеспечить своих потребителей товарами и услугами, в основном, за счет внутреннего рынка.
Проводя анализ ведущих стран мира по индексу выживания, мы пришли к заключению, что Россия имеет самые сильные позиции в мире и находится в оптимальной зоне по таким критериям как: географические условия, природные ресурсы, ядерные силы. К ее слабым позициям, требующим кардинальных преобразований, пока относятся экономическая мощь и демографическая ситуация в стране.
Не менее важным стратегическим направлением по обеспечению экономической независимости является развитие научно-технологического потенциала страны.
К основным вызовам и угрозам экономической безопасности России относятся:
– стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
– использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям [7].
Наиболее значимыми для научно-технологического развития России вызовами являются:
– трансформация миропорядка, сопровождающаяся перестройкой глобальных финансовых, логистических и производственных систем, снижением уровня и повышением сложности участия в международной кооперации в рамках научной, научно-технической и инновационной деятельности;
– исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов [9].
При правильной научно-технологической политике, активизации развития производительных сил, выстраивании цепочек трансфера высоких технологий с дружественными и нейтральными странами Россия способна существенно повысить уровень своей глобальной конкурентоспособности.
Основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы укрепления и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации [2].
К приоритетным направлениям России отнесены следующие технологии:
– искусственный интеллект, квантовые вычисления, квантовые коммуникации, Интернет вещей, технологии распределенных реестров;
– технологии электронной компонентной базы, в том числе принципиально новой, квантовые сенсоры, новые поколения микроэлектроники, мобильные сети связи 5 поколения;
– энергетические технологии – распределенные интеллектуальные энергосистемы, новые технологии генерации, включая технологии природоподобной атомной энергетики и технологии термоядерной энергетики, инновационные способы передачи электроэнергии, новые и портативные источники энергии, в том числе возобновляемые;
– технологии живых систем, в том числе генетические;
– передовые цифровые и интеллектуальные производственные технологии, новые материалы, создание систем обработки больших объемов данных.
Суверенитет Российской Федерации в технологической сфере – способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства [9].
Экономика должна развиваться на основе достижений научно-технологического прогресса. Именно на этих приоритетных программах необходимо сосредоточить усилия России, чтобы обеспечить свой технологический суверенитет.
Академик А.Г. Аганбегян обращает особое внимание на то, что технологии России в 3 раза отстают от США. Если это так, то это очень тревожный сигнал.
Вместе с тем, следует отметить, что с приходом в Правительство М.В. Мишустина в таком секторе как цифровая экономика Россия за последние четыре года существенно поднялась в рейтинге и заняла 14 место в мире.
Выводы:
1. Обеспечение экономической безопасности, экономической независимости и суверенитета России в современных условиях является задачей стратегически важной для существования и прогрессивного развития страны.
2. России необходимо менять экспортно-ориентированную сырьевую модель экономики. Следует провести диверсификацию национальной экономики, которая является важным аспектом обеспечения экономической независимости. Правительство не должно полагаться на экспорт энергоресурсов и сырья, импорт товаров народного потребления и критических технологий, необходимо реализовать модель экономики «простых вещей».
3. Приоритетное внимание необходимо уделить формированию емкого и платежеспособного внутреннего рынка. Внутренний спрос окажет положительное влияние на обеспечение устойчивости экономики и защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя, позволит снизить зависимость от зарубежных рынков, минимизирует влияние на национальную экономику конъюнктурных кризисов и повысит уровень экономической независимости страны.
4. Скоординировать инвестиционную политику, направить инвестиционные потоки на развитие национального человеческого капитала – в образование, науку, новые технологии и инновации, обеспечивающие экономическое развитие. Необходимо углублять экономическую интеграцию и кооперацию, активизировать многостороннее региональное сотрудничество. Все эти меры позволят повысить уровень экономической независимости России и обеспечить ее экономический суверенитет.
5. России, совместно с ЕАЭС и БРИКС, необходимо сформировать новую международную монетарно-финансовую модель, основанную на альтернативной доллару мировой валюте.
6. России следует разработать и предложить мировому сообществу новую прогрессивную парадигму развития на принципах справедливости, нравственности и ноосферности.
Список литературы
- Босхолов С.С. Национальная безопасность России: теоретико-правовой и прикладной аспекты: монография. – М.: Проспект, 2023. – 456 с.
- Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства от 29 марта 2019 года № 377.
- Перкинс Дж. Новые признания экономического убийцы / Пер. с англ. – М.: Претекст, 2019. – 352 с.
- Кочетов Э.Г. Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый ренессанс – истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас. – М.: ОАО Издательская группа «ПРОГРЕСС», 2001. – 704 с.
- Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. – СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. – 336 с.
- Кротов М.И. Евразийский экономический союз и многополярная глобализация // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2024. – Т. 18, № 1. – С. 15-24.
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”.
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”.
- Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
- Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Под науч. ред. Т.Р. Ореховой. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 105 с.
Мунтиян В.И.Ю д.э.н.,профессор МГУ, советник Института исследований и экспертизы ВЭБ