
Пока Дональд Трамп и Владимир Путин ездили по Аляске в кадиллаке, ведя переговоры о мире на Украине и заявляя о новом переделе мира, зон интересов, природных ресурсов и капиталов, где-то в Сербии наш человек встал рано утром и перед тем, как почистить зубы и посмотреть в окно, чтобы увидеть, какова погода, он исполнил еще один древний ритуал. Он размышлял о том, с кем сегодня он будет ссориться. Но я за него не беспокоюсь. Выбор кандидатов бесконечен!
И пока кофе начинает пениться из джезвы, он же в голове начал вести свою малую, частную войну. Может, с соседом? Может, с тестем? Может, с шефом? Чаще всего с самим собой. В каждом из тех иррациональных раздоров, которые он начал давно, а может вчера, кто-то должен быть виноват. Но только не сам анонимный герой, который сварил кофе и собирается идти на работу. А потом, как бы трудясь сверхурочно, вступает в решительный бой. Против кого? Выясняется, что чаще всего против самого себя.
Если у него нет врага, то серб–традиционалист или современный серб, еврофанатик или националист, ярый сторонник всего сербского или нет, – любой их них, – обязательно его выдумает. Если нет иностранной силы, его дестабилизирует, серб поищет брата, чтобы заняться им. Особенно, если речь идет о разделе имущества или о политических взглядах. Тогда обычно следует война, в которой в плен не берут. Так веками в Сербии идут внутренние бессмысленные схватки, и когда посмотрим на себя в волшебное зеркало, разделенные, разругавшиеся и готовые так страстно самоистребляться, то спрашиваю себя, не есть ли это чей-то политический проект со стороны, чтобы всё в Сербии свелось к вечным непродуктивным и крайне глупым дракам? Или здесь дело в жадности и одновременной безответственности ее элит, которые наполняют собственные карманы, а чужие опустошают, маскируя это переливание провоцированием традиционных внутренних дележей.
Кто же участники сербско-сербских битв, которые повторяются так часто почти правильными историческими циклами? И почему мы этого никогда не вспомним как повод для того, чтобы в конце концов одуматься? Боже мой, как будто болезнь Альцгеймера заразна! Кто настоящий творец идеи, чтобы мы упускали всякий исторический шанс, размещаясь в два окопа, из которых целимся друг в друга, выкрикивая лозунг: «Мы против нас»? В ходе истории народа, который породил Николу Теслу, Иво Андрича, Милутина Миланковича, Новака Джоковича или Николу Йокича, мы доказали, что мы одинаково талантливы как в изобретательстве, так и в раздорах. И в том, что касается переменного тока, и форхенда, и оказания помощи, и ненависти. Всякий успех должен быть оспорен, всякий вождь – сметен, всякая надежда превращена в сомнение. Так как у нас призыв к минимуму разумного согласия, что никак не подразумевает однообразия в мыслях, на самом деле крайне сомнителен.
Еще со времен, когда Карагеоргий и князь Милош по очереди толкали друг друга в как пропасть, так и в хрестоматии, единство в переделах завершилось тем, что один из них был укорочен на голову – вторым.
В Первой мировой войне мы погибали плечом к плечу все, кроме некоторых поставщиков, которые вышли в господа за счет тех, кто проливал кровь за отчизну. Во Второй мировой войне мы гинули, в основном, друг от друга. Ну и кто тогда больший патриот? Тот, что носил шапку со звездой, или тот, кто с кокардой? Разыгрываются следующие акты в темном вилайете сербской судьбы. Как сказал один мой приятель: у нас история никогда не закончена, только продолжение становится все банальнее.
В Скупщине, на улицах, в разделившихся СМИ и в социальных сетях генерируется ненависть, так что те из «предателей», «воров», «ботов», «получателей денег из-за рубежа», «четников», «усташей», «геев», «коммунистов», «верующих», «цыган», «могильщиков», каждый, кто хочет обратить внимание на то, что полезнее приставить палец ко лбу, чем держать его в носу, находится на линии огня. И те, и эти обрушатся на них, считая их расшатывающим фактором традиционной сербско-сербской вражды. Почему эксцессом объявляется каждый, кто не соглашается влазить в окопы противостоящих сторон? Потому что он нарушает невидимый порядок коллективной анксиозности. Менее важно, что все живут на одинаковую зарплату, едут одним и тем же троллейбусом и ругают одни и те же дыры в асфальте. Важно то, что существует некто –тот, другой, в противоположном окопе, с которым мы кокетливо переглядываемся, с другой, с противоположной стороны прицела. Как двое супругов после плохого развода. Вот в это превратилось наше общество?
Интернет – особое поле боя. Там окопы самые глубокие. Будто бы выкопанные в поисках нефти. А потому достаточно глубокие для того, чтобы иррациональная ненависть длилась годами. Команд ботов спят посменно. Появились и новые профессии, как картины абсурдности сегодняшнего дня и еще большей абсурдности будущего. Специалисты по наклеиванию этикеток, аналитики, ни дня тому не учившиеся, и храбрые патриоты, которые ведут войны, сидя в кресле. Твит, пост или стори сегодня стоят выше, чем официальная награда за профессиональный журнализм. Если не ненавидишь достаточно громко, то ты не релевантен, не соответствуешь. И, обязательно, ненормален! Пока мы делимся по швам, которые уже не держат и панталоны, мир идет дальше. Китай строит умные города, а мы не можем синхронизировать даже светофоры. Американцы и русские заключают новые сделки, Китай выжидает, чтобы вмешаться, европейцы поделены на либералов и суверенистов в то время, как мы пропускаем еще одну большую возможность, чтобы на аукционе нового мира, наконец-то вытащить золотой слиток. Вместо того, чтобы, как нация, определить контуры своих интересов, выбрать выигрывающую сторону, мы считаем разбитые в драке головы, а это значит, что по обычаю старого времени, мы решили, что вместо золотого слитка выберем кирпич. А, если уж так, то давайте используем его, разбивая друг другу головы!
Иногда я вспоминаю старика из Шумадии, с которым беседовал в кафе, где подавали отличное жареное мясо. «Сынок, здесь каждый каждого предал хотя бы единожды. Только кладбище нейтрально». Затем, как бы приоткрывая древний заговор, добавил: «И не думай, что этот Вук Караджич был мудрецом. Он был шпионом. Есть об этом в книгах, но не в тех, по которым учатся дети». Не хотелось мне ему противоречить, и из-за отличного мяса, да и потому, что был симпатичен. Зачем портить ему приятный полдень и народное предание, которое он передает из поколения в поколение.
Вспомнил я этого добродушного теоретика заговоров в то время, когда стычки на улицах повторяются из ночи в ночь, как сериалы Синиши Павича, но не на экране, а на улицах, как сербская ночь сурка. Спрашиваю себя, как ум и разум исчезают перед агрессией и скатыванием в еще одну возможную национальную катастрофу. К тому скатыванию мы, вообще, весьма склонны. Но почему мы ему предаемся с традиционной дилеммой «мы» или «они», когда нет настоящего победителя, кроме, как станем придорожными крестами, как предостережение будущим поколениям, что опять мы ничему не научились.
Пока мир меняет свой ДНК, настал момент, чтобы нам попробовать провести редкий научный эксперимент, которого мы так успешно избегали: для начала навеки отречемся от проклятия, что в Сербии ни одна секира не закопана достаточно глубоко. Почему мы так упорствуем в собственном самоуничтожении вместо того, чтобы попробовать быть прагматичными и интеллигентными. Если надо, и искусственно!
Если не научимся быть союзниками сами себе, то, может быть, история нас не накажет. Просто нас забудет и скажет: «Не причитайте снова и над самими собой, что пропустили еще один шанс».
Александр Апостоловски
Перевод с сербского: Владимир Наумов
Перевод с сербского: Владимир Наумов
