14 ноября 2024 г. Вячеслав Петров принял участие в III Международной научно-практической конференции «Информационная аналитика и информационно-аналитические технологии в контексте социального управления: проблемы, перспективы и тенденции реализации и применения» (вызовы современности), которая прошла в МГТУ им. Н.Э. Баумана (https://lawinrussia.ru/vyacheslav-petrov-prinyal-uchastie-v-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-v-mgtu-im-n-e-baumana/).
Предлагаем вниманию читателей текст выступления В. Петрова на этом мероприятии.
Коллеги! Наша конференция посвящена роли информационной аналитики в исследовании социальных процессов. Добавим, все усложняющихся социальных процессов. Мы обсуждаем современные аналитические технологии и методы. Но не только это нас должно интересовать.
Главный вопрос – кто их будет применять и как, кто такие информационные аналитики, каким уровнем образования и знаний, какими компетенциями и навыками они должны обладать.
Спрос на информационных аналитиков – это реальность, а расширение масштаба вовлечения специалистов в эту деятельность – неотвратимая неизбежность.
Трудно ли готовить подобных специалистов? Да, трудно. Тому есть причины.
Мы наблюдаем попытку смены существующей узковедомственной парадигмы организации аналитической деятельности на межведомственную и шире – на междисциплинарную, что является следствием необходимости вовлечения в анализ все больших массивов разноаспектной информации и специалистов разного профиля в интересах повышения качества управления и снятия множества затруднений, повсеместно возникающих в реальной действительности.
Однако она пробуксовывает. Общепризнанной теории аналитической деятельности нет. Единые стандарты и технологии аналитической деятельности, а также профессиональные стандарты аналитика отсутствуют. Лишь точечно организована система подготовки кадров для аналитики.
Информаналитики зачастую не располагают достаточными знаниями и опытом, что не позволяет им реально чувствовать внутреннюю динамику сложных процессов, переводить ее на язык, понятный лицам, принимающим решения. И это касается не только начинающих аналитиков. Дело дошло до того, что вновь приходится переосмысливать само понятие «аналитик» и его предназначение.
Коллеги, я хочу задать себе и вам вопрос, ответ на который и определяет все дальнейшие рассуждения о направлении и содержании обучения информационных аналитиков.
А что такое информационная аналитика? Приведу достаточно устоявшееся определение понятия «информационная аналитика».
Включенный в цикл социального управления вид прикладной аналитики, основанной на знании основных законов и закономерностей построения и функционирования систем социального мира с использованием целенаправленно формируемых информационных потоков, преимущественно мониторинговых и диагностических технологий обработки информации с целью выработки вариантов решения конкретных социальных проблем.
Я бы здесь выделил три момента:
- прикладной характер;
- целенаправленное формирование информационных потоков;
- использование преимущественно мониторинговых и диагностических технологий сбора и обработки информации.
В самом названии – информационная аналитика – кроется какая-то избыточность. Современная аналитика опирается на информацию и без таковой существовать не может. Для чего это признание ее информационной сущности?
Вернемся к определению информаналитики. Казалось бы, оно исчерпывающее. Вместе с тем здесь упущен важнейший момент. Мое глубокое убеждение, основанное на многолетнем практическом опыте, заключается в том, что выработка управленческих решений не является задачей информационной аналитики.
Конечным результатом выступает построение информационной модели исследуемого объекта, процесса или явления. Действительно, определяющим при выработке управленческих решений выступают итоги диагностирования информационных моделей. Нет моделей, нет диагностики, нет научно обоснованных решений.
В связи с этим хочу привести определение, данное нашим крупным философом и специалистом в области стратегического планирования, моим ближайшем другом, безвременно ушедшим Александром Ивановичем Селивановым.
Информационная аналитика – это включенный в цикл социального управления вид прикладной аналитики, основанной на знании основных законов и закономерностей построения и функционирования систем социального мира с использованием целенаправленно формируемых информационных потоков, преимущественно мониторинговых и диагностических технологий обработки информации с целью построения информационных моделей исследуемых объектов в интересах последующей выработки вариантов решения конкретных социальных проблем.
Кто же занимается выработкой этих решений? Аналитики-предметники, постоянно работающие в пространстве конкретных управленческих задач. Информационный аналитик может в этом участвовать, но только опосредовано через аналитиков-предметников, специализирующихся на изучении социальных феноменов и непосредственно замкнутых на заказчиков исследований. Все встало на свои места.
На самом деле между традиционной и информационной аналитикой существует принципиальные различия. Информационная аналитика, если можно так выразиться, это «потоковая аналитика». Это закономерный результат формирования «пространства потоков» (определение Мануэля Кастельса), усиливающего связность процессов и явлений. Ознакомление с его трудами для меня как аналитика стало откровением. Сегодня они входят в коллекцию ряда вузов, в частности, кафедры социальных наук Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета.
Теперь непосредственно по теме. На повестке дня все те же извечные вопросы: чему учить и как учить?
Изучение существующих образовательных программ свидетельствует, что в большинстве из них грамотно сформулированы цели освоения дисциплины:
- формирование у студентов базовых теоретических и практических знаний, необходимых для осуществления информационно-аналитической работы с материалами СМИ и других открытых источников;
- развитие интереса к информационной и аналитической работе и творческого подхода при ее выполнении;
- формирование знаний и умений использования современного инструментария проведения информационно-аналитической работы, а также навыков создания и редактирования информационно-аналитических текстов и статистической обработки текстовой информации и визуализации полученных результатов.
С точки зрения профессии аналитика все правильно. Но здесь выпали важные для подготовки информационных аналитиков темы.
Во-первых, в них слабо представлено гуманитарное знание, знания о устройстве и функционировании социального мира, полностью упущен вопрос о развитии понятийного аппарата. Аналитик должен понимать, где с позиции того или иного понятия его место, его алгоритм действий. Без этого невозможно построение неискаженной картины мира, правильного мировоззрения, модели деятельности. Речь идет о философии, теории систем, системном анализе, социальной динамике, теории ограничений, политической психологии и психологии личности и т.д., которые крайне важны в повседневной аналитической работе, прежде всего в прогнозировании будущего интересующих нас объектов.
Рэй Брэбери: «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные…, что они движутся вперед, хотя на самом деле стоят на месте. Но не давайте им такой скользкий материал как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения».
Второй недостаток – это игнорирование творческого характера профессии информационного аналитика. Как следствие, накопленный богатейший опыт подготовки творческих работников (литература, изобразительное искусство, музыка и т.д.) не вовлекается в учебный процесс обучения аналитиков.
Если смотреть шире, я бы вообще разделил обучение и подготовку информационных аналитиков. Обучение – это прерогатива учебных заведений. Подготовка – это непрекращающийся процесс совершенствования и самосовершенствования специалиста, который только частично осуществляется в рамках структур повышения квалификации, но основной практический багаж от приобретает самостоятельно в ходе повседневной аналитической деятельности.
Напомню, что Концепция модернизации российского образования включает помимо всего информатизацию, фундаментализацию, гуманизацию и (подчеркну!) индивидуализацию процесса обучения. Индивидуализация как раз и подчеркивает творческий характер профессии аналитика.
Коллеги. Качественное обучение будущего информаналитика невозможно без развития его информационной культуры, овладения такими понятиями как информационный процесс, анализ, информационная модель, моделирование, знаковая система, знаковая ситуация и др.
Отмечу еще один очень важный аспект для понимания рассматриваемой проблемы. Речь идет о тесной связи науки, аналитики и практики, что также должно найти отражение в учебном процессе.
Третий недостаток – отсутствие очень важной темы организации работы самого информационного аналитика. Главным здесь является организация его повседневной и непрерывной работы с информационными потоками, являющейся отличительной чертой информационной аналитики от всех других видов аналитики. Это ее неотъемлемая функция при производстве нового знания и создании информационных моделей, используемых для последующего анализа и выработки вариантов управленческих решений. Без овладения этим сложно преобразовывать информацию как таковую в знания.
Как практикующий аналитик я считаю эту функцию одной из самых важных. Но ее реализация напрямую связана с непосредственной организацией работы самих информаналитиков, создания ими «рабочих мест» на основе каталогизации и систематизации информационных потоков, используемых поисковых запросов, их своевременной актуализации с точки зрения решаемых проблем и т.д.
Изучение информационных потоков, законов их формирования и управления ими становится насущной потребностью для всех без исключения субъектов информационно-аналитической деятельности.
Еще одна важная тема – это выработка механизма отбора релевантной информации. Этот механизм зависит от того, с какими информационными потоками работает аналитик – с теми, в которых некая информация уже зафиксирована/формализована, или в которых информация циркулирует по каналам неформальной коммуникации.
И уж совсем предана забвению организация работы аналитиков с носителями информации и знаний – экспертами. В чем здесь «изюминка» (помимо получения доступа к большим объемам релевантной информации по исследуемым проблема)? Мы как бы «выносим» аналитику из «зданий» и офисов организаций и фирм, в которых все зарегламентировано, ограничено «красными флажками» (чего и как можно, а чего и как нельзя). Это бесценный метод и его обязательно надо аналитикам изучать и овладевать. Желательно уже в вузе.
Четвертый недостаток – отсутствие даже намека на вопросы глубокого изучения русского языка как основы русской аналитики.
С одной стороны, язык играет определяющую роль для формирования цивилизационной (общей) и индивидуальной (событийной) картины мира, и, более того, роль языка в этом настолько велика, что даже высказывается мнение, что не мозг управляет языком, а язык управляет мозгом.
С другой стороны, вся поисковая работа в информационном поле основана на построении поисковых роботов для качественного мониторинга и моделирования исследуемых объектов. Понятно, что их конструирование без глубокого знания русского языка невозможно. Можно поставить знак равенства между знанием языка (широкого тезауруса, семантики и т.д.) и поисковой работой (здесь важно профессиональное владение языком поисковых машин, и это также должно изучаться на курсах обучения информационных аналитиков).
Для овладения всем богатством русского языка потребуется существенно дополнить учебные программы подготовки аналитиков изучением русской философской традиции, функционального языкознания и психолингвистики. Делать это надо в тесном контакте с учеными и практиками, работающими в соответствующих областях знаний.
И, наконец, пятый недостаток – отсутствие в учебных программах темы организации взаимодействия по линии «аналитик – заказчик» (для информаналитика таковым часто выступает аналитик-предметник, тесно связанный с конечным заказчиком). Подчеркну: не «заказчик – аналитик», а именно наоборот. При таком подходе аналитикам нужны знания психологических наук, характерологии.
Уже с вузовской скамьи необходимо разъяснять будущим аналитикам важность работы с заказчиком. Коллеги, аналитиков, какие бы они ни были хорошие, без заказчиков не бывает. (чемодан без ручки). Рано или поздно они либо уходят из профессии, либо замыкаются на своем творчестве без практического «выхлопа». Увы.
Я считаю, что можно говорить о выработке эмпатии к заказчику, понимании аналитиком его информационных потребностей, решаемых задач, зоны ответственности и т.д. Это умение прогнозировать, распознавать, понимать потребности и намерения заказчика, формируя в рамках решаемых задач общие цели.
Что важно заказчику? Ему важна ваша заинтересованность в качественном решении задачи. А она возникает только в том случае, если аналитик сможет завоевать его доверие, показать, что он эксперт, который его не подведет.
Подчеркну, что аналитик выступает не объектом такого взаимодействия, а полноправным субъектом, способствующим формированию у заказчика профессиональных компетенций в сфере информационно-аналитической деятельности.
Этим и другим вопросам была посвящена конференция, которую возглавляемая мною Школа молодого этнополитолога провела в мае на базе Санкт-Петербургского государственного института культуры. В этом вузе долгие годы трудилась одна из основоположников информационной аналитики Галина Феофановна Гордукалова. Мне посчастливилось познакомиться с ней в 2000-м году на первой научно-практической конференции профессиональных аналитиков. Запомнилось одно ее замечание о том, что сложность работы аналитика заключается не в технологии, т.е. выработке стандартных процедур, а в организационной дисциплине, собранности и самодисциплине, умении кропотливо и ежедневно осуществлять свою работу. Действительно, без этого аналитику трудно достигнуть высокого уровня знания в своей предметной области как постоянно изменяющейся смеси полученного опыта, оценок, информации, экспертной проницательности и природной интуиции, которая дает возможность оценивать, перерабатывать и использовать новый опыт и информацию.
Еще раз подчеркну, что каких-либо особенных приемов легкого получения необходимого сырья для аналитической работы не существует. А есть только рутинная работа.
Подводу итоги.
Аналитик должен быть личностью с большой буквы, его отличает кропотливая, ежедневная, многогранная, творческая деятельность, понимание своей принадлежности к большому экспертно-аналитическому сообществу, состоящему из таких же профессионалов, как он.
Если у человека есть потенциал к этому, внутренняя убежденность, что без этого нельзя, его можно рассматривать как кандидата в аналитики и вкладывать в него весь наставнический пыл.
Коллеги! Почему мы вновь и вновь заостряем внимание на качественной всесторонней подготовке аналитиков? Потому, что информационная аналитика играет все большую роль в осмыслении социальных процессов и влияния на них. При этом аналитик превращается из собственно специалиста по их анализу в «понимателя», а это более высокие требования к их подготовке, овладению компетенциями, и знаниями, а также к опыту.
Спасибо за внимание!