В апреле этого года образовательная платформа Skillbox провела опрос, по результатам которого был сделан вывод о том, что почти каждый пятый житель России (19,2%) принципиально готов сменить профессию. Остаться в той сфере, в которой они уже работают, но освоить смежную тематику хотели 3,8%, еще 29,6% заявили о том, что ищут пути для дополнительного развития.
Конечно, можно было поставить под сомнение указанные цифры, так место проведения опроса является тем ресурсом, куда и приходят поменять профессию. Однако данные, которые получили почти год назад, летом 2022 года аналитики сервиса по трудоустройству «Авито» (абсолютно нейтральный ресурс), свидетельствовали о том, что за год соискательская активность в целом по России выросла на 20%. По регионам же цифры были в разы больше. Наиболее активны были жители Челябинской области, где рост относительно показателей прошлого года составил 79%, затем следуют Калининградская (68%), Иркутская (66%) и Самарская (63%) области, а также Татарстан (59%).
Так что можно сделать вывод о том, что тенденция сменить работу остается постоянной последние годы.
Беспокоит другое. Тот же опрос Skillbox показал, что каждый пятый (21,8%) не знает, чем именно он хотел бы заниматься, 17,9% не уверены в правильности выбора потенциальной будущей работы.
Эти данные с уверенностью доказывают, что профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию) как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве сегодня в стране не работает.
При этом больше половины опрошенных (57,8%) уверены, что профориентация помогает определиться с профессией, 30,9% также придерживаются этой точки зрения, так как считают, что профориентация создана именно с целью определить профессиональное направление. И только 6,3% опрошенных не доверяют этому инструменту, 0,9% заявили, что друзья и семья подскажут лучше.
В связи с этой информацией кажется вполне обоснованным решение Минпросвещения с 1 сентября 2023 г. применять в школах новую программу профессиональной ориентации школьников. 23 марта на форуме «Билет в будущее» глава министерства Сергей Кравцов обозначил профориентацию как основную задачу в построении «суверенной системы образования». Минпросвещения предложило «профориентационный минимум, в рамках которого будут реализовываться профильные предпрофессиональные классы, воспитательная работа, взаимодействие с родителями или законными представителями». Ведомство предлагает создать универсальный набор инструментов для профориентации, так называемый профориентационный минимум, который включил бы в себя на выбор ученика три уровня: базовый, основной и продвинутый. В зависимости от выбранного уровня на профориентацию придется потратить от 40 до 80 часов в течение всего учебного года
«Все ждали, когда в нашей стране от случайных [профориентационных] тестов, которые печатаются с «Яндекса», мы перейдем к осмысленной работе по профориентации», – так поддержал анонсированную министром программу председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев. По его словам, если школьник будет вдохновлен профессией, он будет в ней талантлив и успешен и таким образом он будет в дальнейшем экономически полезен для государства. После анализа проблем трудоустройства, который был проведен комитетом, Метелев пришел к выводу, что половина студентов работает не по специальности, потому что или «поступает вслепую», или «за школьников поступают родители».
С этим предложением категорически не согласна профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская, которая считает, что дополнительно отягощать этим школы в обязательном порядке не стоит, так как современные школьники и так перегружены различными дисциплинами и инициативами. «В идеале надо детям попробовать все возможные виды деятельности, чтобы понять направление талантов или то, что точно “не его”. Профориентационные тесты нужно воспринимать в первую очередь как информацию для размышления детей, подростков совместно с их родителями, но не воспринимать это как обязательное», – уверена она.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов заочно согласился с коллегой и вспомнил опыт СССР, где учеников 9-10-х классов знакомили с рабочими специальностями через учебно-производственные комбинаты. «Человек осваивается в профессии, когда понимает, сколько денег он получит, нравится ли ему процесс труда и профессиональные перспективы. «Никакая профориентация этого знания ребенку дать не может», – пояснил эксперт. Этот опыт сейчас как никогда актуален, так как современные школьники «не стремятся получать профессии, которые в большей степени необходимы экономике, вроде технических специальностей» Экономист уверен, что пока со стороны работодателей не будет продемонстрирована заинтересованность в виде заработной платы, не будет спрогнозировано устойчивое экономическое положение работника, «красивые рассказы о профессии не сыграют роли».
С мнением экономиста о том, что школьник должен быть не только морально, но, прежде всего, материально заинтересован в будущей профессии, сложно спорить. Однако с чего-то нужно начинать, чтобы исправить ситуацию, когда, по некоторым данным, до 70% выпускников вузов работают не по специальности. Пожелаем Минпросвещению успехов в его инициативе.
М. Петрова
PS Сообщаем нашим читателя о том, что Программа бесплатного обучения востребованным специальностям по федеральному проекту «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» продлена на 2023 и 2024 годы. (Подробности по ссылке: https://trudvsem.rosprofobr.ru).
За первые два года возможностями бесплатного обучения воспользовались более 180 тысяч человек — в первую очередь те, кто потерял работу и хочет найти новую, интересную и перспективную. Популярными в прошлом году стали как модные специальности — интернет-маркетолог, тестировщик, веб-дизайнер, программист, — так и более привычные — бухгалтер, повар, сварщик, электромонтажник.
Если вы положительно ответите на вопрос «А вы бы хотели переобучиться новой востребованной профессии?», то можно пройти опрос на https://национальныепроекты.рф/news/gotovy-li-vy-pomenyat-professiyu. Успехов!