
Проблема измерения выхлопа от образования бюрократическими методами всегда представляла большую сложность. Что могут сделать чиновники от образования? Прийти на открытый урок, раздать вопросники ученикам или студентам, помониторить рабочие программы дисциплин, проконтролировать посещение занятий учителями/преподавателями и учениками/студентами, провести тест по остаточным знаниям. Еще победы учеников на конкурсах и олимпиадах всегда говорили в пользу педагогов и образовательных учреждений.
Дает ли это объективную картину? Честно говоря, не очень. В одном и том же классе может быть победитель олимпиады, который вопреки системе и благодаря домашней муштре занял призовое место, и заклятый двоечник-хулиган, гроза одноклассников и учителей. Какова в этом заслуга или вина педагога, не понятно. Увы, но зачастую хорошая школа не та, которая перевоспитывает последнего, а та, которая от него избавляется. Последнее для рейтинга именитой школы легче и плодотворнее.
В вузах всего мира всегда была распространена перлюстрация бумажек, рабочих программ, методов оценки, типа тестов, тем эссе и прочих заданий. Это старейшее и базовое. Далее появилась проверка остаточных знаний, когда через пару лет после прохождения курсов студенты выполняют тест по пройденному курсу или курсам. В некоторых вузах студентов заранее предупреждали о таком тесте, выдавали ответы и настоятельно рекомендовали подготовиться. Такая схема была принята в ряде московских вузов в нулевых. Сегодня все сложнее: проверяют не только бумажки, но и материалы электронных курсов, на госэкзаменах создают комиссию из внешних преподавателей, чтобы свои не наставили незаслуженных пятерок. Некоторые внешние дружественно относятся и к студентам, и к коллегам, а некоторые включают крайнюю принципиальность, особенно если вопрос касается их любимой темы. И если студент начинает «плавать» в любимой узкой теме принципиального внешнего преподавателя, то ему не позавидуешь. Только если влиятельный научник толкнет под бочок своего очень принципиального коллегу из другого вуза, то бедняга спасен. Что ж, экзамен всегда имел много общего с лотереей. Все эти меры оценки качества преподавания, как правило, дают довольно весомую погрешность при оценке конкретного преподавателя и курса.
Думаю, что у школьных учителей похожая ситуация: один может со всей душой выкладываться на уроке, тщательно готовится к занятиям, а второй хорошо ведет документооборот, включая приложение «Моя школа», и работает с классом на минималках. У меня ранее было довольно скептическое отношение к системе оценивания качества образования, но после мер по оценке воспитательной функции я думаю, что все это в целом не плохо.Несколько лет назад вышестоящие решили, что воспитательная функция должна распространяться и на высшее образование. Все бы хорошо, если бы студентам ввели какие-нибудь «разговоры о важном» и успокоились бы на этом. Но нет, оставили простор для творчества. Помимо определённых предметов, типа религий РФ (может, лучше было бы ввести Религиоведение?) нужно проводить вагон и тележку разных мероприятий, олимпиады, конкурсы и конференции, танцевать и развлекать молодежь мероприятиями. В принципе, не плохо, если не нарастающие объемы этих мероприятий, по которым нужно отчитываться. Чиновники давеча открыли, что есть социальные сети, и теперь по любому чиху нужны фотки и ссылки на соцсети. Собрался студенческий кружок обсудить какую-нибудь тему, или будущие хирурги замороженную курицу решили покромсать в качестве тренировки, – нужно пофоткаться и отчитаться. И все, понеслась известная субстанция по трубам: студентов поразвлекать, сфотографировать, выложить и отчет оформить. Достигнем ли мы целей воспитания такой воспитательной работой – вопрос, но отчетов о мероприятиях нагенерим – это к гадалке не ходи. Есть возможность, что вырастим профкомовцев конца 80х, которые великую страну … ну вы знаете. Да и это отнимает время и у преподавателей, и у студентов, некоторых эмоционально выматывает, а некоторые преподаватели и студенты еще и не очень любят фоткаться и блистать в соцсетях, но это не говорит о том, что у них неправильные ценности и они «недовоспитаны». Я уже не юна, и прекрасно понимаю, что мир несовершенен, а бюрократических препонов везде гроздьями, но иногда прямо хочется сказать: «горшочек не вари»! Можно мы просто посидим на кафедре, обсудим курсовую и немножко поговорим. Без фоток и отчетов. Самая эффективная воспитательная работа, как и счастье, любит тишину и плоховато формализована.
Источник: https://dzen.ru/a/Z7N83FFz0gVuNxKG