Коллеги! Наш научный семинар посвящен роли информационной аналитики в исследовании социальных процессов. Добавим, все усложняющихся социальных процессов.
С одной стороны, речь на нем идет о конкретных технологиях и методах подобных исследований. Участники из числа практиков во многом в этом помогли нам разобраться.
С другой стороны, мы не могли не остановиться на проблемах профессиональной подготовки самих информационных аналитиков, призванных изучать подобные процессы, опосредовано участвовать в выработке проектов управленческих решений, направленных на выявление и устранение имеющихся в обществе диспропорций в развитии.
Это большая многоаспектная задача, и в рамках одного семинара охватить ее невозможно. Но решать ее придется, поскольку сегодня налицо нехватка подобных специалистов в различных областях жизнедеятельности страны. По данным Общественной палаты России, в органах государственной власти и в силовых структурах не хватает 17 тыс. аналитиков, а многие из тех, кто работает на этих должностях, не соответствуют современным требованиям.
Спрос на информационных аналитиков – это реальность, а расширение масштаба вовлечения специалистов в эту деятельность – это неотвратимая неизбежность.
Трудно ли готовить подобных специалистов? Да, трудно. Поскольку, с одной стороны, у нас в стране пока еще не наработан достаточный опыт. С другой, у нас нет государственного (социального) заказа на подготовку таких кадров, не разработана методология широкого применения самих аналитических технологий. Добавим, что эта сфера деятельность существует в условиях хронического недофинансирования со стороны государства.
Это относится не только к информационным аналитикам, но и к специалистам многих других профессий. Например, технические вузы массово выпускают экономистов, юристов, менеджеров, не заботясь об их последующем трудоустройстве и карьерном росте. Специализация выпускаемых специалистов профильными вузами (авиационными, ТЭК и др.), как это было в советский период, не осуществляется. Более или менее хорошо с этим обстоят дела в средних технических (и не только технических) учебных заведениях, но и там умудряются готовить все тех же бухгалтеров, юристов и менеджеров, которых и так на рынке труда переизбыток.
Не могу не остановиться на очень важном моменте. Мы наблюдаем попытку смены существующей узковедомственной парадигмы организации аналитической деятельности на межведомственную и шире – на междисциплинарную, что является следствием необходимости вовлечения в анализ все больших массивов разноаспектной информации и специалистов разного профиля в интересах повышения качества управления и снятия множества затруднений, повсеместно возникающих в реальной действительности. Пока ощутимых результатов нет. Отмечу, что наша проект – Школа молодого этнополитолога – как раз направлен на решение этой задачи.
Однако назревшая смена парадигмы пробуксовывает. Оно и понятно: общепризнанной теории аналитической деятельности нет. Единые стандарты и технологии аналитической деятельности, а также профессиональные стандарты аналитика отсутствуют. Лишь точечно организована система подготовки кадров для аналитики. С обучением информационных аналитиков все еще сложнее.
Добавлю, информационные аналитики зачастую не располагают достаточными знаниями и опытом, что не позволяет им реально чувствовать внутреннюю динамику сложных процессов, переводить ее на язык, понятный лицам, принимающим решения. Глубокая аналитика нередко заменяется произвольным жонглированием терминами, попытками списать логические противоречия сомнительных выводов на некую специфику рассматриваемых проблем. И это касается не только начинающих аналитиков, но и людей с большим практическим опытом и научными степенями. В конечном счете, дело дошло до того, что вновь приходится переосмысливать само понятие «аналитик» и его предназначение.
***
Коллеги, я хочу задать себе и вам два вопроса, ответ на которые и определяют все дальнейшие рассуждения о направлении и содержании обучения информационных аналитиков.
Вопрос 1. А что такое информационная аналитика? Аналитика понято, это часть активного процесса глубокого и системного познания чего-либо, способ формирования экспертной и научной мысли. Святослав Викторович Пилюшин в своем выступлении частично на него ответил.
Приведу достаточно устоявшееся определение понятия «информационная аналитика».
Включенный в цикл социального управления вид прикладной аналитики, основанной на знании основных законов и закономерностей построения и функционирования систем социального мира с использованием целенаправленно формируемых информационных потоков, преимущественно мониторинговых и диагностических технологий обработки информации с целью выработки вариантов решения конкретных социальных проблем.
Я бы здесь выделил три момента:
– прикладной характер;
– целенаправленное формирование информационных потоков;
– использование преимущественно мониторинговых и диагностических технологий обработки информации.
Коллеги! Казалось бы, в самом названии – информационная аналитика – кроется какая-то избыточность. Современная аналитика опирается на информацию и без таковой существовать не может. Для чего это признание ее информационной сущности?
Вопрос 2. Что является конечным результатом информаналитики?
Вернемся к определению. Казалось бы, определение исчерпывающее. Вместе с тем, здесь упущен важнейший момент. Мое глубокое убеждение, основанное на многолетнем практическом опыте, заключается в том, что выработка управленческих решений не является целью информационной аналитики.
Конечным результатом выступает построение информационной модели исследуемого объекта, процесса или явления. Действительно, определяющим при выработке управленческих решений выступает итоги дигностирования информационных моделей. Нет моделей, нет диагностики, нет научно обоснованных решений.
На эту тему в свое время мы много дискутировали с Александром Ивановичем Селивановым, моим ближайшем другом, нашим крупнейшим философом и специалистов в области стратегического планирования. Наше видение он изложил в своей последней монографии «Развитие объектов». К сожалению, несколько лет назад от ушел еще полный сил и задумок. Для меня и команды Школы это невосполнимая утрата.
Вот его определение:
Информационная аналитика – это включенный в цикл социального управления вид прикладной аналитики, основанной на знании основных законов и закономерностей построения и функционирования систем социального мира с использованием целенаправленно формируемых информационных потоков, преимущественно мониторинговых и диагностических технологий обработки информации с целью построения информационных моделей исследуемых объектов в интересах последующей выработки вариантов решения конкретных социальных проблем.
Обратите внимание целью информационной аналитики он считает построение информационных моделей исследуемых объектов для (подчеркну) последующей выработки вариантов решения конкретных социальных проблем.
Кто же работает над этими решениями? Аналитики-предметники, постоянно работающие в пространстве конкретных управленческих задач. Информационный аналитик может участвовать в выработке проектов управленческих решений, но только опосредовано через аналитиков-предметников, специализирующихся на изучении этих социальных феноменов и непосредственно замкнутых на заказчиков исследований.
Все встало на свои места.
На самом деле между традиционной и информационной аналитикой существует принципиальные различия. Информационная аналитика, если можно так выразиться, это «потоковая аналитика». Это закономерный результат формирования «пространства потоков» (определение Мануэля Кастельса), усиливающего связность процессов и явлений. Ознакомление с его трудами для меня как аналитика стало откровением. Сегодня они входят в коллекцию ряда вузов, в частности, кафедры социальных наук Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета.
***
Теперь непосредственно по теме. На повестке дня все те же извечные вопросы: чему учить и как учить?
- Учебные программы обучения аналитиков.
На запрос «обучение аналитиков» Гугл выдает порядка 17 млн. ответов, а если добавить слово «аналитик» – это еще 10 млн. Востребованность налицо, но она не выливается в разработку качественных образовательных программ. На самом деле, таких программ немного.
Среди них я бы выделил рабочую программа дисциплины «Теория и практика информационно-аналитической работы» ВШЭ, разработанная Серегиным А.Н. и Воронцовым Д.Ю для образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» (уровень бакалавр).
В ней грамотно сформулированы цели освоения дисциплины. Сделан упор:
– на формирование у студентов базовых теоретических и практических знаний, необходимых для осуществления информационно-аналитической работы с материалами СМИ и других открытых источников;
– на развитие интереса к информационной и аналитической работе и творческого подхода при ее выполнении;
– на формирование знаний и умений использования современного инструментария проведения информационно-аналитической работы, а также навыков создания и редактирования информационно-аналитических текстов и статистической обработки текстовой информации и визуализации полученных результатов.
В точки зрения профессии аналитика все правильно. Но в этой программе (как и в других подобных программах) усматриваются недоработка в виде выпадения важных для подготовки информационных аналитиков тем.
Этих недоработок достаточно, остановлюсь лишь на некоторых.
Первый – в них слабо представлено гуманитарное знание, знания о устройстве и функционировании социального мира, полностью упущен вопрос о развитии понятийного аппарата. Когда ты занимаешься практической информаналитикой, то видишь порой вопиющее пренебрежение к понятиям. Аналитик должен понимать, где с позиции того или иного понятия его место, его алгоритм действий. Без этого невозможно построение неискаженной картины мира, правильного мировоззрения, модели деятельности. Речь идет о теории систем, социальной динамике, теории ограничений, политической психологии и психологии личности и т.д., которые крайне важны в повседневной аналитической работе, прежде всего в прогнозировании будущего интересующих нас объектов.
В процессе обучения будущие информационные аналитики должны для себя четко уяснить следующую мысль: знать нужно, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать. Известный психиатр и психолог Владимир Николаевич Мясищев назвал это «классической формулой зависимости действия и познания».
Реализация на практике этой зависимости невозможно без знания теории систем. Мир системен и все системы функционируют по определенным законам или устойчивым познаваемым закономерностям, обладают набором одних и тех же свойств.
Отсюда достаточно узкое понимание самого анализа как метода профессиональной деятельности, ориентированного на выявление качественных, содержательно-сущностных признаков явлений и процессов, а также причинно-следственных связей и обоснование целесообразности принятия управленческих решений. Об этом говорят все, кто сталкивается с проблемой подготовки информационных аналитиков.
Если разбить весь цикл обучения будущих информационных аналитиков на базовый, отраслевой и экспертный уровни, но понятно, что мы ведем речь о первом уровне и его юридическом оформлении в ФГОСах.
Не секрет, что при их разработке учитываются пожелания (требования) т.н. «заказчиков» к объему и содержанию каждого из этих уровней исходя из своих потребностей. Но если для второго и третьего уровней с этим можно согласиться, то для первого подобная практика неприемлема.
Еще в 70-х гг. прошлого века в среде аналитиков (правда, тогда их так не называли; априори считалось, что если ты работаешь на компьютере, то ты уже аналитик) даже бытовала такая фраза: «засунул свинью, получил сосиски», характеризовавшая отношение среднестатистического руководителя, не желающего вникать в суть их (аналитиков) работы. Поразительно, но и сегодня подобные факты встречаются.
Мы с Александром Ивановичем Дорониным столкнулись с этим еще в нулевые годы, когда вели курс по аналитике в Институте повышения классификации госслужащих при РАГС (сам институт расформирован, новые заказы на обучение сотрудников с мест не поступают). Я еще раньше, в 70-е годы прошлого столетия.
Итак, базовый уровень – это прерогатива государства как главного заказчика продукта под названием «аналитик», поскольку изначально предполагается, что он содержит фундаментальные понятия для формирования мировоззрения у обучаемых, их гражданской позиции. Умалять значение этого в подготовке аналитиков недопустимо.
Коллеги, вы знаете, что сегодня идет обсуждение проекта нового федерального образовательного стандарта – ФГОС ВО 4++. В соответствии с ним, выпускники должны освоить универсальные (для уровня базового высшего образования), базовые (на УГН) (укрупненная группа направлений), общепрофессиональные (по направлениям) и профессиональные (по конкретной образовательной программе) компетенции.
Анализ универсальных компетенций в действующих стандартах третьего поколения показывает, что они подобраны случайным образом: это своего рода интерпретация soft skills (гибкие навыки – комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии). Они не нацеливают обучающихся на приобретение философских знаний, овладения научной методологией, формирование мировоззрения, ценностей, знания истории, понимания принципов развития общества и т.д. Это ровно то, что необходимо аналитику, если он хочет стать профессионалом своего дела.
Ключевые принципы модели универсальных компетенций (УК) в разрабатываемом стандарте должны исправить ситуацию.
Их 7, в том числе, направленных на формирование:
– научного мировоззрения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотизма;
– общероссийской гражданской идентичности на основе понимания истории России, ее места и роли в современном мире.
Почему мы вновь и вновь заостряем внимание на этом. Потому, что информационная аналитика играет все большую роль в осмыслении социальных процессов и влияния на них. При этом аналитик превращается из собственно специалиста по их анализу в «понимателя», а это более высокие требования к их подготовке, овладению компетенциями, и знаниями, а также к опыту.
Добавлю, что при всей сложности и многогранности деятельности аналитика суть его профессиональных усилий сводится к умению технологично использовать такой базовый компонент гносеологии, как методология. Образно говоря, профессиональная компетентность аналитика и информаналитика в том числе, как в фокусе отражается в его умении мыслить методологично.
Сегодня уже понятно, что ключевым постоянным компонентом в познании развивающихся объектов (их мы и исследуем) становится не собственно содержание знания, не содержание понятий, а процедуры оперирования понятиями, методология и набор методов познания, которые позволяют аутентично отражать развивающуюся реальность в режиме мониторинга, а также создавать в рамках законов функционирования систем новые конструкции. Безусловно обучающиеся должны знать не только общие законы развития, но видеть их практическое применение в своей будущей профессиональной деятельности. И это также должно найти отражение в учебных программах для информационных аналитиков.
Коллеги. Научное мировоззрение не возникает на пустом месте, как и готовых убеждений не существует. Их надо выработать в процессе собственного мышления. И главная задача педагогов – найти такие средства и так организовать учебный процесс, чтобы иметь возможность влиять на формирование мировоззрения обучающихся, прививая им ценностные ориентиры.
Добавлю, что выработка мировоззрения напрямую связана с формированием у будущих аналитиков особого ментального пространства, которое не просто непрерывно насыщается новыми знаниями, но и мотивирует к овладению умения работы с ними.
Согласен с Олегом Николаевичем Катковым из МГТУ им. Баумана, что сегодня формирование такого пространства нельзя сводить только к решению стандартных образовательных задач в рамках парадигмы «сначала знания, потом практические навыки», на которой основаны современные бакалаврские программы.
Казалось бы, если студент усвоил знания, то ему легче даются практические навыки. Но, как показывает практика, именно у будущих аналитиков это далеко не всегда применимо.
Многие студенты уже на 2-3-м курсах трудоустраиваются на постоянной основе, испытывают потребность в активном обновлении своих компетенций, что негативно отражается на традиционном образовательном процессе – сокращается время на самостоятельную внеаудиторную работу и простым увеличением объема загрузки студента задачу качественного освоения теоретического материала не решить. Ее решение видится только на пути повышения эффективности передачи знаний и навыков.
Традиционная образовательная парадигма, построенная на передаче знаний от преподавателя к обучающемуся, не всегда себя оправдывает, поскольку традиционные формы передачи знаний уже не успевают за процессами их генерации. Как следствие, будущие аналитики в процессе практической работы или стажировки в аналитических структурах становятся держателями знаний и навыков, которые еще не дошли до учебных аудиторий. И фиксация этих новых знаний – передача от студентов старших студентам младших курсов и преподавателям – важнейшая задача. Как подчеркивает О.Н. Катков, организация встречного трансфера знаний должна быть внимательно проанализирована, а сами эти знания при необходимости включены в базу знаний профильных кафедр, специализирующихся на разных аспектах обучения аналитиков.
В этом плане было бы полезно изучить практики творческого применения методов «погружения» Михаила Петровича Щетинина, свертывания и развертывания информации Виктора Владимировича Николина. Последний метод является важным элементом технологии познания.
Если проблемы свертывания информации, а также переноса знаний во многом решены в сферах документографического, фактографического и концептографического информационного обслуживания (аннотирование, реферирование, фрагментирование, обзорно аналитическая деятельность и т.д.), то процессы развертывания еще глубоко не изучены и, как следствие, не формализованы. Почему мы сегодня об этом говорим? Потому, что процесс многократного сжатия и разжатия информации – это путь к познанию предметов, явлений и процессов.
Второй недостаток образовательных программ – игнорирование творческого характера профессии информационного аналитика. Как следствие, накопленный богатейший опыт подготовки творческих работников (литература, изобразительное искусство, музыка, изобразительное искусство и т.д.) не вовлекается в учебный процесс обучения аналитиков.
Если смотреть шире, я бы вообще разделил обучение и подготовку информационных аналитиков. Обучение – это прерогатива учебных заведений. Подготовка – это непрекращающийся процесс совершенствования и самосовершенствования специалиста, который только частично осуществляется в рамках различных (государственных и негосударственных) структур повышения квалификации, но основной практический багаж от приобретает самостоятельно в ходе повседневной аналитической деятельности.
Недавно я познакомился с Валерием Николаевичем Ремарчуком, деканом факультета социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Баумана. Факультет в том числе призван осуществлять обучение информационных аналитиков. Это здорово. Я пригласил его принять участие в нашем семинаре, но в силу занятости он его не принял.
Мы обсуждали многие вопросы, связанные с самой аналитической деятельностью, информационной аналитикой, их роли в решении сложных социальных задач. Говорили о подходах к подготовке информационных аналитиков, направлениях развития самой информационной аналитики, отражения этого понимания в учебных программах. Подчеркнули необходимость личностно-ориентированной направленности процесса профессиональной подготовки будущего специалиста в логике компетентностного подхода, что соответствует основным приоритетам развития российского образования.
Напомню, что Концепция модернизации российского образования включает информатизацию, фундаментализацию, гуманизацию и (подчеркну!) индивидуализацию процесса обучения. Фундаментализация образования, в первую очередь, – это обучение мировоззренческим, теоретическим, базовым понятиям предметной области, обеспечивающих будущего специалиста фундаментальными знаниями. Индивидуализация как раз и подчеркивает творческий характер профессии аналитика.
Безусловно, компетентностный подход в обучении аналитиков не единственный. Есть и другие: аксиологический, деятельностный, культурологический, гуманистический, семиотический. Последний рассматривает деятельность как извлечение из информации, представленной в виде некоторой знаковой системы, интересующих аналитика компонентов, представление их в удобной для восприятия форме с последующей предметной интерпретацией (анализом) на основе использования полуформальных и формальных языков для построения различных информационных моделей предметной области. Это чрезвычайно важно.
Коллеги. Качественное обучение будущего информаналитика невозможно без развития его информационной культуры, овладения такими понятиями как информационный процесс, анализ, информационная модель, моделирование, знаковая система, знаковая ситуация и др.
Отмечу еще один очень важный аспект для понимания рассматриваемой проблемы. Речь идет о тесной связи науки, аналитики и практики, что также должно найти отражение в учебном процессе. Только на этой основе мы может готовить высококлассных исследователей и профессиональных аналитиков.
Третий недостаток – в образовательных программах отсутствует очень важная тема организации работы самого информационного аналитика. От того, как она организована во многом зависит результат.
И главным здесь является организация его повседневной и непрерывной работы с информационными потоками, являющейся отличительной чертой информационной аналитики от всех других видов аналитики. Это его неотъемлемая функция при производстве нового знания (научная составляющая) и создании информационных моделей, используемых для последующего анализа и выработки вариантов управленческих решений (практическая составляющая). Без овладения этим сложно преобразовывать информацию как таковую в знания.
Как практикующий аналитик я считаю эту функцию одной из самых важных для успешной работы информационного аналитика.
Но реализация этой функции напрямую связана с непосредственной организацией работы самих информаналитиков, создания ими «рабочих мест». Они должны строиться на основе каталогизации и систематизации информационных потоков, используемых поисковых запросов, их своевременной актуализации с точки зрения решаемых проблем и т.д.
Коллеги. Изучение информационных потоков, законов их формирования и управления ими становится насущной потребностью для всех без исключения субъектов информационно-аналитической деятельности.
Следует признать, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция отхода аналитиков от непосредственной работы с информационными потоками. Отчасти это связано с теми недостатками учебных программ, о которых мы говорим.
В отсутствии знаний и опыта в области сбора и первичной обработки информации аналитики передали эту функцию, как сегодня модно говорить, на аутсорсинг разного рода структурам, специализирующимся на выполнении информационных заказов. Сказывается ли это на качестве анализа и подготовки соответствующих аналитических материалов? Безусловно. Ведь аналитики лишают себя возможности контролировать процесс сбора информации, а, следовательно, возникают проблемы с оценкой ее объективности и полноты. Согласитесь, кому как не аналитику, изучающему явления, события и процессы, вырабатывающему проекты управленческих решений, нужно в первую очередь озаботиться этим. Из его поля зрения выпадают целые этапы работы с информацией, игнорируются ключевые принципы информационной работы, в частности определение терминов проблемной области, до конца понятных только самому аналитику, о чем говорил Святослав Викторович.
Отчасти к этому ведет сложившееся разделение участников единого информационно-аналитического процесса на аналитиков и так называемых информационщиков. И это не условное, а самое реальное размежевание, сказывающееся на уровне взаимодействия, формирующее разный статус участников данного процесса.
Раздельная подготовка и переподготовка аналитиков и информационщиков однозначно вредит делу. Ведь информационщики должны ясно представлять специфику работы аналитиков, понимать, какую информацию и в каком виде они должны представить. В свою очередь, аналитики должны представлять, что им могут дать информационщики и с учетом этого формулировать к ним свои требования.
В противном случае теряется прагматический смысл информации (возможность ее эффективного использования), являющийся объектом информационного анализа, заключающийся в том, что ценность информации зависит от соответствующей ситуации и от уровня тезауруса субъекта информационно-аналитической деятельности.
Только взаимопроникновение ее субъектов в процесс информационно-аналитической деятельности позволяет достичь ее главной цели – получения не просто информации как таковой, а знания – информации с высоким уровнем достоверности, релевантности и качества для выработки адекватного управленческого решения.
Даже при условии непосредственного и активного участия информационного аналитика в процессе сбора и обработки информации львиная ее доля сегодня приходится на так называемую вторичную информацию, т.е. информацию, которую кто-то и когда-то разместил в информационном пространстве. Проследить весь ее путь от первоисточника, который зачастую остается невыясненным, к потребителю крайне трудно или невозможно. Отстраненность аналитика от сбора и первичной обработки информации ведет к тому, что информация становится уже не вторичной, а третичной и т.д.
Коллеги. С чего начинается любое исследование? С выявления и формулирования проблемы, построения информационной модели изучаемого объекта, изучения имеющихся информационных потоков с точки зрения их применимости (качество и полнота циркулирующей в них информации).
Можно с уверенностью утверждать, что в каждом конкретном случае существующих информационных потоков недостаточно. Возникают проблемы организации новых потоков, отвечающих задачам исследования, их тонкой настройки (модификация, реорганизация, приспособление, адаптация) уже функционирующих. При этом важно соблюсти одно условие: для формирования управленческих решений на основе анализа совокупности разрозненной информации важно иметь для этого запас времени. Другими словами, избыточность информации так же вредна, как и ее недостаточность.
И здесь мы подходим к проблеме выработки механизма отбора релевантной информации, овладения им информаналитиками. Собственно, этот механизм зависит от того, с какими информационными потоками он работает – с теми, в которых некая информация уже зафиксирована (формализована), или с теми, в которых информация циркулирует по каналам неформальной коммуникации (по этому признаку в спецслужбах принято подразделять информацию на разведывательную и оперативную). Выбор источников информации – это отдельная тема. Спасибо нашим уважаемым экспертам Александру Ивановичу Доронину и Ивану Максимовичу Орлову, которые поделились своими соображениями и опытом.
Я бы хотел тут вспомнить тот большой вклад в развитие информационной аналитики, который внесла Галина Феофановна Гордукалова, с которой мне посчастливилось познакомиться в 2000-м году на первой научно-практической конференции профессиональных аналитиков, проходившей на базе МГУКИ у Натальи Андриановны Слядневой. Мне запомнилось одно ее замечание о том, что сложность этой работы заключается не в технологии, т.е. выработке стандартных процедур, а в организационной дисциплине, собранности и самодисциплине, умении кропотливо и ежедневно осуществлять свою работу. Без этого аналитику трудно достигнуть высокого уровня знания в своей предметной области как постоянно изменяющейся смеси полученного опыта, оценок, информации, экспертной проницательности и природной интуиции, которая дает возможность оценивать, перерабатывать и использовать новый опыт и информацию.
И уж совсем предана забвению организация работы информаналитиков с носителями информации и знаний – экспертами. В чем здесь «изюминка» (помимо получения доступа к большим объемам релевантной информации по исследуемым проблема)? Мы как бы «выносим» аналитику из «зданий» и офисов организаций и фирм, в которых все зарегламентировано, ограничено «красными флажками» (чего и как можно, а чего и как нельзя). Это бесценный метод и его обязательно надо аналитикам изучать и овладевать. Желательно уже в вузе.
Еще раз подчеркну, что каких-либо особенных приемов легкого получения необходимого сырья для аналитической работы не существует. А есть только рутинная работа.
Четвертый недостаток – отсутствие даже намека на вопросы глубокого изучения русского языка как основы русской аналитики.
С одной стороны, язык играет определяющую роль для формирования цивилизационной (общей) и индивидуальной (событийной) картины мира, и, более того, роль языка в этом настолько велика, что даже высказывается мнение, что не мозг управляет языком, а язык управляет мозгом. Мы видим, что архетипы нашего сознания четко прослеживаются в русском языке. Наш язык диктует нам, как поступать в той или иной ситуации. Это прозвучало и в выступлении Марины Юрьевны Петровой (жаль, что обстоятельства служебного характера не позволили принять участие в нашем семинаре известного лингвиста Светланы Викторовны Ивановой).
С другой стороны, вся поисковая работа информационного аналитика в информационном поле основана на построении поисковых роботов для качественного мониторинга и моделирования исследуемых объектов. Понятно, что их разработка без глубокого знания русского языка невозможна. Можно поставить знак равенства между знанием языка (широкого тезауруса, семантики и т.д.) и поисковой работой (здесь важно профессиональное владение языком поисковых машин, и это также должно изучаться на курсах обучения информационных аналитиков).
Для овладения всем богатством русского языка потребуется существенно дополнить учебные программы подготовки аналитиков изучением русской философской традиции, функционального языкознания и психолингвистики. Делать это надо в тесном контакте с учеными и практиками, работающими в соответствующих областях знаний.
Пятый недостаток – отсутствие в учебных программах темы организации взаимодействия по линии «аналитик – заказчик» (для информаналитика таковым часто выступает аналитик-предметник, тесно связанный с конечным заказчиком).
А вместе с тем, уже с вузовской скамьи необходимо разъяснять будущим аналитикам важность этой работы. Коллеги, аналитиков, какие бы они ни были хорошие, без заказчиков не бывает. (чемодан без ручки). Рано или поздно они либо уходят из профессии, либо замыкаются на своем творчестве без практического «выхлопа». Увы.
Я считаю, что можно говорить о выработке эмпатии к заказчику, понимании аналитиком его информационных потребностей, решаемых задач, зоны ответственности и т.д. Это умение прогнозировать, распознавать, понимать потребности и намерения заказчика, формируя в рамках решаемых задач общие цели.
Что важно заказчику? Ему важна ваша заинтересованность в качественном решении задачи. А она возникает только в том случае, если аналитик сможет завоевать его доверие, показать, что он эксперт, который его не подведет.
Подчеркну, что аналитик выступает не объектом такого взаимодействия, а полноправным субъектом, способствующим формированию у заказчика профессиональных компетенций в сфере информационно-аналитической деятельности.
Коллеги. Мы отметили «болевые точки» в аналитической деятельности – пренебрежительное отношение к работе по сбору и обработке информации, поверхностное знание русского языка, отсутствие достаточного опыта подготовки аналитиков, неумение работать с заказчиками. Это далеко не полный перечень проблем, их значительно больше. Но даже не это главное. Главное в том, что все они так или иначе являются следствием недопонимания аналитиками специфики самой аналитической работы, ее психологических особенностей. Ведь в любой сфере человеческого познания, если ты вроде бы владеешь необходимыми техниками и технологиями, но без души, без переживаний, без стремления к самосовершенствованию мало чего можно добиться.
Другими словами, аналитик должен быть личностью с большой буквы, его отличает кропотливая, ежедневная, многогранная, творческая деятельность, понимание своей принадлежности к большому экспертно-аналитическому сообществу, состоящему из таких же профессионалов, как он.
Если у человека есть потенциал к этому, внутренняя убежденность, что без этого нельзя, его можно рассматривать как кандидата в аналитики и вкладывать в него весь наставнический пыл.
Важно изучить в динамике психологические особенности будущих информаналитиков и аналитической деятельности в целом, выделить устойчивые качества, присущие успешным аналитикам, изучить мотивационную структуру личности, в частности профессиональную мотивацию, способы ее формирования и поддержания. Это изучение должно сопровождать весь цикл обучения, профессионального становления и развития специалиста по мере накопления его опыта.
Как видим, проблема отбора и подготовки аналитиков сложна и многогранна. Пока все внимание сосредоточено на втором, т.е. на обучении, а первый вопрос – из кого выбирать – остается как бы за скобками.
Именно профессиональный отбор во многом предопределяет успешность образовательного процесса и последующего безболезненного вхождения в профессию. В крупных компаниях такая работа ведется: создаются всевозможные оценочные центры, привлекаются высококлассные психологи и психоаналитики. Однако все эти бизнес-структуры озабочены поиском персонала на конкретные вакансии, для решения конкретных функциональных задач, требующих конкретных профессиональных навыков и психоэмоциональных качеств. Весь инструментарий заточен под это, т.к. слишком дорого и хлопотно заниматься отбором сотрудников впрок. Мало кого интересуют широкие познания кандидата, которые надо еще суметь «приспособить» к определенной работе.
Коллеги. Какие задачи, на мой взгляд, предстоит решить в этом направлении. Их как минимум три.
1. Определить структуру профессионально важных качеств и свойств личности кандидата. Мы должны рассматривать компетентность как:
– совокупность ключевых образовательных компетенций, выполняемых по различным видам деятельности;
– профессиональных и личностных качеств будущего аналитика;
– норм и ценностей, на которые опирается начинающий специалист;
– его базовых знаний в различных дисциплинах.
Для этого на первом этапе мы выделяем базовые профессиональные качества, характерные для лиц, занимающихся интеллектуальным трудом. Здесь нет проблем. В последнее время опубликованы десятки исследований, в которых перечень таких качеств содержится: природные задатки и профессиональные знания, полученные в процессе профессионального обучения и самоподготовки; особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), ее психофизиологических (темперамент) и психических (память, внимание, мышление, воображение) процессов.
Второй этап предполагает выделение из этого перечня тех качеств, которые характерны для аналитической деятельности и информаналитики, в частности. Вот здесь уже есть проблема. С ходу эту задачу не решить.
2. Создать методику диагностики психологических качеств у будущего аналитика и их «вычисление». По существу, речь идет о выборе подхода к диагностированию профессионально важных качеств у будущего аналитика.
На первом этапе определяется тип личности кандидата (экстравертированный, сенсорный, рациональный, динамический – с вариациями всего 16 типов), далее последовательно изучаются его врожденные качества и свойства психики, важные не только для аналитической работы, но и выстраивания деловой коммуникации с заказчиком и другими аналитиками. Вслед за этим важно выяснить скрытые мотивы соискателя с использованием проективного тестирования психологического состояния личности для понимания психологических проблем будущего аналитика, его достоинств и стремлений с построением оценочных матриц, включающих количественные и качественные (это труднее) показатели. В целом, задача решаемая.
3. Выработать методики «подтягивания» профессионально важных качеств будущих информаналитиков до приемлемого уровня. Это задача для психологов, требующая индивидуального подхода, формирования эксклюзивного набора психологических тестов, а при необходимости – и тренингов.
Коллеги, завершая свое выступление, хочу вернуться к вопросу разработки учебного курса подготовки будущих информаналитика с учетом сказанного.
Я согласен с Виктор Максимовичем Шепель, академиком Академии педагогических наук, который говорит о необходимости ввести во всех профессиональных образовательных учреждениях и на курсах профессиональной переподготовки полноценный, адаптированный к особенностям русского менталитета базовый государственный стандарт учебного предмета «Аналитика», который бы включал:
– менталитетологию (науку о механизмах мыслетворения);
– теоретико-прикладные положения об аналитике;
– набор универсальных аналитических технологий;
– опыт отраслевой аналитики.
Все это в полной мере относится и к информационной аналитике.
Начинать следует с освоения не узко предметной области, но именно предметной, включающей в себя важнейшие теоретические достижения человечества, такие как теория познания, общая теория систем, теория управления, синергетика, теория игр, информационное моделирование, теория прогнозирования и т.д. На этом теоретическом этапе необходимо ознакомить обучаемых с познавательными возможностями, пределом использования, приемами выхода за границы возможного на основе междисциплинарного подхода.
Овладением этими знаниями позволит будущим аналитикам понимать логику взаимосвязи последовательных состояний и параметров состояний, логику исследуемых процессов, причем, в особенности – процессов развития, находить логические закономерности качествообразования, возникновения нового.
Это так называемый базовый, самый сложный (1), но и самый важный учебный модуль, т.к. с его освоением приходит понимание, что в аналитике нет места домыслам и фантазиям, что она должна давать предельно точное и четкое понимание происходящих процессов и явлений.
По существу, речь идет о практическом применении классической формулы зависимости действия и познания.
Очень точно об этом высказался Владимир Николаевич Мясищев, советский психиатр и психолог: «Знать нужно, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать … Действием формируется мысль, а в мысли чеканится действие». Это будущие аналитики должны уяснить.
Наблюдаемое сегодня узкое «опредмечивание» аналитика на ранних стадиях его обучения является значительным упущением. В лучшем случае, мы сможем прийти к использованию междисциплинарного подхода, но о трансдисциплинарности как принципе рассмотрения любого предмета исследования вне рамок научных дисциплин как продуктов специализации говорить не приходится.
При этом следующий образовательный модуль (2) должен включать в себя доскональное изучение своей будущей профессии без какой-либо привязки к конкретным задачам.
Он должен осознать мозаичность мира, научиться формировать собственную информационную картину, понять, что отсутствие знания о каком-либо событии или факте не играет критической роли, а в случае принципиальной необходимости восполнения данных он знает, из каких источников их получить.
Он должен увязывать события и факты между собой, видеть их взаимосвязь, формировать общую картину взаимодействия различных реально существующих процессов и при этом вычленять те события и факты, которые диссонируют с этими процессами, выступают основой своевременного выявления ложной информации, что позволит ему в будущем избежать фатальных ошибок при анализе.
Кандидат должен усвоить простую истину: аналитика – это не анализ, а выявление (на основе событий, фактов) управляющих процессов и определение (максимально точное, насколько это возможно) алгоритмов их протекания. При этом необходимо добиться резкого усиления личностной характеристики умений и навыков в применении знания, использования инструментов обработки новой информации. Перерабатываемая информация входит в индивидуальное сознание как «пространство переработки информации» с его набором инструментов обработки информации: метафизических «матриц», мировоззренческих установок, научных и аналитических принципов, методов, контекстов, умений и навыков работы с информацией.
Коллеги. Чего в конечном итоге мы хотим добиться в процессе обучения? Мы хотим, что будущий информационный аналитик овладел двумя способами мышления.
– конструированием последовательности состояний анализируемого объекта, каждое из которых фиксируется им как неподвижное, неизменное;
– сосредоточением внимания на процессах, в которых возникновение определенных состояний и их последствий является результатом воздействия потока причинно-следственных связей и управляющих воздействий.
Завершающий этап (модуль) программы (3) должен носить чисто практический характер и ставить своей конечной целью повышение информационной культуры обучаемых в целом. Будущим информаналитикам предстоит получить практические навыки профессиональной обработки информации (сбор, анализ и структурирование; организация информационных потоков и т.д.), устной и письменной коммуникации, прежде всего деловой (особое внимание следует обратить на важность грамотной вербализации и компетентного оформления конечных аналитических продуктов, отвечающих требованиям), а также. работы в команде (представление своего видения проблемы и отстаивание своей точки зрения в ходе дискуссии).
Безусловно, это только абрис, набросок схемы обучения. На самом деле структура обучающих программ гораздо сложнее и детальнее. Ее еще только предстоит выстроить совместными усилиями.
Спасибо за внимание.
В.К. Петров, руководитель Школы молодого этнополитолога, член-корр. РАЕН, член Экспертного совета при ФАДН, кандидат философских наук (г. Уфа)
Тезисы на научно-практической конференции «Роль информационной аналитики в исследовании социальных процессов» (29-31 мая 2024 г. Санкт-Петербургский государственный институт культуры)