С приближением единого госэкзамена разгорелась традиционная дискуссия – не пора ли его отменить? Отреагировали даже первые лица страны.

Михаил Мишустин предложил «всё серьёзно взвесить», прежде чем принимать решение. А Владимир Путин на съезде РСПП, признав, что у ЕГЭ много минусов, добавил, что этот экзамен «открывает возможности для очень многих детей с периферии».

Против

Этот вопрос aif.ru обсудил с 1-м зампредом Комитета Госдумы по просвещению Яной Лантратовой.

Юлия Борта, aif.ru: – Яна Валерьевна, ЕГЭ уже больше 10 лет, но многих по-прежнему не устраивает. Почему?

Яна Лантратова: – Такой формат экзамена не позволяет раскрыть творческий потенциал школьников, показать преподавателю свои интеллектуальные способности или харизму. Сейчас абитуриент – просто цифра. Обучение в школе превратилось в натаскивание на овладение навыком решения экзаменационных заданий. Любое отступление от алгоритма приводит выпуск­ников в замешательство.

Вот, например, история Алисы Тепляковой, 9-летней девочки, сдавшей ключевые экзамены на проходной балл и поступившей на психологический факультет МГУ, где потом учиться она не смогла. Она ещё раз доказывает, что экзамен не требует глубокого понимания предмета. Более того, возникает вопрос: не является ли школьное образование профанацией, если уже 9-летний ребёнок способен усвоить объём знаний, необходимый для получения аттестата и поступления в вуз?

Что характерно, нижний порог прохождения ЕГЭ постоянно снижается. По математике есть два варианта экзамена, профильный и базовый – последний сможет сдать даже семиклассник. В старших классах внимание учеников сосредоточено на 3–4 предметах, которые они готовятся сдавать. Другие переходят в разряд «неважных», их могут пропускать.

Также получаю жалобы, что в ЕГЭ содержатся некорректно составленные задания и спорные варианты ответов. Процедура апелляции непрозрачна. Статистика по экзамену не раскрывается, что затрудняет независимый анализ результатов ЕГЭ.

– Зато ЕГЭ лишил вузы возможности «продавать» поступление через систему репетиторства.

– На ЕГЭ/ОГЭ/ВПР за последние годы тоже развился огромный бизнес – курсы, репетиторы. Всё это стало обязательной статьёй расходов семьи. Согласно проведённым в 2022 г. опросам, только 9% семей обошлись без занятий с репетиторами. 1,1 млн старшеклассников (78% учеников 10–11-х классов) готовятся к ЕГЭ дополнительно. Около 3 млн занимаются математикой с репетитором или на платных курсах. Как показало исследование РАНХиГС, в 2021 г. дополнительные занятия с репетиторами или специализированные курсы посещали почти две трети (64,7%) школьников. При этом в вузы зачастую всё равно приходят недостаточно подготовленные студенты.

Ни одна из целей, продекларированных при введении ЕГЭ, фактически не была достигнута.

Единый  госэкзамен. Расходная  статья
Сколько родители  тратят на подготовку к ЕГЭ  за год
19%100 тыс. руб.
13%100–200 тыс. руб.
6%200–500  тыс. руб.
В общей сложности российские семьи за год тратят на подготовку к ЕГЭ по математике 41 млрд руб., по английскому языку – 32 млрд. Источник: результат опроса проекта «Шаг – поступай в университет».

За

А что вместо?

Независимая система аттестации после школы нужна. И пока альтернатива ЕГЭ просматривается с трудом, считает другой наш эксперт.

Ирина Абанкина, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ:

– Единый гос­экзамен задумывался как итоговая, независимая от школы аттестация достижений учащихся, чтобы вузы признали результаты и на их основании, а не своих собственных вступительных экзаменов, зачисляли бы студентов. Все мы понимаем, что репетиторство в эпоху «до ЕГЭ» процветало и это было почти узаконенной кормушкой для заработка всех топовых вузов.

Был долгий период адаптации. ЕГЭ стал обязательным только с 2008 г., тогда как апробация его началась ещё в 2001/2002 учебном году. Систему постоянно совершенствовали, меняли системы оценки.

Поначалу результаты ЕГЭ действовали один год, потом продлили на 5 лет. По всем предметам сделали одинаковую 100-балльную шкалу. Хотя многие эксперты подчёркивали, что 60 баллов по русскому языку и по физике – это разные 60 баллов. Со временем из всех предметов исключили задания с выбором ответов. Везде только задания с обоснованиями, решениями. ЕГЭ по информатике сдают на компьютерах, в перспективе это могут распространить и на другие предметы. В последние годы заметно расширен список вузовских олимпиад, которые дают преимущество при поступлении. Вуз вправе дать дополнительные баллы за сдачу норм ГТО, отличный аттестат и т. д.

Во всех странах сложилась система независимой итоговой аттестации после школы. Если мы отменяем ЕГЭ, то нужна другая система, независимая от школы (трудно сопоставлять оценки, если педагоги сами оценивают результаты своего труда), которой бы все могли доверять. И такая, при которой вузы снова не получат в распоряжение репетиторскую «кормушку».

Источник: https://aif.ru/society/education/nuzhno_li_v_rossii_ostavlyat_ege_za_i_protiv

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля