На сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных изучению феномена политического имиджа государства, так как политический имидж страны всегда играл важную роль во внешней и внутренней политике. Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих непосредственное влияние на политический имидж того или иного субъекта политики являются средства массовой информации. Они формируют информационное пространство, а значит и сам политический имидж. Актуальность исследований политического имиджа России в зарубежных СМИ, а именно в Испании обусловлена тем, что на этапе ухудшения внешнеполитических отношений России с Европейским союзом, существует необходимость рассмотрения политического имиджа России в СМИ Испании как государства не представляющего РФ в качестве геополитического конкурента. Сложность в изучении политического имиджа страны заключается в существовании множества интерпретаций понятия политического имиджа и сравнения его с образом государства.

Первую группу источников составляют отечественные и зарубежные исследования, посвященные изучению проблематики разделения понятий «образа» и «имиджа». Необходимо упомянуть работы Б. Брюса, К.С Гаджиева, Дж. С. Най, Е. Б Шестопал. В этих исследованиях рассматриваются особенности формирования политического имиджа и образа, их характеристики, а также сходства и различия   [1].

Вторую группу источников составляют работы, рассматривающие политический имидж государства, с перспективы его международного представления. Здесь следует упомянуть исследования Е.Н. Давыборец, О.А. Пономарева, Ю.Н. Татаринова, И.К. Харичкина, так как построение позитивного политического международного имидж – это одна из приоритетных задач внешней политики любого государства  [2].

Третью группу источников формируют исследования имиджа Российской Федерации на современном этапе, которые мы можем встретить в работах Б.Г. Койбаева, О.Л. Солдаткиной, но необходимо отметить тот факт, что они прежде всего рассматривают внутриполитические составляющие политического имиджа, а внешнеполитическая его сторона не освещается в должной мере  [3].

Четвертую группу источников составляют научные статьи, рассматривающие процесс формирования политического имиджа России в СМИ Испании. С. В. Кузьмич, А.С. Олейников, О. В. Пироженко., Славина В.А. занимались данной проблематикой. В их работах можно найти анализ статей, опубликованных в современной испанской прессе: электронных версиях газет «El Pais» и «El Mundo». Здесь обосновывается необходимость создания позитивного политического имиджа государства. Также представляются основные характеристики того, как Россию представляют испанские СМИ [4].

Пятую группу источников составляют социологические опросы, касающиеся отношения населения страны к другому государству, как со стороны Испании, так и со стороны России. Согласно опросам, проведенным испанским Королевским Институтом Элькано (Real Instituto Elcano), Испания для российских граждан является страной, обладающей позитивным политическим имиджем и имеет довольно высокую оценку респондентов. Россия же в свою очередь представляется не в лучшем свете, что ясно при анализе ряда опросов, проведенных Центром Социологических Исследований Испании (CIS)  [5].

Таким образом, невзирая на тот факт, что существует большое количество различных исследований, рассматривающих политический имидж России в СМИ Испании, данная тема требует более углубленного изучения, ввиду постоянно изменяющейся политической обстановки и как следствие политического имиджа современной России.

Список используемых источников и литературы

  1. Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. М.: Андалус, 2007. 128 с.; Дж. С. Най Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике / Джозеф С. Най; пер.[с англ.] В. И. Супруна. Новосибирск; М: Фонд социо-прогност. исслед. Тренды. 2006. 221 с.; Bruce В. Images of power: How the image makers shape our leaders. L. 1992. 192 pp. Шестопал Е. Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс. 2008. 288 с.
  2. Давыборец Е. Н. Формирование имиджа лидера современного государства. – Дальнаука, 2009; Пономарева О. А. Политический имидж и его сущность //Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве. 2007; Татаринова Ю.Н., Харичкин И.К. Политический имидж политической элиты сквозь призму электоральных предпочтений // Вестник ГУУ. 2012. №4.
  3. Койбаев Б.Г. Политический имидж государства в современном глобальном информационном пространстве // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013; Солдаткина О.Л. Реализация информационной функции права как инструмент формирования позитивного правового имиджа государства // Международный и национальный механизмы обеспечения суверенитета. 2017.
  4. Кузьмич С. В. Имидж России на страницах газеты «El Mundo» : тематическая карта публикаций за 2015 – 2020 годы на основе анализа комментариев читателей // Мир науки, культуры, образования, 2021,№3 (88), с. 435-440; Пироженко О. В. Коммуникативные стратегии в СМИ: образ России в современной Испании // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, 2018, №1 (111), с. 98-101; Славина, В.А., Олейников А. С. Репрезентация образа России в испанской прессе [Текст] / В. А. Славина, А. С. Олейников // Преподаватель ХХI век. 2018. № 4. С. 444–45.
  5. La reputación de España en el mundo. Country RepTrak®2019
  6. :https://www.realinstitutoelcano.org/encuestas/la-reputacion-de-espana-en-el-mundo-country-reptrak2019/   (дата обращения 25.10.2022);

Nueve de cada diez españoles cree que Putin debería ser juzgado por crímenes de Guerra //La Vanguardia//

  1. :https://www.lavanguardia.com/politica/20220426/8223183/nueve-diez-espanoles-cree-putin-deberia-juzgado-crimenes-guerra.html (дата обращения 25.10.2022).

Автор: Лагвилава Виктория, студент 4 курса Московского государственного лингвистического университета

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля