
Год назад во время своей «Прямой линии» Владимир Путин неожиданно вспомнил об одном из самых великих политиков в истории Германии: «Может быть, не к месту будет Бисмарка вспоминать. Но, тем не менее, он служил когда-то в России, жил в России, хоть и стал выдающимся немецким деятелем. Он как-то сказал, что войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники. Вот это, это правильно, это абсолютно точно». На первый взгляд, это высказывание может показаться не очень понятным. Что может быть более далеким от полей сражений – если не географически, то ментально, – чем церковь во время проповеди или школьный класс во время урока? Но и церковь, и школа, и другие общественные институты – это те места, где «куется» патриотизм.
Именно от степени патриотического настроя того или иного общества в очень значительной мере зависит, способно ли оно выигрывать военные конфликты или нет.
Вот как это работает на практике. Дуайт Эйзенхауэр, прославленный полководец, ставший не менее прославленным государственным деятелем во время своей первой инаугурации в качестве президента США, 20 января 1953 года сказал: «Патриотизм означает наличие хорошо экипированных вооруженных сил и хорошо подготовленных граждан. Моральная стойкость означает большее количество энергии и более высокую производительность на ферме и заводе. Любовь к свободе означает бережное отношение ко всем ресурсам, которые делают свободу возможной, – от неприкосновенности наших семей и богатства нашей земли до гениальности наших ученых».
«Патриотизм», «моральная стойкость», «любовь к Родине» – еще недавно (недавно – в смысле исторической перспективы, конечно) в России были времена, когда эти понятия считались глубоко немодными. Вот как об этом накануне высказался Путин: «Мы в новейшей истории прошли тот период, когда наше прежнее поколение политиков, на мой взгляд, пошло даже на разрушение собственной страны в надежде на то, что Россия станет частью так называемого цивилизованного мира. А этому цивилизованному миру только этого было и нужно». А вот России, как это стало абсолютно понятно сейчас, было нужно совсем другое: патриотизм, патриотизм и еще раз патриотизм.
Возвращение к истокам российского патриотизма – это не просто «задача на завтрашний день». Это то, что происходит сегодня, в данный момент, прямо сейчас.
Великий Константин Станиславский как-то раз сказал: «Искусство – отражение и познание жизни. Не зная жизни, творить нельзя». Главным содержанием жизни страны сегодня является СВО. Это касается и линии фронта, где наши войска выбивают противника с исконных российских территорий. Это касается и тыловых регионов, мирная жизнь в которых продолжается благодаря подвигам наших героев на передовой. Так сейчас выглядит наша действительность, игнорировать которую наша культура не может ни в коем случае (за исключением тех случаев, про которые тот же самый Станиславский сказал свое знаменитое «не верю»).
И вот что радостно. Российская культура смогла достойно ответить на вызов времени. Впрочем, довольно общих формулировок. Перейдем лучше к конкретике, в которой заключен несравненно больший объем моральной силы и моральной правды.
Посвященный СВО поэтический сборник «За други своя». Стихотворение Татьяны Ветровой из города Северобайкальска в Бурятии:
Здравствуй, сыночек!
У нас потеплело, распутица.
Снег был с утра, а к обеду растаял совсем.
Здравствуй, сыночек!
А жизнь, как обычно, всё крутится,
Словно волчок твой, во всей разноцветной красе…
Нынче смотрела альбом, вспоминала, смеялась,
Как ты впервые сказал улыбаясь: «Агу»…
Не беспокойся, что на зиму дров не хватало,
Мне привезли.
А сосед обещал: «Помогу».
Здравствуй, сыночек!
Вяжу вечерами носочки,
Теплые, шерсти хорошей – белёной нашла…
Часто не спится, всё думаю, как вы сыночки?
Ты ж не один там…
Как крепко бы всех обняла…
У того, кто не проникнется, не поймет, о чем это стихотворение, не поймет чувств матери, наверное, просто нет и сердца. И больше к этому ничего не добавишь – кроме, наверное, вот чего. Гений русской патриотической поэзии Федор Тютчев написал в XIX веке: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь». Неправда ваша в данном случае, Федор Иванович! В жизни страны бывают такие ситуации, такие эпохи, когда совершенно невозможно молчать о сокровенном, когда «мысль изреченная есть правда». Сегодня Россия живет именно в такой исторической эпохе.
Сегодня в России наблюдается расцвет патриотической поэзии, патриотической прозы (17 декабря при участии фонда «Защитники Отечества» и Захара Прилепина в Российской государственной библиотеке прошла презентация уже третьего сборника рассказов и стихотворений участников СВО «Честь наивысшая – носить русский мундир»), патриотического кино (очень скоро на экранах страны появится посвященный СВО фильм «Алдан»), всех других патриотических форм искусства и культуры.
И то, что происходит сейчас – только начало. Патриотизм вернулся в Россию. И больше из нее он никогда не уйдет.
Семен Николаев
“The thought spoken is the truth.” Patriotism has become the foundation of modern Russian culture
A year ago, during his “Direct Line,” Vladimir Putin suddenly recalled one of the greatest politicians in German history: “Maybe it won’t be appropriate to remember Bismarck. Nevertheless, he once served in Russia, lived in Russia, although he became an outstanding German figure. He once said that wars are won not by generals, but by schoolteachers and priests. That’s right, that’s absolutely right.” At first glance, this statement may not seem very clear. What could be more distant from the battlefields–if not geographically, then mentally–than a church during a sermon or a classroom during a lesson? But the church, the school, and other public institutions are the places where patriotism is “forged”.
Semyon Nikolaev