
На днях состоялось заседании Совета по науке и образованию под председательством президента России Владимира Путина, посвященное подготовке инженерных кадров. Было сказано, что начинать эту работу необходимо со школьной скамьи, с совершенствования преподавания математических и естественно-научных дисциплин, подготовки квалифицированных учителей-предметников. Это правильно, но недостаточно.
Сегодня ощущается острая потребность не просто в профессиональных инженерных кадрах, а в инженерах нового поколения, обладающих качественно иными компетенциями, широким кругозором, научным мировоззрением, социальной и профессиональной ответственностью (последнее, как показал массовый выезд из сраны квалифицированных специалистов на фоне СВО, крайне актуально). И здесь важна современная гуманитарная составляющая подготовки инженерных кадров.
Необходим принципиально иной уровень подготовки специалистов, включающий ценностные и этические аспекты, отказ от узкого понимания инженерной деятельности как инструмента воздействия на материальные объекты, превращение ее в важнейший ресурс в области технологического переформатирования общественных отношений.
Приходится констатировать, что в учебных программах технических вузов и сузов акцент по-прежнему делается на так называемые профильные предметы и новые специальные дисциплины, которые непосредственно формируют у студентов необходимые для их специальности профессиональные компетенции. При этом объем социогуманитарных дисциплин, которые по определению являются непрофильными для будущих выпускников технических вузов, остается прежним или даже сокращается. А раз непрофильные, значит – как бы не совсем обязательные.
Формально в подавляющем большинстве технических университетов гуманитарные дисциплины ещё остаются в учебных планах различных технических специальностей, однако всё чаще считается, что никакой практической пользы эти предметы не имеют, а значит рано или поздно они могут незаметно и без особого ущерба исчезнуть, освободим место для более «полезных знаний». Проблема заключается в том, что подчас именно специальные знания оказываются наиболее социально значимыми для формирования у студентов целостного, системного решения познавательных и профессиональных задач.
Речь, по существу, идет о переоценке самого технического образования с позиции овладения будущими инженерами профессиональной культурой, включающей непрерывный детальный анализ собственной деятельности. Такой подход позволит решить сформулированную Владимиром Путиным задачу: «Нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования».
В. Петров